Золотая осень
план-конспект занятия по окружающему миру

Налимова Анна Александровна

Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_osen._okruzhayushchiy_mir.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие в подготовительной группе

«Золотая осень!»

Цель: Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе.

Задачи: Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Пополнение активного словаря существительными, прилагательными, глаголами, сложными словами (листопад).

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, используя в речи эпитеты. 

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Оборудование: 

 

  • мольберт,
  • репродукции картин русских художников,
  • бумажные листья
  • эскиз березы на листе ватмана
  • серия сюжетных картинок.

 

Предварительная работа.

 

  • Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке, подбор определений: золотой, золотистый, алый, багряный,  лимонно-желтый.
  • Заучивание названий осенних месяцев на занятии по ознакомлению с окружающим.
  • Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.
  • Разучивание стихотворений об осени.
  • Работа над общими речевыми навыками.

 

  • Оборудование: листочки из бумаги,  карточки с тучкой, мяч,   карточки со стихами, кукла лесовика из кукольного театра.
  • Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром.

                                     

Ход занятия:

1.Орг. момент (дети входят в группу)

Воспитатель:

     Загадка: Стынут поля, мокнет земля, дождь поливает - когда это бывает (осенью).

2. Воспитатель

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Ответы детей (выслушиваешь 3-4 ответа). 

 Правильно, сегодня мы будем говорить об осени,  но осень бывает разною.

-   Ребята,  что происходит с наступлением осени? (Осенью листья на деревьях желтеют,  краснеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.

Воспитатель:  А теперь давайте поиграем в игру «Осенние слова». Я буду называть ключевое слово, а  вы должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная).

Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное),

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые).

Небо ( серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое,  голубое,  прозрачное).

3. Воспитатель:  Художники и поэты, музыканты часто выражают свое эмоциональное состояние, настроение в своих картинах, стихах. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Осень они изображают  разной грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Посмотрите на эту  репродукцию картины.   Нарисовал ее художник  Исаак Ильич Левитан. Она называется «Золотая осень»

Воспитатель:  Какое время года изображено на ней?

Дети:  Художник изобразил время года осень.

Воспитатель:  Как вы узнали, что художник изобразил осень?

Дети:  Желтые листья на деревьях, пожухлая трава, прозрачное  голубое  небо и т.д.

Воспитатель:  А какое настроение вызывает у вас эта картина?

Дети:  Радостное, веселое.

Воспитатель:  Почему?

Дети:  Художник использовал яркие, теплые краски.

Воспитатель: Приходилось ли вам наблюдать в природе нечто подобное?

Дети:  Да, приходилось. 

Воспитатель: В какой период осени лес бывает таким, каким он изображен на картине Левитана?

Дети: В середине осени.

Воспитатель: Все ли деревья осенью  одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.

Дети: Зимой зелеными остаются елки.

Воспитатель: Прямо ли течет река, или меняет свое направление?

Дети: Река меняет свое направление.

Воспитатель: Почему вода в начале реки темная, а дальше она становится светло-голубой?

Дети: Вначале мы видим дно реки- оно темное, а дальше видно только воду.

Воспитатель: Различается ли цвет неба на переднем и заднем плане?

Дети: Да, отличается.

Воспитатель: Что видно на высоком берегу? Почему крестьянские домики такие маленькие?

Дети: Домики находятся далеко, поэтому они маленькие.

4. Физ. минутка   Танец с листьями.

 Давайте представим, как у нас листья кружатся.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.

 

5.  Воспитатель:  Отдохнули, вот и славно. А теперь поговорим о главном, садитесь на свои места.

Воспитатель: Садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте осенний день под музыку Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь.»

(Дети слушают музыку с закрытыми глазами.)

Воспитатель:  Вот если бы вы были художниками, какие картины вы бы нарисовали, услышав эту музыку? Может кто-то нарисовал бы осенний день, как он гуляет по осеннему парку, а кто-то сидит дома и смотрит в окно на осенние улицы и т.д.

(Дети рассказываю два, три рассказа.)

6.  Воспитатель:  Писатели и поэты также в своих произведениях по-разному воспевают осеннюю природу.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

Воспитатель:  Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети:  Радостное, веселое.

Воспитатель:  Почему?

Дети:  Автор говорит об осени веселыми, радостными словами.

Воспитатель:  Послушайте следующее стихотворение

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых  караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял  ноябрь уж у двора….

(А.С.Пушкин)

Воспитатель:  Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети:  Грустное, печальное.

Воспитатель:  Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

«Зайчик»

Хмурая дождливая наступила осень,

Всю капусту сняли, нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку серому попасть…

Думает о лете, прижимает уши,

На небо косится — неба не видать…

Только б потеплее, только бы посуше…

Очень неприятно по воде ступать!

(А.А.Блок)

Воспитатель:  Дети, какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

Дети:  Грустное, печальное.

Воспитатель:  Почему вы так думаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель:  Сегодня мы с вами увидели и почувствовали, что осень у людей может вызывать разное настроение: светлую грусть, которую навевает нам пасмурный, тихий, холодный осенний день, а быть может, теплую радость, если денек солнечный и погожий; возможно, тоску и уныние.

7.   Игра «Подбери действие».

- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Воспитатель:   Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы... (Весна)

- После весны идёт... (Лето)

- А за летом наступает…(Осень)

- Потом всё повторяется в природе.

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

 8. Воспитатель

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!.....

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

9.  Сюрпризный момент

Раздается стук: Тук-тук-тук!

( воспитатель на руку одевает кукольного Лесовика)

 

Воспитатель:  Здравствуйте дедушка! Кто же вы такой?

Лесовик: Здравствуйте, ребята! Я старичок - лесовичок. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

Воспитатель:  С удовольствием. Ты знаешь, Лесовичок, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.

10.  Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи  (Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякотьПриседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,  (Идут по кругу, высоко поднимая колени.).

Поднимай повыше ноги.

Лесовик: Присаживайтесь (дети садятся на коврик). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?

(Ответы детей)

Лесовик:  А еще я для вас приготовил загадки.

11.  Загадки

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз. 
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной. 
А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка. 
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

Лесовик: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с вами играть.

Воспитатель:  Ребята, у лесовика в лесу много деревьев, давайте подарим ему еще одно дерево. Да не простое, а золотое! Когда деревья бывают золотыми?

Дети: Деревья бывают золотыми осенью.

Воспитатель: На листе ватмана нарисована  береза. Но работа не доделана до конца, рисунок серый, безликий. Давайте украсим нашу березку.

(Дети попарно  подходят к мольберту, выбирают листья желтого цвета и приклеивают их к березе.)

12.  Коллективная работа «Украсим осеннее дерево»

 (Дети подходят к мольберту и украшают дерево. Воспитатель  помогает).

Посмотрите, какое красивое осеннее дерево получилось! Мы эту картину подарим Лесовику. Когда он заскучает в своем лесу, то, посмотрев на эту картину, ему сразу станет весело.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось  наше занятие?

Лесовик: А я принес вам угощение.  (Раздает угощение детям)

 Дети: До свидания!!!

Литература:

1. buslik.net/pr_urojaya/40-osennee-razvlechenie.html      

2. www.kolocolchik.ru/…razrabotki…zanyatiy…osen.html

3. Детский портал «Солнышко»

4. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи детей 6-7 лет М. «Вентана- Граф» 2010г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Осень пора золотая,осень пора урожая!!"

Обобщающее занятие о ХЛЕБЕ!!Развитие речи,окружающий мир,лепка-мукосоль......

Сценарий осеннего досуга "Золотая осень"

Сценарий разработан для младших дошкольников...

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

"Золотая осень, ёжик золотой"

Аппликация из пластилина и осенних листьев. Выполнила Лукина Ульяна, 6 лет...

"Золотая осень, я тоже золотой"

Представление пятилетнего ребенка на конкурсе "Золотая осень, я тоже золотой"...

Конспект НОД «Осень, осень в гости просим!» в рамках проекта «Золотая осень» по речевому и познавательному развитию

Закрепляются представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень».

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» для детей средней группы Тема: «Золотая осень». Цель: закреплять умение рисовать осенние деревья; Задачи: Обра...