Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за дождевым червем».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Знакомство детей с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_v_sredney_gruppe_dozhdevoy_chervyak.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в средней группе

«Наблюдение за дождевым червем».



Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания.

Ход наблюдения.

Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было?

Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их

обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще

всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и

им не хватает воздуха.

   

Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались

на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под

дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать

детям эти животные, если бы умели говорить?

 

Стихотворение «Дождевой червяк»

Очень он трудолюбивый,

Без работы не сидит,

Землю всю послушным телом

Он без устали рыхлит.

Загадка: Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

 Воспитатель: это дождевой червяк. Посмотрите, какое милое животное, какой он беззащитный перед нами. Давайте посмотрим и скажем, какое у него тело? (вытянутое, розовое, округлое, оно как бы состоит из большого количества колечек).

Воспитатель: какое тело на ощупь? (скользкое)

Воспитатель: такое тело помогает ему двигаться под землёй. На зиму дождевые черви зарываются глубоко в землю и там отдыхают до весны. Посмотрите, что червь делает? (извивается, крутится)

Воспитатель: червяк сокращает свои мышцы, становится то длинным и тонким, то коротким и толстым; он подтягивает задний конец тела к переднему и так ползет. В рыхлой почве ему ползти легче, он раздвигает ее передним концом тела. В твердой почве ему приходится дорогу проедать, пропускать через себя. Его тело очень чувствительное. Горки земли - это следы работы червяка, так он выбрасывает излишки земли, когда роет норки.

Где живёт дождевой червь? (под землёй, в почве)

Воспитатель: под землёй он очень хорошо передвигается.

Почему же его называют дождевым? (мы его всегда встречали на дорожках после дождя)

Воспитатель: правильно, большое количество червей мы можем наблюдать именно после дождя. После дождя они выползают на поверхность, так как их норы заливает вода. Если выбраться им не удаётся, то они гибнут, тонут.

Им некогда ходить в гости, они все время трудятся под землей, приносят много пользы растениям и деревьям, и кустам, и траве, и цветам. Они подрывают в земле ходы, удобряют землю, и растениям легче и свободнее расти на такой земле: к их корням поступает воздух, вода. Без воды растения засохнут. Червяки - друзья растений, значит и наши друзья. А вот сейчас они выползли из земли, потому что прошел дождь, под землей много воды. Вот и решили они отдохнуть, погостить у нас.

Питается червяк гнилыми частички растений, опавшими листьями, всё это он ест вместе с землёй. Вот какие полезные маленькие червячки.

А сейчас давайте с вами поиграем.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,       Ладони лежат на коленях. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе в       Червячки пошли гулять.         верх (движение ползущей гусеницы),идем по туловищу указательным и

Раз, два, три, четыре, пять,       средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,        

Головой она кивает,                 Складываем пальцы щепоткой, качаем ими верх и вниз.

Каркает: «Вот и обед!»             Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, остальные вверх.

Глядь - а червячков уж нет!        Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.

Воспитатель: молодцы, ребята. Вы были сегодня очень внимательны, и, надеюсь, узнали для себя много интересного.

С каким живым существом мы сегодня познакомились?

Какую пользу приносит дождевой червь?

Как нужно относиться к дождевым червям?

Помните они живые, и имеют право на жизнь, как и мы с вами.

photo_2023-11-14_21-52-38_3.jpgphoto_2023-11-14_21-52-38.jpgphoto_2023-11-14_21-52-37.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за елью".

(На пороге нахожуветочку ели.)Ребята, угадайте, что я нашла?Загадываю детям загадку.-Что же это за девица?Ни швея, ни мастерица.Ничего сама не шьет,А в иголках круглый год. (Ель.)-Дети, а у нас на уча...

Конспект прогулки в средней группе, наблюдение за одуванчиком.

Воспитывать у детей любознательность к окружающему миру. При помощи наблюдений в природе....

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за птичьими следами на снегу"

в данном материале предложен вариант проведения прогулки в зимний период с детьми средней группы детского сада....

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за елью"

Татьяна Дмитриева Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за елью»Цель. Продолжать знакомить детей с елью. Показать детям, что люди могут навредить дереву. Воспитыва...

Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за ветром»

Цель: продолжать закреплять представления о погодных явлениях.Задачи: познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью; развивать умение делать выводы; закреплять умение устанавливать причи...

Конспект прогулки в средней группе "Наблюдение за небом и облаками"

Материал предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...