Конспект интегрированного музыкального занятия по теме: «Прогулка в зимний лес» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Виторович Виктория Александровна

Обобщить знания детей о зиме

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад    37 «Веснянка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект  интегрированного музыкального занятия

по теме: «Прогулка в зимний лес»

для детей старшего возраста

Подготовила и провела:

Виторович Виктория Александровна

музыкальный руководитель

Дата проведения:

«        »                              20      г

                                 г.Октябрьский 2023

Цель: Обобщить знания детей о зиме, уточнить ее приметы.

Задачи:

1.Создать положительный настрой на восприятие  художественно-музыкальных произведений.

2. Создать условия для совместной музыкально-творческой деятельности.

3. Показать, как  с помощью разнообразных средств художественной выразительности можно передать состояние  природы (зимнего времени года) и ее сезонных изменениях.

4.Укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических и дыхательных  упражнений.

5. Воспитывать любовь к природе.

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Физическое развитие»                          

Предварительная работа: Беседы о зимнем  времени года, о зимних забавах и радостях.  Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.  Беседа о   зимующих птицах,  их повадках.  Разучивание стихотворений, песен  и попевок о зиме. Использование на занятиях валеологических распевок, дыхательной, артикуляционной гимнастики, фонопедических упражнений.

Материал и оборудование: Музыкальный центр,  аудиозапись, белые ленты и мишура, музыкальные инструменты, портрет композитора, оформление музыкального зала.

Ход занятия.

 Дети заходят в зал. Музыкальный руководитель проводит игру-приветствие. 

«Здравствуй, дружочек»

Музыкальное сопровождение «Вальс» Дюран

И. п. – дети стоят в кругу, руки на поясе.

1 куплет.

Здравствуй, дружочек,                               подают друг другу

здравствуй, дружок,                                  правую, затем левую руку,

Быстро закружится ровный кружок.        качают сцепленными ру-                                                                               ками

Резвые ножки быстро бегут,                бегут по кругу,

И остановятся тут.                                останавливаются,

2 куплет.

Здравствуйте, здравствуйте, ручки!        поглаживают руки,

Хлоп, хлоп!

Здравствуйте, здравствуйте, ножки –         поглаживают ноги,

Топ, топ!

Здравствуйте наши ладошки –                 потирают ладошки,

Хлоп, хлоп!

Здравствуйте наши коленки –                 потирают коленки,

Шлеп, шлеп!

3 куплет.

Здравствуйте, круглые щечки – пух, пух!                гладят щечки,

Здравствуйте, вы, ноготочки – стук, стук!        соединяют пальчики,

Здравствуй, веселый мой носик – шмыг, шмыг!   трут носик,

Ножки-пружинки, привет – прыг, прыг!                Делают пружинку,

4 куплет.

Мы улыбнемся друг другу с тобой,        кланяются вправо,

Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!        влево        ,

Солнцу, привет! Небу, привет!                 машут рукой над головой,

Здравствуйте! – слышим в ответ!                скрещивают руки над головой.

Муз.Рук. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей)     

-Эх, зимушка-зима! Как мы радуемся морозным денькам, когда снег скрипит под ногами и  искрится на солнце, когда морозные узоры на окнах, и волшебный белоснежный ковер до самого горизонта!   Зима богата на народные праздники, полные веселья, молодецких забав, катания на санях и рождественских посиделок. У Александра Сергеевича Пушкина есть такое стихотворение

Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

-Ребята, назовите мне, пожалуйста, приметы зимы.

Дети: Много снега, холодный ветер, мороз. Деревья стоят голые,  не слышно пения птиц, они улетели в теплые края.

Муз.Рук. А сейчас, давайте послушаем наших ребят, они прочтут стихотворения о зиме.

ЗИМУШКА-ЗИМА

Белым снегом все покрыло:
И деревья и дома,
Свищет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Вьется след замысловатый
По низине до холма.
Это заяц напечатал:
«Здравствуй, зимушка-зима!»

Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичуги в стаях:
«Здравствуй, зимушка-зима!»


ЗИМА


Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...

Муз. Рук. Мы с вами знаем песню про зиму,  давайте

ее споем.

Исполняют песню «Зимушка хрустальная»

Муз.Рук. Ребята, у Александра Сергеевича  Пушкина есть  одно произведение, в котором он описывает зиму, называется оно «Метель».

К этому произведению композитор Георгий Васильевич  Свиридов (показ портрета композитора)   сочинил красивую  музыку, которую  я сейчас предлагаю послушать.

Звучит фрагмент «Вальса».

Муз.Рук: Назовите жанр музыки, что это-песня, танец или марш?

Дети: Танец.

Муз.Рук: Вы – правы,  это-танец, и танец этот называется вальс. Под эту музыку так хорошо мечтать, так хорошо кружиться!

  -Замела метелица всё вокруг, покрыла землю новым слоем снега. И не разберёшь, что находится вдали, кругом снежное море. Заволокла вьюга всё плотной белой вуалью. Кружатся снежинки в беспорядочном танце под неслышимую человеком музыку ветра. Облюбует себе снежинка веточку большого раскидистого дерева или маленького кустика, да и останется там ненадолго. Но вскоре метель закружит её в быстром вальсе, и нескоро она остановится.  

Муз. Рук. Ребята, давайте попробуем с вами изобразить метель.

Фонопедическое упражнение "Метель"

Свистели метели,

 

Летели снега,

 

Стелила постели большая пурга.

 

Стелила постели морозом она,

 

И было метелям всю ночь не до сна.

-Произносят звук [y] от низкого к высокому.

-Произносят звук [о] от низкого к высокому.

-Произносят звук [и] вверх и вниз, показывая его высоту рукой.

-Пропевают отрывистые, острые звуки [а] в разных регистрах.

-То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные.

 

Муз. Рук. А сейчас я предлагаю вам совершить  чудесное путешествие. Волшебная дорожка в зимний лес нас зовет, веселей шагайте, пусть никто не отстает.

Двигательное упражнение «Ты шагай»

Ты шагай, ты шагай,
Ноги выше поднимай!

Дети шагают в колонне, высоко поднимая ноги

И потопай по дорожке,
Веселей стучите ножки

Шагают на всей ступне, ноги на поясе

Ты беги, ты беги,
На носочках ты беги

Бегут на носках, руки на поясе

И на пяточках пойдём,
Топать громко мы начнём

Ходят на пятках, руки за спиной

Ты скачи, ты скачи,
На лошадке поскачи

Прямой галоп, руки перед собой

Маршируй ты веселее,
Ноги топают дружнее

Маршируют

Муз. Рук. Постаралась зима - наступили холода.

Чистоговорка «Холода»

Да-да-да – вот настали холода. Дети хлопают в ладоши.

Ды-ды-ды - дым идёт из трубы. Поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.

Ду-ду-ду - я на лыжах иду. «Скользят» ладонями друг о друга.

Ди-ди-ди – ты меня в снегу  найди. «Пробегают» указательными и средними пальчиками по бёдрам.

Муз. Рук. Мы в волшебный  лес попали.

                  Мы тут раньше-не бывали.

                  Полон звуков этот лес,

                  Очень много тут чудес

Фонопедическое упражнение  "Вьюга"

Поет вьюга свою песню.

 

 

 

 

Завывает ветром.

 

 

Кружит снегом.

 

Метет по земле поземку.

 

Стучится в окна.

-Произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ладони друг к другу. Когда руки разводят в стороны, звук громче, когда приближают – затихает.

-Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой.

-Звук [a] произносят то выше, то ниже, делая движения рукой.

-Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук ш.

-Произносят коротко и остро "тук, тук…", показывая указательным пальцем высоту звука.

Муз .Рук.: А сейчас я предлагаю вам создать зимнюю сказку. И помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Пришла зима. Старается на славу - укрывает лес белоснежным покрывалом. Хорошая получилась картинка зимнего леса: то серая белка перескочит с сучка на сучок (барабан), то сорока торопливо застрекочет, (трещотки),  то пестрый дятел забарабанит о сухое дерево своим клювом (деревянные ложки), а вон между кустов зайка показался. Торопится, бежит по своим  делам (маракасы). Живет зимний лес. Вот и солнышко показалось (гусли.)  Раздвинуло серую тучку. Вспыхнул, засветился снег (металлофон-глиссандо). А подул ветерок (дудочка),  стряхнул иней с ветвей (треугольник),  и в воздухе закружились, словно бабочки белоснежные снежинки (колокольчики). Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь!

Муз. Рук. Ребята, а какие птицы у нас зимуют? (ответы детей). 

                -Пришла зима в волшебный лес.

                 Видит - чудо из чудес-

                 На зиму слетелись птицы:

                 Снегири, клесты, синицы.

                 Им морозы нипочем

                 Непогожим серым днем

                 Голый лес, как фонари освещают снегири.

Игра на развитие внимания «Птицы»

Дети бегут по кругу, делая взмахи руками (птицы летают). Если взрослый ударяет в бубен, дети приседают и стучат пальцами по полу (клюют зернышки). Если звенит бубенчик, дети слегка приседают  и отводят руки в стороны (птицы отдыхают).

Муз. Рук. Предлагаю вам отгадать зимние загадки.

1. У избы побывал -
   Все окно разрисовал,
   У реки погостил –
   Во всю реку мост мостил.
(Мороз) 

Фонопедическое упражнение «Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз

Топ-топ, чап-чап,                                     2 хлопка в ладоши, 2 по коленям

Белые узоры в косах у берез

«У!»                                    короткие острые звуки в высоком регистре на разной высоте

Снежные тропинки, голые кусты,

«Ш»                                                              потирают ладони друг о друга

Падают снежинки тихо с высоты.

«П!»                                                              постепенно опуская руки вниз

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стай        кой снегири

«Фр-р-р»                                                       руки прижать к груди, разводить в стороны

Зиме, морозу рады и зайчики и белочки.

И радуются снегу и мальчики , и девочки.

2. Что за нелепый человек
    Пробрался в двадцать первый век.
    Морковкой нос, в руке - метла,
    Боится солнца и тепла. (Снеговик) 

Пальчиковая игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок". 
Кати по снегу свой снежок — 
"Катят". 
Он превратится в толстый ком, 
Показывают шар руками. 
И станет ком снеговиком. 
"Рисуют" руками снеговика. 
Его улыбка так светла! 
Показывают улыбку. 
Два глаза, шляпа, нос, метла. 
Показывают. 
Но солнце припечет слегка — 
Рука у лба, смотрят на солнце. 
Увы — и нет снеговика. 
Пожимают плечами, руки в стороны.

3. Что за звёздочки сквозные 
    На пальто и на платке, 
    Все сквозные, вырезные, 
    А возьмёшь — вода в руке. (Снежинка)

Муз .Рук.: Вы, наверно, все любите наблюдать за полетом снежинок. Каждый раз они летают по-разному. В зависимости от силы ветра. При резком порыве ветра снег залепляет глаза, сечет лицо. В тихую погоду снежинки парят в воздухе. При слабом ветре  снежинки тихо перелетают с одного места на другое. Самую лучшую музыку с изображением снегопада сочинил  великий русский композитор П.И. Чайковский. Это отрывок из его знаменитого балета «Щелкунчик», который носит  название «Вальс снежных хлопьев». Сейчас вы превратитесь в снежинки. Возьмите в руки мишуру и постарайтесь вместе с композитором предать настроение музыкального произведения.

Танцевальная импровизация.

Муз. Рук. Светлой ночью шел, шел снег.
                 Долгой ночью шел, шел снег.
                 А наутро снег вдруг лег
                 На обочины дорог.
                 Лег на поезд и вокзал,
                 На корабль и причал.
                 Потому что шел всю ночь.
                 Потому что снег устал.

- Ребята, давайте отдохнем и послушаем прощальную песню леса.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза.

Звучит фоновая  музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Прогулка в зимний лес» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Представлен конспект по теме: «Прогулка в зимний лес»  для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группах кратковременного пребывания....

Зимний спортивный праздник на воздухе «Зимние забавы» для детей старшего возраста (оздоровительные прогулки)

Зимний спортивный праздник на воздухе «Зимние забавы» для детей старшего возраста (оздоровительные прогулки).Подготовила музыкальный руководитель МАДОУ «Детский са...

Конспект проведения зимней спортивной прогулки «Зимние старты» для детей старшего возраста.

Цель:формирование интереса к различным видам деятельности в зимний период, к играм с элементами соревнований,  развитие  навыка  партнёрской деятельности и сотрудничества, умения взаимо...

Конспект музыкального занятия "На прогулку в зимний лес" для детей старшего дошкольного возраста

Представленный мною конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "На прогулку в зимний лес", способствует развитию у детей музыкальных способностей, речи, движения, ...

Конспект проведения зимней спортивной прогулки «Зимние старты» для детей старшего возраста.

Данный материал будет интересен воспитателям и окажет помощь в организации деятельности в зимний период на прогулке....

Сценарий музыкально-физкультурного досуга «Зимние забавы» для детей старшего возраста.

Сценарий музыкально-физкультурного досуга «Зимние забавы» для детей  старшего возраста....