проект «Мои летние открытия»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Хураськина Елена Леонидовна

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Любознательность — один из постоянных

 и верных признаков энергичного ума

 Сэмюэл Джонсон

Паспорт проекта

Название проекта

«Мои летние открытия»

Тема

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) с природой

Автор проекта

Воспитатель Хураськина Елена Леонидовна

Место реализации

МБДОУ «Детский сад №158» г. Чебоксары,

ул. Кукшумская, дом 3

Проблема, на решение которой направлен проект

Отсутствие познавательного интереса, низкий уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Цель проекта

Развитие познавательного интереса и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством безопасного общения с объектами природы, при решении проблемных ситуаций.

Задачи проекта

1.Создание условий для развития у детей навыков познавательно - исследовательской работы совместно с педагогами и родителями.

2.Накопление и обогащение познавательно – исследовательского опыта детей: совершенствовать у детей умение наблюдать, слушать, исследовать,  анализировать и обобщать, делать простейшие выводы.

3.Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру.

4.Обогащать, расширять активный и пассивный словарь детей, совершенствовать речь дошкольников.

5.Закрепить и расширять знания старших дошкольников о безопасности в природе.

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, педагоги, родители, ближайшее окружение природы

Сроки реализации

1 месяц - июль 2023г.

Ожидаемые результаты

1.Развитие познавательных интересов, любознательности старших дошкольников дошкольников к объектам окружающей природы.

2. Систематизация знаний, формирование умений установления причинно-следственных связей между объектами живой природы.

3.Коррекция имеющихся речевых недостатков, развитие речи.

4. Развитие сплоченности детей, педагогов, родителей.

Пояснительная записка

Еще И.Г. Песталоцци отмечал, что созерцание природы является единственно подлинным фундаментом человеческого познания, а ее познание протекает в единстве с овладением речи. Природа-это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного, речевого развития ребенка. Потребность в новых впечатлениях, знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития дошкольного возраста. Активная позиция детей в многообразном мире природы, заинтересованность, поддержка детской инициативы способствовали повышению способность к запоминанию и воспроизведению вербального материала, выработке устойчивости внимания, развитию способности к переключению.

Актуальность проекта

Практика показывает, то положительный эмоциональный настрой воспитанников после активного общения с природой, приносит колоссальное удовольствие.  Из-за того, что дошкольники активно вовлечены в данную деятельность, они искренне радуются, делятся новыми впечатлениями, новыми знаниями, тем самым формируется положительный эмоциональный климат внутри группы. Планомерная работа по познанию окружающей природы объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть неуверенность в своих силах.

Основной метод в проектной деятельности не только специально организованные формы работы, но и широкое использование методов «Ситуация», «Удивление», «Открытия» в совместной познавательно-исследовательской работе, поддержка детской инициативы, закрепление и расширение словаря, развитие связной речи.

Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.  Таким образом, педагог перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):

Этап

Особенности

Работа над речью детей

1.Введение в ситуацию

Создание условий (мотивации) для включения детей в деятельность

Эмоциональное включение детей в беседу

2. Актуализация

Организация предметной деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт детей

Формирование опыта понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками и коррекции своих ошибок

3.  Затруднения в ситуации

Моделирование ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями в индивидуальной деятельности

У детей вырабатывается такое важное качество, как умение видеть свои ошибки, признавать, что «я чего-то пока не знаю (или не умею)». Воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто»

4. Открытие детьми нового знания (способа действий)

Вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший раннее вопрос проблемного характера

Используются проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках. 

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

Использование дидактических игр, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее

Обращаем внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность

6.  Осмысление (итог)

Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели (самооценка)

Создание условий для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела

Концепция проекта

Мы считаем, что целенаправленная познавательно - исследовательская работа с детьми по ознакомлению с окружающим миром, позволяет развивать у детей старшего дошкольного возраста любознательность, познавательные интересы, речь всем без исключения детям.

Цель проекта:

Развитие познавательных интересов и речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) посредством общения с объектами природы.

Задачи проекта:

1.Накопление и обогащение познавательно – исследовательского опыта детей.

2.Создание условий для развития у детей навыков исследовательской и творческой работы совместно с педагогами и родителями.   

3.Развивать эмоционально-ценностное отношение дошкольников к окружающему миру.

4. Совершенствовать у детей умение наблюдать, слушать, бережно исследовать, обобщать и анализировать, делать простейшие выводы.

5.Обогащать, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать монологическую речь.      

Ожидаемые результаты:

1.Развитие наблюдательности, познавательных интересов, любознательности детей к объектам окружающей природы.

2. Систематизация знаний, установление причинно-следственных связей между объектами живой природы.

3.Развитие речи дошкольников (словарь, грамматика, связная речь).

4. Сплочение коллектива детей, родителей и педагогов в совместной деятельности с детьми.

Критерии оценки эффективности:

  1. Возникновение у детей потребности в новых впечатлениях.
  2. Проявление любознательности у детей.
  3. Повышение общего уровня развития познавательной активности у детей.
  4. Активная деятельность детей, направленная на достижение конкретного результата.

Анализ внешней среды

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Деятельность дошкольных учреждений регулируется правовыми нормами, актами и документами

Недостаточное обеспечение материально-технической базы ДОУ

Сотрудничество ДОУ с социумом: МБОУ «СОШ №22», с детской библиотекой им. А.П. Гайдара

Территориальная удаленность театров, парков, музеев и пр. от ДОУ

ДОУ активно сотрудничает с социальными партнерами в соответствии с планами, договорами

Не все социальные институты имеют экскурсионные программы и циклы занятий, адаптированные для детей дошкольного возраста с ОНР

Анализ внутренней ситуации

В настоящее время потребность в новых впечатлениях и знаниях – одна из фундаментальных потребностей, лежащих в основе познавательного и общего психического развития детей дошкольного возраста. Однако общее недоразвитие речи наших воспитанников носит системный характер и затрагивает не только речь, но и остальные психические процессы, в том числе и познавательную деятельность (восприятие, память, внимание, мышление). Поэтому познавательные процессы у детей с ОНР характеризуются определенными отличиями от возрастной нормы и задержками в сроках развития.

Положительные стороны

Отрицательные стороны

У детей с ОНР сохранный интеллект

Дети с ОНР имеют выраженные трудности обучения: дисгармоничное отставание развития психических процессов

При раннем выявлении имеющихся у ребенка проблем, легче скорректировать образовательный маршрут

Низкий уровень развития коммуникативных навыков, снижен уровень понимания обращенной речи, ограниченные речевые возможности

Пластичность, гибкость центральной нервной системы в дошкольном детстве

Трудности социальной адаптации

В ДОУ созданы все условия для систематической коррекционной работы: организованы коррекционные  группы, проводится регулярная логопедическая коррекция, имеется сенсорная комната, кабинет педагога-психолога, плавательный бассейн, территория ДОУ позволяет работать над познавательно-исследовательской деятельностью.

Встречается «отрицание» родителями выраженных у ребенка проблем, нежелание сотрудничать с педагогами и докторами

Грамотно построенная работа логопеда и воспитателей в ДОУ, «чистая», правильная речь взрослых в группе

Отсутствие контроля со стороны родителей дома

«Насыщенность» ежедневной деятельности и предметно- пространственной среды, побуждающей развитию и коррекции познавательных психических процессов у детей с ОРН

Недостаточный уровень осознания родителями целесообразности развития познавательных психических процессов (нежелание прилагать минимум усилий дома)

 Ресурсы проекта

Нормативно-правовые ресурсы

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст.2, п.1);
  • ФГОС ДО: В ДОУ создаются условия для социально-коммуникативного развития дошкольников, которое  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; для познавательного развития, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных  действий, становление сознания.
  • Посланиие Главы Чувашской Республики

О.А. Николаева Государственному Совету Чувашской Республики на 2023год: формирование единого образовательного пространства, раскрытие потенциала подрастающего поколения

Методическое обеспечение

  • АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной Допущена к использованию в образовательном процессе образовательных организаций экспертным научно-методическим советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

Информационные средства, техника

Ноутбуки, компьютеры, принтеры, проектор, экран, интернет-ресурсы, видеокамера, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр.

Материально- технические ресурсы

В ДОУ имеется теплица, огород, цветники, клумбы, альпийская горка; в группе оборудован уголок природы и экспериментирования. Имеются детские орудия труда

Кадровые ресурсы

Воспитатель -Хураськина Елена Леонидовна,

стаж работы 22 года

Достижения:

  • Почетная грамота Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, 2010г.
  • 3 место в профессиональном конкурсе «Воспитатель года – 2019»
  • Почетная грамота Министерства Просвещения Российской Федерации, 2021г.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный

Задачи этапа

Повышение собственной профессиональной компетентности, педагогическое просвещение родителей, создание условий для реализации проекта, входная (начальная) диагностика

Этапы реализации проекта

  1. Деятельностный

Задачи этапа:

Реализация основных мероприятий проекта, выполнение экспериментов и опытов, широкое использование методов «Ситуация», «Удивление», «Открытия» в совместной познавательно-исследовательской работе, поддержка детской инициативы, закрепление и расширение словаря, развитие связной речи

Мероприятия проекта

С детьми

С родителями

С социумом

Растения

 Беседа «Почему мы поливаем растения на грядках?»

Привлечение в работу по изготовлению гербарии цветов

Экскурсия в Ботанический сад: «Знакомимся с лесными цветами

Игра-поиск «Какие растения растут у нас на участке?»

Привлечение в работу по изготовлению гербария растений

«Уроки удивления и любования» красотой природы

Игра «Кто быстрее найдет подорожник/тысячелистник/клевер»

Создание презентации «Растения вокруг нас»

Экспериментальная деятельность «Где ниточки-прожилки у подорожника?»

Вместе с детьми зарисовать лист подорожника с прожилками - ниточками

Экспериментальная деятельность (рассматривание листьев через лупу) «Почему тысячелистник так называется?»

Совместная заготовка лекарственных растений

Экскурсия в аптеку

Беседа «Лекарственные растения» (подорожник, хвощ, клевер)

Наблюдение – открытие «Я увидел нектар!»

Просмотр мультфильмов («Пчела Майя» и пр.) и обучающих видеороликов

Экскурсия в Парк Дружбы

Составление рассказа «Мой любимый цветок»

Мастер-класс: изготовление оригами-букета

Поход- экскурсия в Ботанический сад

Беседа «Красивые, но опасные или где растут ядовитые растения?»

Создание картотеки опасных для жизни и здоровья растений

Совместное развлечение «Доктор Ромашкин и его друзья»

Участие родителей в развлечении, подготовка костюмов и атрибутов

Привлечение сотрудников детской библиотеки им. А.П. Гайдара

Животные

Беседа «Какие птицы прилетают на наш участок летом?

Создание стенгазеты «Летние гости»

Экскурсия «Птицы Дубовой рощи»

Беседа «Кто ты, муравей?

Совместное чтение рассказов и сказок В. Бианки

Разучивание песенка «Не обижайте муравья!»

Совместное пение песенки про муравья

Прогулки и экскурсии в Дорис парк,

Экологическая беседа «Что такое муравейник?

Создание презентации «Такие разные муравейники»

Наблюдение за муравейником

Привлечь к изготовлению знака «Не разоряйте муравейники!»

Экскурсия в  Ботанический сад для  размещения экологического знака

Урок-открытие «Такие разные бабочки/ кузнечики/улитки»

Разучивание стихотворения Т. Коти «Бабочка»

Познавательная ситуация «Кто где живет?»

Изготовление шаблонов насекомых

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с привлечением сотрудников детской библиотеки

Знакомство с хомячками или «Трогательный зоопарк»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Хома- хомячок»

«Мозговой штурм: кошки-какие они?»

Разучивание детской песенки «Серенькая кошечка»

Неживая природа

Беседа «Какие бывают камни? (Свойства камней)»

Предложить собрать коллекцию минералов

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей

Что такое солнечный зайчик?»

Играем вместе с ребенком «Поймай солнечного зайчика»

Целевая прогулка в Парк Дружбы

Беседа «Откуда берется дождь?»

Предложить выучить пословицы и поговорки о дожде

Разучивание стихотворения «Тучка»

Закрепление стихотворения дома

Опыты, игры с песком и водой «Юные исследователи»

Предложить сделать мыльные пузыри

«Мозговой штурм» (с привлечением специалиста из детской библиотеки им. А.П. Гайдара)

«Что такое лужа?»

Предложить понаблюдать при каких погодных условиях быстрее испаряется вода в луже

Разучивание песни «Что такое лужа? Лужа – это море!»

Совместное пение песенки

 «Что такое лужа? Лужа – это море!»

Этапы реализации проекта

  1. Заключительный

Задачи этапа:

Оценка эффективности реализации проекта, выявление динамики в развитии детей, обобщение результатов работы, определение перспектив дальнейшей работы, повторная диагностика

Мероприятия проекта

С детьми

С родителями

С социумом

Диагностика в форме викторины «Что мы нового узнали?»

Знакомство родителей с результатами диагностики «Порадуемся нашими успехами!»

Экскурсия в библиотеку им. А.П.Гайдара - записать в библиотеку новых детей

Беседа «О чем бы я еще хотел узнать…»

Составление вместе с детьми коллажа «Хочу все знать!»

Презентация коллажа в библиотеке им. А.П. Гайдара  

Эффективность реализации проекта

На контрольном (заключительном) этапе проекта нами использовался тот же диагностический инструментарий, что и на этапе констатации, который позволил выявить следующий результаты: дети с высоким уровнем составили 15%, со средним- 75%, ниже среднего-10%.

Из данных таблицы № 1(в приложении №1) видно, что у детей значительно повысился уровень познавательного развития: на высоком уровне  представлено 15% детей (что на 10% больше чем на этапе констатации), 75% выявлено на среднем уровне (данный показатель увеличился на 10% по сравнению с предыдущими данными), на 20% снизилось количество детей, имеющих уровень развития ниже среднего, что свидетельствует о положительной динамике и  позитивном результате нашей работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализованный нами проект, представленные выше мероприятия, объединенные образовательной технологией «ситуация», оказались очень интересны для детей старшего возраста с ОНР. Они способствовали становлению и развитию познавательных процессов, позволили не только расширить, но и упорядочить представления детей о живой и неживой природе, что в свою очередь будет иметь свою дальнейшую положительную динамику при обучении в школе. Важно отметить и позитивную динамику в развитии речи: воспитанники стали задавать больше вопросов, увереннее и смелее находить ответы (в том числе и нестандартные), значительно расширился активный и пассивный словарь детей. Наши воспитанники стали более наблюдательными, любознательными к объектам природы, научились устанавливать причинно-следственные связи. Коллектив детей и родителей стал более сплоченным, увлеченным и заинтересованным.

Важно отметить, что познавательная деятельность – это сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, в том числе субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание детей т. д.) и объективных факторов (окружающие условия, личность педагога и пр.). Следовательно, наша стратегия успешного сотрудничества с детьми - в переориентации сознания воспитанников, когда ребенок становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Наблюдая творческий процесс, мы видим сияющие глаза детей полные желания узнать, что-то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Перспективы развития проекта

  • Создание условий для дальнейшего развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством активного внедрения в практику образовательной технологии «Ситуация»;
  • разработка нового педагогического проекта «Юные исследователи»;
  • обогащение педагогической копилки творческими заданиями и интеллектуальными играми для закрепления и систематизации полученных детьми новых знаний, умений, навыков;
  • продолжать оснащение группового уголка экспериментирования в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • установление сотрудничества с музеями города;
  • привлечение родителей к активному взаимодействию с ребенком (зная его успехи и затруднения), помогая и вселяя уверенность ребенка в себя.

Список литературы

  1. АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной Допущена к использованию в образовательном процессе образовательных организаций экспертным научно-методическим советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014.
  2. НищеваН.В., Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах, Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2015.
  3. Поваляева М.А., Развитие речи при ознакомлении с природой, Ростов-на Дону, «Феникс», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на летний период в младшей группе

Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошко...

Проект Малые летние Олимпийские игры

Основным направлением работы детского сада является деятельность по совершенствованию здоровьесберегающей среды, реализация комплекса мер по укреплению физического, психического здоровья детей. ...

Проект на летний период

Проект на летний период для средней группы, составлен на каждый день....

Проекты для летней работы.

Проект на тему:«Осторожно, огонь!»...

комплексный проект «веселый летний марафон» ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Комплексный проект «Веселый летний марафон» реализует новый подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ. Проект реализуется в ходе работы «летней оздоровительной площадки». Проект длится три месяц...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: " ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД-ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ"

Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.                                      ...

Проект "Малые летние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей в летний оздоровительный период. Проект "Малые летние Олимпийские игры" - это спортивный праздник  каждый день недели! ...