Методическая разработка Паспорт проекта "Что мы знаем о растениях"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о растениях, их свойствах, пользе и опасности для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_kratkosrochnogo_proekta_chto_my_znaem_o_rasteniyah.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Проект
«Что мы знаем о растениях»
Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться,
Трав лекарственных запас
Помогает в трудный час.
Наталья Анишина.
Подготовила и провела:
Воспитатели Росицкая Г.Е.
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно- исследовательский
По тематике: экологический
По количеству участников: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)
Реализация проекта: сентябрь 2023 г
Участники: дети старшей группы, воспитатель Росицкая Г.Е родители воспитанников группы.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Что мы знаем о растениях».
Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний детей о растениях, их свойствах, пользе и опасности для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Уточнить и расширить знания детей о названиях растений, их ценности для здоровья, правил пользования.
- Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете; с разновидностями ядовитых растений – опасных для здоровья человека, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта.
- Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие:
- Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать.
- Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных и опасных растениях.
- Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю, а также бережное отношение к природе.
Объект исследования: растения
Предмет исследования: свойства растений, знания правил безопасного обращения с растениями.
Методы исследования:
• исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения;
• наглядные: рассматривание растений, иллюстраций,
• словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
• практические: рисование, сбор лекарственных трав, оформление альбома и гербария.
Гипотеза: Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
Планируемый результат:
Дети должны знать:
- виды лекарственных растений, способы их сбора и применения;
- виды ядовитых растений и правил безопасного обращения с данными растениями;
- стихотворения о растениях;
- значение лекарственных растений в жизни человека.
Дети должны уметь:
- отличать лекарственные растения от других видов;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;
- элементарно прогнозировать последствия нарушения правил обращения с растениями.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, развитие физических навыков.
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; подборка детской познавательной и художественной литературы о растениях, раскраски; дидактические игры; альбом «Растительный мир», иллюстрации по теме.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
2 этап. Основной. Реализация проекта
3 этап. Заключительный. Анализ результатов
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ
I этап. Подготовительный
1. Подбор литературы: методической, детской.
2. Подбор стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта.
3. Подбор демонстрационного материала.
4. Определение тематики бесед с детьми:
5. Определение тематики проблемных вопросов:
6. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.
7. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
8. Подбор оборудования.
Работа с детьми
Познавательная деятельность |
|
Продуктивная деятельность | 1.Рисование «Наш друг - подорожник» 2.Аппликация «Ромашковое поле» 3. Рисование «Чудо – растения» |
Художественно – речевая деятельность | Чтение литературных произведений: - Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет», - Н. Павлова «Загадки цветов», - А, Плешакова «Зеленые страницы», - Заучивание загадок и стихов о растениях - Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я - подорожник…», «Я - ромашка…», «Я - крапива…» |
Игровая деятельность | Дидактическая игры «Съедобное – Несъедобное», «Что лечит это растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор», «Вылечи человека». Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”. |
Поисково-исследовательская деятельность | 1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое изображение). 2.«На участке ищем полезные растения» 3.«Где лучше посадить растения?» 4. Составление схем «Что лечит растение» |
Работа с родителями
- Ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»
- Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»
- Памятка «Правила сбора лекарственных растений»
- Экскурсия с детьми «В аптеку».
- Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений.
II этап Основной
1. Беседа «Лекарственные растения»
Цель: выявить уровень знания детей о лекарственных растениях, уточнить и приумножить представления детей о мире целебных растений, их пользе для человека.
2. Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: закрепить знания детей о ядовитых и лекарственных растениях.
3. Дидактическая игра «Определи по запаху».
Цель: учить детей определять лекарственные растения по характерному запаху, расширять знания о них; уметь рассказывать о его лечебных свойствах; развивать свою связную речь, закреплять полученные знания в процессе упражнения.
4. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: учить детей узнавать лекарственные растения по характерным признакам.
5.Дидактическое упражнение «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду, строению, составлять рассказ о нем.
6. Дидактическая игра. «Вершки и корешки»
Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья. Клевер – цветы, листья.
7.Словесно – дидактическая игра: «Вылечи куклу»
Цель: закрепить знания о лечебных свойствах растений, учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.
8. Задание «Что лишнее?»
Цель: уметь отделять лекарственные растения от других растений.
9. Чтение рассказов А. Плешакова «Зеленые страницы»
Цель: обогащать знания детей о мире лекарственных растений, развивать словарный запас, продолжать воспитывать любовь к художественной литературе.
10. Экскурсия по территории детского сада.
Цель: познакомить детей с условиями произрастания лекарственных растений, способами их сбора.
11. Наблюдение «Строение растения»
Цель: уточнить знания детей о частях растений.
12. Дидактическая игра «Третий лишний».
Цель: учить детей отличать растения по их значению для человека.
13. ТРИЗ Игра «Хорошо-плохо» («Слушается дело Крапивы и Чистотела»)
Цель: создать условия для развития у детей умения находить в одном и том же предмете (растении) полезные и вредные свойства.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
III этап Заключительный
1. Оформление гербария «Лекарственные растения» (с помощью родителей)
Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников.
2. Оформление стенда «Полезные и ядовитые растения»
Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу; закреплять знания о ядовитых растениях и соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3. Оформление альбома «Зеленая аптека» с описанием.
Цель: включение родителей в работу по проекту, в процесс экологического воспитания детей.
4. Фитобар (после опроса и получения разрешения от родителей воспитанников, проведение дегустации лекарственных чаев)
Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Обобщающий этап.
«Презентация проекта»
- Выставка рисунков «Чудо – растения»
- Альбом «Зеленая аптека»
- Консультации для родителей
- Дидактическая игра «Фитодоктор»
- Загадки о лекарственных растениях
- Викторина «Знатоки лечебных трав»
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Что мы знаем о растениях» детям давалась необходимая сумма знаний о пользе и значении целебных растений для человека. При этом у детей развивалось более осознанное и бережное отношение к миру живой природы, дети научились прогнозировать последствия совершаемых ими поступков.
В ходе реализации проекта заинтересовали родителей в осознании необходимости работы по экологическому воспитанию в семье, критерием оценки проекта явилась, что дети и взрослые в повседневной жизни стремятся соблюдать правила безопасного поведения в природе.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: был обогащён опыт детей в уходе за растениями, методах их сбора и заготовки без ущерба для природы.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. В ходе поисково-познавательной деятельности развили воображение, мышление, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия для дошкольников: «Знаем символы страны - этим знанием сильны!»
· Методическая разработка посвящена методике организации работы по декоративно-прикладному творчеству в системе ДОД, включает в себя элементы патриотиче...
Методическая разработка паспорта проекта "Мой дом - моя семья"
Методическая разработка паспорта проекта "Мой дом - моя семья"...
Авторская методическая разработка. Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды"
Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды" для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка паспорта группы.
Методическая разработка паспорта группы. Пример написания, составления. Старшая группа. ГБДОУ № 35 Кировского района....
Собственная методическая разработка "Дерево, я тебя знаю!"
Методическая разработка логопедического занятия в старшей группе...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «За значками ГТО»
Цель: приобщать к массовому спортивному движению «Готов к труду и обороне!»....
Методическая разработка. Сценарий интеллектуальной игры «Знаем-отвечаем»
В методической разработке представлен порядок организации и проведения интеллектуальной игры для детей старшего дошкольного возраста, предусматривающей демонстрацию умения работать в команде; об...