Занятие по развитию речи в старшей группе "Овощи и фрукты-полезные продукты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванец Людмила Ефимовна

Закрепление обобщающих понятий овощи и фрукты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi_i_frukty.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Овощи, огород»

Цель: учить различать и правильно называть овощи; формировать способность к обобщению; упражнять в согласование слов в предложение; умение составлять описательные рассказы; образовывать уменьшительно-ласкательную форму; упражнять в употреблении словосочетаний.

Дидактическое обеспечение: корзинки с овощами, муляжи овощей, обруч, картинки с изображением овощей, силуэты деда и медведя из театра, сотовый телефон, компьютерная игра «Огород» «Чудесный мешочек»

Способы достижения цели:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное  SMS  сообщение пришло ко мне:

«Здравствуйте, ребята, у меня созрел урожай, приезжайте в гости» Дедушка Урожай

- Как вы думаете, где живет дедушка урожай?

- На чем мы к нему поедем?

- Предлагаю отправиться на поезде.

        Повторяют дети:

Чу-чу-чу -  я на поезде мчу,

Чу-чу-чу – урожай собрать хочу.

Имитируем движения поезда, попадаем в огород. Оглядываемся по сторонам, но не видим дедушки Урожая. Обращаем внимание, что на столе стоят две корзинки, закрытые салфетками.

Воспитатель: Что же может лежать в корзинках?

Дети высказывают свои предположения.

Пальчиковая гимнастика:

В огороде у Федоры  ( поочередно зажимают пальчики в кулачок)

Растут на грядке помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две грядки картошки.

1, 2, 3, 4, 5 – поможем урожай собрать. ( сжимают и разжимают кулачки)

Выкладывают овощи на блюдо (лук, картошка, капуста, помидор, свекла).

Вопросы к детям:

- Что вы достали из корзинки?

- Как назвать, все одним словом?

- Где растут овощи? (на огороде)

Д/игра “Угадай на ощупь»

Воспитатель предлагает детям опустить руку в корзинку, не показывая овощ  рассказать о нем, не называя его.

Д / Игра « Что изменилось?»

Выставляются муляжи овощей, меняется порядок размещения. Обсуждение с детьми: Что это? Какой формы? Какого цвета? Какой по вкусу? Как мы называем все это одним словом? Где растут овощи?

Физкультминутка: « В огород пойдем»

В огород пойдем, (маршируют на месте)

Урожай соберем (идут по кругу)

Мы морковки натаскаем (“таскают”)

И картошки накопаем (“копают”)

Срежем мы кочан капусты - (“срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают руками)

И вернемся по дорожке (идут по кругу, взявшись за руки)

Компьютерная игра «Огород»  «Чудесный мешочек»

Умение различать и правильно называть овощи.

Д/игра “Назовите ласково”

- помидор – помидорчик

- картошка – картошечка и т.д.

Образование существительных с глаголами:

Какие овощи выдергивают? (морковь, репу, редис, свеклу)

Какие овощи выкапывают? (картофель)

Какие овощи срывают? (огурцы, помидоры, перец)

Какие овощи срезают? (кабачки, тыкву)

Какие овощи срубают? (капусту)

Воспитатель добивается от детей ответа типа: морковь выдергивают и т.д.

Д/игра “Вершки и корешки”

Выставляется силуэт деда и медведя (из настольного театра), ставим в разные концы комнаты. Посередине – “огород” – большой обруч, в нем картинки “овощи”. Деду срываем корешки, медведю – вершки. Дети “срывают” с грядки любой овощ и определяют к кому отнести.

-Возвращаемся в детский сад:

Чу-чу-чу -  на поезде мчу,

Зу  -зу-зу – урожай с собой везу.

О чем  мы говорили?

Какими по вкусу бывают овощи?

Релаксационное упражнение « Волшебный сон»

Дети закрывают глаза и расслабляются. Звучит тихая спокойная музыка. Дети видят волшебный сон, в котором ведущий рассказывает обо всем, что они узнали на занятии. Затем ведущий сообщает, что на других занятиях предстоит встреча с другими чувствами.

Тема: «Фрукты, сад»

Цель: закрепить и уточнить знания о фруктах, умение составлять описательные рассказы; использовать слова – признаки для описания предмета;  образование множественного числа существительных, прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных; согласование притяжательных местоимений  с существительным. Развивать умения строить простые и сложные предложения; пользоваться  обобщенными словами.

Дидактическое обеспечение: демонстрационный материал – муляжи фруктов,  иллюстрация – сад, раздаточный материал – конверты с картинками фруктов разной величины,  натуральные  фрукты,  компьютерная игра « Огород»  «Чудесный мешочек»

Способы достижения цели:

Ребята,  предлагаю вам прогуляться по саду, сейчас там поспел урожай.

Что растет в саду?

Как,  назвать одним словом?

Пальчиковая гимнастика:

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки

Сколько ягодок в корзинке?

1, 2. 3, 4, 5… снова буду собирать

(Выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения)

Дыхательная гимнастика: компьютерная игра «Огород»

Артикуляционная разминка

Ад – ад – ад – пойдем мы с вами в сад,

Ду – ду – ду – фрукты соберем в саду.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию сада. Дети хором, затем индивидуально называют, что растет в саду (яблоко, груша, апельсин, мандарин и т.д.).

Д/игра “Один - много”

Образование множественного числа существительных.

Демонстрируются картинки. Дети называют попарно:

Апельсин – апельсины;

Банан – бананы;

Мандарин – мандарины;

Персик – персики;

Яблоко – яблоки   и т.д.

Компьютерная игра «Огород»

Д/Игра « Узнай по запаху»

Воспитатель спрашивает: « Есть ли запах у фруктов?

Дает каждому ребенку понюхать. Ребенок должен угадать, чем пахнет.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Описать предметы и найти их по описанию.

Дети  дают описание в принятом порядке: сначала рассказывают о форме, потом об окраске, вкусе, запахе. При  этом предмет нельзя называть. « Ведущий» ребенок отгадывает.

Физкультминутка:

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(Дети маршируют, образуют круг)

Будем блоки крошить, (крошат)

Грушу будем мы рубить. (“рубят”)

Отожмем лимонный сок, (“отжимают”)

Слив положим и песок (“кладут”).

Варим, варим мы компот (приседают)

Угостим честной народ. (хлопают в ладоши)

Д/игра “Какой сок приготовили?”

Образование прилагательных от существительных.

Из яблок – яблочный,

Из груш – грушевый и т.д.

Продолжи предложение

В  магазине  продается много…(персиков, груш, яблок, слив)

Мама принесла полную корзину…( яблок, груш, бананов, персиков)

Д/игра «Назови ласково» (по картинкам)

Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

Яблоко – яблочко, груша – грушенька, апельсин – апельсинчик и т.д.

Д/игра «Узнай на вкус»

Дети закрывают глаза, им кладут  в рот по кусочку фруктов. Ребенок должен назвать, что

он съел.

Д/игра “Чей фрукт”

Каждый ребенок берет картинку, переворачивают их и называют.

Это моё яблоко и т.д.        

Рефлексия

-Что было самым интересным  на занятие?

- Что вызвало трудности?

Оцените  свою работу на занятии  фишками: красная  – отлично, зеленая – хорошо, синяя – плохо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Продукты питания»

Программное содержание. Дать знания о продуктах питания: о салатах, о первых блюдах, вторых блюдах, напитках, столовых приборах.Активизировать словарь словами: щи, борщ, уха, гарнир, овощное рагу, кок...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Продукты"

Программное содержание:1.        Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире.2.        Обогащать речь существ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе « Продукты питания.»

Цели: Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Расширять представления о продуктах питания, их значении для здоровья человека. Знакомить детей с разными способами образования ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...