В гости к Водяному
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_gosi_k_vodyanomu.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности
детей в старшей группе
по теме: «В гости к Водяному»
Автор конспекта НОД:
Нефедова Е.А. – воспитатель высшей квалификационной категории ДОУ № 130 г. Липецка
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Программные задачи:
Обучающие:
- Уточнить значение воды для всего живого.
- Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.
- Формирование словаря (испаряется, просачивается (впитывается).
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательное отношение к природе.
- Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
- Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.
- Воспитывать у детей чувства сопереживания, желание оказывать помощь.
Методы и приёмы:
Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.
Практический (опыты); составление сказки по моделям «Ходит капелька по кругу».
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры» (снег быстро тает, если лить на него горячую воду).
Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, (по количеству детей).
Картинки - модели «Как капелька путешествует»
Демонстрационный материал:
Кружка с горячей водой, стекло, промокательная бумага (салфетка). ИКТ средства.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Звучит музыка (звук капельки, а затем песенка Водяного). Воспитатель обращает внимание детей на звуки и приглашает желающих услышать сказочную историю про Водяного. Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно… Сказка Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет. Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня). Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась, нигде, ни появлялась. Но куда –то оно подевалась? | ОО «Социально-коммуникативное развитие» ВД коммуникативная | Словесный (рассказ, беседа) | Слово | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | Ребёнок активно взаимодействует со взрослым. Различает условную и реальную ситуации; проявляет любознательность. Владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Проблема: Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей) Воспитатель: Может и так, но нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Делать то, что будем? (предложения детей)
1 этап. Проблема практики: Воспитатель: Правильно. Ребята, ведь Водяной сказочный герой, как же нам ему помочь? (гипотезы детей) Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? (ответы детей). Наш Водяной живет в море, и попасть к нему нам поможет, что-то связанное с морем. Посмотрите, на полку и назовите предмет, который связан с морем. (дети находят ракушку). Правильно, ракушка. А чтобы ракушка стала волшебной, надо придумать заклинание. 2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебная ракушка». Словесная игра: «Подбери рифму» (Подобрать рифму к словам) Ты, ракушка, - ….(подружка, веселушка…) По дну моря покатись С нами в сказке - … (очутись, появись) Повторяют все. Звуковой эффект входа в сказку. Ну, что вперед! В сказке: Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. На проекторе – 1 слайд. (Водяной) Смотрите, а наш Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, чем Водяной занимался. Воспитатель задает ему вопрос. На проекторе – 2 слайд. - Водяной, чем ты занимался? Водяной: Чай пил, да семена морской капусты сажал. 3 этап. Решение проблемы: Опыт № 1 испарение воды Воспитатель: Понятно. Чай пил, значит. Ребята, давайте вспомним, что может происходить с горячей водой? (гипотезы воды). Воспитатель обращает внимание на слово «испаряется» и предлагает это еще раз проверить. Выносит кружку с горячей водой, из которой поднимается пар. Воспитатель: Что поднимается из кружки? (ответы детей). Откуда пар в кружке? (ответы детей). Вода при нагревании превращается в пар. А чтобы это проверить, у меня есть один способ. Опыт № 2 капли на зеркале. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале.) Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит, точно: Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться? Вот куда оказывается куда делась часть воды у водяного. Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей) Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу Физминутка «Капельки-дождинки» Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения. Воспитатель сопровождает текстом: Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку. Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть. Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки. Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его оставшаяся водица. Часть воды мы нашли, будем остальную искать. Вспомните, еще наш Водяной говорил, что он семена сажал. Мы ведь тоже с вами семена в землю. Давайте вспомним, как мы это было и может мы найдем ответ. (ответы детей). Опыт № 3 (с землей) Воспитатель: И Водяной семена водой поливал. Давайте польем наши семена водой и попробуем понять, почему Водяной потерял эту воду. Ребята, я сейчас дам вам ваши стаканчики с посаженными ранее семенами и стаканчики с водой. (берет воду из уголка природы из лейки и наливает каждому в пустые стаканчики. Дети льют воду на землю). Воспитатель: Смотрим, что же получается? что происходит? (гипотезы детей). Вода просачивается, и земля становится влажной. Правильно, значит, нашли мы оставшуюся пропавшую воду. На проекторе – 3 слайд. Водяной: Спасибо, ребята. Я теперь понял, куда моя воды подевалась. Воспитатель: Водяному, мы помогли. Воду пропавшую нашли. Пора нам и обратно возвращаться. Берем ракушку, вспоминаем нашу закличку: Ты, ракушка, - ….(подружка, веселушка…) По дну моря покатись С нами в группе - … (очутись, появись) Звучит звуковой эффект. Воспитатель: Ребята, а мне все - таки интересно, что с водой дальше происходит. А вам интересно. (ответы детей). Я вам предлагаю, снова воспользоваться волшебными способностями ракушки. Она нам сейчас покажет. Что происходит с капельками воды в природе. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать. (Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу») На проекторе – 4 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой. Воспитатель:
| ОО «Социально-коммуникативное развитие» ВД коммуникативная ОО «Речевое развитие» ВД коммуникативная ОО «Познавательное развитие» ВД познавательно – исследовательская ОО «Физическое развитие» ВД коммуникативная, двигательная ОО «Познавательное развитие» ВД познавательно – исследовательская ОО «Познавательное развитие» ВД коммуникативная | Словесный (рассказ, беседа) Словесный Игра Практические действия. Рассматрива-ние Физкульт-минутка (логоритмическое упражнение) Практические действия. Рассматрива-ние Проблемная ситуация Ситуативный разговор | Слово Слово Слово Опыты Игровые двигатель-ные действия Слово Слово Опыты (стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой) Слово | Развитие интересов детей, любознательно-сти, познавательной мотивации; формирование познавательных действий Развитие связной, грамматически правильной речи Развитие познавательно – исследовательской деятельности Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Развитие координации движения, крупной моторики, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Развитие познавательно – исследовательской деятельности Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | Ребёнок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы. Ребенок подвижен, владеет основными движениями Ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой Ребёнок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Ребята, интересно вам было? (дети отвечают). Мы с вами узнали, что такое круговорот воды. Давайте с вами еще раз посмотрим и расскажем, что такое круговорот воды в природе. На проекторе - 5 слайд. А теперь предлагаю Вам собрать схему круговорота воды и отправить Водяному морской почтой. У меня два конверта с частями схем. Одну схему соберем Водяному, а другую себе, чтобы всегда помнить, как вода путешествует. Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. А, чтобы начать нашу работу, надо разделиться на две команды поровну. Поможет нам выложить схему волшебная ракушка, смотрите на картинку. На проекторе - 6 слайд. (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности). Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному отправить. (дети наклеивают) 5 этап. Рефлексия: Воспитатель: Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? Мы готовы всегда прийти на помощь другим? У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает! | ОО «Познавательное развитие» ВД познавательно-исследовательская | Практические действия, ситуативный разговор | Картинки - модели «Как капелька путешествует» | Развитие познавательно – исследовательской деятельности Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области живой природы. |
Требования к техническому оформлению конспекта ННОД: лист альбомный, поля с каждой стороны по 3 см, «шапка» табличной матрицы ННОД начинается с каждой новой страницы; шрифт 12, Times New Roman, интервал одинарный.
Организация образовательной деятельности детей в ____________ группе
по теме (указать тему)
Автор конспекта ОД:
(Ф.И.О., должность, квалификационная категория, место работы)
Задачи приоритетной образовательной области: прописывается приоритетная образовательная область, ее задачи (определяется наличием у каждого ребёнка образовательных средств, а также полученным образовательным результатом)
Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Задачи ОО в интеграции: прописываются области и их задачи, которые решались в интеграции с приоритетной образовательной областью
Целевые ориентиры: (указать, вне зависимости от возраста детей, например, формирование умения выполнять по заданному образцу)
Оборудование для педагога:
Оборудование для детей:
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Комментарий |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ОД | Образовательная область (вид деятельности) | Формы работы | Наличие средства у детей | Образовательные задачи | Целевые ориентиры (характеристики) |
Требования к техническому оформлению конспекта ОД: лист альбомный, поля с каждой стороны по 3 см, «шапка» табличной матрицы ННОД начинается с каждой новой страницы; шрифт 12, Times New Roman, интервал одинарный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у Водяного
Новогодний праздник для детей подготовительной к школе группы....
Летнее развлечение "В гостях у Водяного на праздник Иван-Купала"
На Ивана на КупалуСмеха, радости немало.С песней водит хороводыПод берёзками народ,И на землю, и на водыСолнце щедро свет свой льёт!Праздник света, праздник света!Золотая горка лета!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО Познание на тему: «В гостях у Водяного» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
В этой работе содержатся опыты и исследования по ознакомлению детей со свойствами воды....
Сценарий развлечения для дошкольников "В гостях у Водяного"
Развлечение носит оздоровительный характер, имеет разнообразное музыкальное сопровождение (от классики до современной ритмичной музыки). Проводится в летний период, содержит подвижные игры, игры-имита...
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА "В ГОСТЯХ У ВОДЯНОГО"
Музыкально - физкультурная игровая программа "В гостях у Водяного" для детей подготовительной группы....
Музыкально-литературная композиция по произведениям Габдуллы Тукая "В гости к Водяной" (на татарском языке)
Авторская музыкально-литературная композиция создана по произведениям Г.Тукая. Дети находят красивый гребешок и ищут его...
" В гостях у водяных жуков"
Конспек досуговой деятельности для детей средней группы.Задачи;- Закрепить навык вдоха, выдоха в воду и задержки дыхания;- навык плавания на груди с движениями ног сп...