Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Праздник Светлая Пасха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конькова Елена Викторовна

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

«Прздник Светлая Пасха»

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры

Задачи:

Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности.

.Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому. Воспитывать уважение к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа
Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки, 
Материал: экран, аудиозапись звона колоколов,яйца из пенопласта, фломастеры, клей ножницы, паетки, бисер, ленточки.

Ход занятия: 
Воспитатель:
Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать. 
Ребята, какие народные праздники вы знаете? Давайте вспомним их.
Ответы детей. 
Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции. 
На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой. 
Воспитатель. А что делают на Пасху? 
Ответы детей. 
Воспитатель. Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи. 
Воспитатель: Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе. 
Воспитатель: А кто знает, что это за праздник? 
Ответы детей. Празднуется Воскресение Иисуса Христа. 
Воспитатель: Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год. 
Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник - Пасха. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали "праздником праздников". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов.

(слушание звона колоколов)

Всю неделю народ приходил друг к другу в гости, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца. 
(показ слайда с разными пасхальными яйцами)

Женщины очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога.

(показ слайда с куличами, пасхой)

Когда наступал праздничный день,люди доставали из сундуков нарядные одежды и  всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться». 
(показ слайда )

 -В пасхальную ночь люди спешили в церковь. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом. 
  ( показ слайда)

- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? 
Ответы детей. 
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать. 
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо. 
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает. 
- Правильно – пасхальное яйцо. 
- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца? 
- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни 
- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? 
- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. 
Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков) .
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом. 

     (показ слайда  с Иисусом Христом)
Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. 
Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют - Страстной пятницей.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. 
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. 
Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным. 
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору Тиберию яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным… С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить. 
Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц. 
(показ слайда с пасхальными яйцами)

Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. 
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет. 
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным. 
В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком. 
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Давайте и мы с вами поиграем. 
Игры детей
Игра «Чьё яйцо будет дольше крутиться? »
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель. 
Игра «Чьё яйцо дальше укатится? »
Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. 
Эстафета «Кто быстрее прокатит яйцо между конусов деревянными ложками».
Игра «Бой крашенок»
Участвуют по парам. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов! " Игроки бьются крашенками любой стороной. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл. 
Игра «Боулинг по-русски». По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, матрешки и т. д. и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Задача играющих – своими яйцами выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. (К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок) 
Игра «За двумя зайцами». Воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга. 
Игра «Курица -несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков. 
Воспитатель: Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: 
Воспитатель: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным». 
Воспитатель: А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое. 
Воспитатель: Как вы думаете, какое у нас будет лето? 
Ответы детей. 
Продуктивная деятельность.самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы. 
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам украсить яица из пенопласта и подарить своим друзьям, как оберег. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать яица к Празднику Пасхи.

(дети рисуют узоры  фломастерами, украшают яйца паетками.бисером, ленточками)

Итог – анализ: 
Ваших  пасхальные яйца получились яркими, красочными, ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души. 
Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца? 
Ответы детей. Писанки
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха 
- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи. 
- О чем узнали на занятии? 
- Что было нового и интересного для вас? 
- Вам понравилось занятие? 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

«Прздник Светлая Пасха»

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры

Задачи: 

Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности.

.Воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому. Воспитывать уважение к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа
Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки, 
Материал: экран, аудиозапись звона колоколов,яйца из пенопласта, фломастеры, клей ножницы, паетки, бисер, ленточки.

Ход занятия: 
Воспитатель:
 Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать. 
Ребята, какие народные праздники вы знаете? Давайте вспомним их.
Ответы детей. 
Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции. 
На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой. 
Воспитатель. А что делают на Пасху? 
Ответы детей. 
Воспитатель. Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи. 
Воспитатель: Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе. 
Воспитатель: А кто знает, что это за праздник? 
Ответы детей. Празднуется Воскресение Иисуса Христа. 
Воспитатель: Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год. 
Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник - Пасха. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали "праздником праздников". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов.

(слушание звона колоколов)

Всю неделю народ приходил друг к другу в гости, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца. 
(показ слайда с разными пасхальными яйцами)

Женщины очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога.

(показ слайда с куличами, пасхой)

Когда наступал праздничный день,люди доставали из сундуков нарядные одежды и  всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться». 
(
показ слайда )

 -В пасхальную ночь люди спешили в церковь. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом. 
  ( показ слайда)

- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? 
Ответы детей. 
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать. 
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо. 
- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает. 
- Правильно – пасхальное яйцо. 
- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца? 
- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни 
- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? 
- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. 
Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков) .
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом. 

     (показ слайда  с Иисусом Христом)
Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. 
Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют - Страстной пятницей.
Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем. 
В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут. 
Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным. 
Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору Тиберию яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»
Яйцо тут же стало красным… С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить. 
Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц. 
(показ слайда с пасхальными яйцами)

Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. 
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет. 
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным. 
В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком. 
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Давайте и мы с вами поиграем. 
Игры детей
Игра «Чьё яйцо будет дольше крутиться? »
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель. 
Игра «Чьё яйцо дальше укатится? »
Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. 
Эстафета «Кто быстрее прокатит яйцо между конусов деревянными ложками».
Игра «Бой крашенок»
Участвуют по парам. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов! " Игроки бьются крашенками любой стороной. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл. 
Игра «Боулинг по-русски». По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, матрешки и т. д. и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Задача играющих – своими яйцами выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. (К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок) 
Игра «За двумя зайцами». Воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга. 
Игра «Курица -несушка»: для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков. 
Воспитатель: Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: 
Воспитатель: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным». 
Воспитатель: А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое. 
Воспитатель: Как вы думаете, какое у нас будет лето? 
Ответы детей. 
Продуктивная деятельность.самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы. 
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам украсить яица из пенопласта и подарить своим друзьям, как оберег. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать яица к Празднику Пасхи.

(дети рисуют узоры  фломастерами, украшают яйца паетками.бисером, ленточками)

Итог – анализ: 
Ваших  пасхальные яйца получились яркими, красочными, ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души. 
Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца? 
Ответы детей. Писанки
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха 
- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи. 
- О чем узнали на занятии? 
- Что было нового и интересного для вас? 
- Вам понравилось занятие? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"

Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Зимушка - зима»

Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей.     1-Образовательная:  формировать представление детей...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: приобщ...