Выступление на педсовете на тему: "Создание эколого - развивающей среды в группе".
материал по окружающему миру (младшая группа)
Выступление на педсовете на тему: "Создание эколого - развивающей среды".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad.docx | 580.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете на тему: «Создание эколого – развивающей среды в группе».
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного осознанного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы, этот процесс охватывает не только детей, но и значительную часть взрослого населения (родителей и нас педагогов). К природе с детства должно формироваться бережное (осознано- правильное) отношение на основе понимания её закономерностей и взаимосвязей, для этого в ДОУ необходимо правильно организовать предметно-развивающее пространство. Предметно-развивающая среда – это прежде всего обогащённое природой пространство жизни детей в котором они прибывают длительное время.
РППС по ФГОС должна быть:
- Доступная
– Безопасная
-Вариативная
-Содержательно-насыщенная.
-Полифункциональная.
-Трансформируемая.
РППС Эколого-развивающая среда – это, по определению С. Н. Николаевой, специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом и которые можно использовать в экологическом воспитании детей.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать: познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств и чувств, формированию экологически грамотного поведения в природе, экологизации различных видов детской деятельности.
Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего длительные наблюдения за растениями , общение с ними, уход и выращивание. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения.
В группе должно быть целесообразное количество растений: все или большая часть их должны быть задействованы в педагогическом процессе, все цветы должны быть хорошо оформлены.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящика с посадками (лука, овса, рассады, так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Воспитатель должен предусмотреть момент организации специального места – это должен быть небольшой столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, разделочную доску. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку и выполнению правил.
Воспитатель организует в уголке природы три вида деятельности : создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно-ознакомительную и общение с природой.
Первый вид деятельности надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы. При этом в зависимости от возраста детей изменяются функция воспитателя и степень самостоятельности дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель всем своим поведением создает образец правильного и гуманного отношения к природе. Он показывает, что и как надо делать с ними. При этом ребята минимально участвуют в трудовых операциях.
В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за воспитателем. Важно, чтобы воспитатель не пропустил и поддержал в каждом ребенке желание что-то сделать самому.
В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность детей интенсивно вырастает. Дежурства детей в уголке природы – это и есть форма проявления их самостоятельности. Воспитатель при этом выступает в роли помощника.
Познавательно-ознакомительная деятельность важна : дети должны много знать о тех, кто живет с нами рядом. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным образом через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий.
Я хочу поделиться небольшим опытом создания эколого-развивающей среды в нашем детском саду в группе младшего возраста. В нашей группе экологически развивающая среда организована как уголок природы.
Содержание объектов и материалов в уголке природы.
Комнатные растения. Дети совместно с взрослыми наблюдают за ростом и ухаживают за такими растениями как Пеперомия, Комнатная лилия, Кордилина.
Календарь погоды и природы. Дети совместно с взрослыми отмечают изменения, происходящие в природе в разное время года и в разные части суток.
Иллюстрации и фотографии, изображающие характерные признаки времен года меняются раз в две недели, в соответствии с изменениями в природе, в том числе с изображением родного города.
Дидактические игры природоведческого содержания («Кто, где живет», «Кто что ест», «Где что растет» и другие).
Муляжи овощей и фруктов, наборы животных домашних и диких, птиц домашних.
Оборудование для организации труда в природе включает в себя лейки, палочки для рыхления, пульверизатор, фартуки клеенчатые.
Выставочный уголок, где помещаются работы детей (рисунки, аппликация), а также периодически вывешиваются фотографии детей (с родителями или в группе) во время общения с природой.
Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных и смышленых детей. В младшей разновозрастной группе оборудован Центр экспериментирования. В него входят экспериментальный уголок.
Экспериментальный уголок.
В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, наблюдать, экспериментировать). В уголке хранятся природные материалы (шишки, ракушки), коллекции семян (горох, фасоль), зеркальца (для игр с солнечными зайчиками), лупы, трубочки, стаканчики, мыльные пузыри, воздушные шары 5 и др. Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий.
«Огород» на окне.
В эту зону входит: посадка лука и чеснока, овощных растений (петрушка, укроп). Используется как развивающая среда и позволяет наблюдать за ростом растений и уход за ними.
Таким образом, грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»
Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....
Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...
Выступление на педсовете по теме «Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление на педсовете по теме«Создание условий для сохранения и укрепления эмоционально-психологического здоровья детей и педагогов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»...
Выступление на педагогическом мероприятии педагогов ДОУ на тему - «Создание мотивирующей образовательной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для достижения новых образовательных результатов, в контексте ФГОС ДО»
Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии речи ребёнка....
выступление на педсовете на тему "Создание условий для успешной социализации и самоопределения дошкольников через раннюю профориентацию"
выступление на педсовете на тему "Создание условий для успешной социализации и самоопределения дошкольников через раннюю профориентацию"...