Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
материал по окружающему миру
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
Опыт работы по теме
«Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила Гатиятуллина Илзина Шавкатовна
Наш детский сад большое внимание уделяет экологическому воспитанию дошкольников, так как считаем неотъемлемой частью для познавательного развития детей в данном возрасте. И для успешного результата стараемся использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Близкий контакт с природой, благотворно действует на здоровье и эмоции дошкольников. В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. В связи с этим перед собой поставила ответственную задачу воспитывать у детей любовь к природе, желание помогать взрослому, ухаживать за культурами и растениями.
Экологической воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление, разговорную речь ребенка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Цель: развитие познавательной активности через повышение уровня экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений);
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
- воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Условия необходимые для формирования опыта.
Первый шаг на пути экологического воспитания дошкольников – это создание необходимых условий для работы. В нашем ДОУ есть такие условия. Это огороды и цветники.
Актуальность
Учитывая, что одним из приоритетных направлений возникает вопрос об охране окружающей среды, таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. И у меня возникло желание воспитывать в детях бережное отношение к природе. И начинать нужно с детского сада. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Ведущая педагогическая идея
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность. Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды. Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание. Еще одним условием для успешной реализации моей темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
- Создан уголок и календарь природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
- С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана презентация, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
В работе по экологии с воспитанниками использую такие формы обучения воспитания:
- практическая деятельность в природе;
- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения;
- проведение экологических викторин, праздников, досугов,
театрализованных представлений;
- чтение экологических сказок, рассказов;
- экологические игры;
- выставки детских работ;
- организация конкурсов с родителями;
- папки-передвижки;
- конкурсы, выставки.
В практической деятельности применяю разные методы:
систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая
работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный
труд детей и взрослых в природе.
Я считаю, что в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагогов и детей. Эта задача может решаться через взаимодействие педагога и детей с миром природы в процессе экологического образования и воспитания, в структуре педагогического процесса. Информация, которую дети получают должна быть научно достойно - верной и в то же время доступной для понимания. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная и опытническая деятельность. Важным источником знаний о природе является наблюдение за ростом и уход за самими растениями. Для более углубленного расширения знаний о многообразии мира растений; овощах, фруктах, учить называть их, разработала перспективный план наблюдений. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Перед посадкой показала картинки с изображением тех цветов и овощей, которые дети будут выращивать. Предварительно они рассматривают семена: цвет, форму, размер. Объяснила, что семена кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. В феврале-марте мы посадили и наблюдали за выгонкой лука. Дети с огромным удовольствием наблюдали, измеряли, как быстро он выпускает перья. На таких занятиях можно показать детям результаты труда в натуральном виде. Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на то, что даже зимой можно вырастить в помещении урожай. В повседневных наблюдениях дошкольников знакомлю с весенними цветущими растениями (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). Можно провести специальные занятия по наблюдению весенних цветов (тюльпан, нарцисс, гиацинт или др.). Для закрепления знаний о цветах используются дидактические игры "Отгадай по описанию", "Что изменилось?". Наблюдения за ростом и развитием растений весной необходимо связывать с наблюдениями за трудом взрослых на участке детского сада (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посев и посадка). Объяснить, что чего нужно обрезать сухие ветки. Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнить до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте. После устройства грядок и клумб дети наблюдают за посевом семян уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние 8-10 см и делать ямку; как семена редиса раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Закончив посев, дети наблюдают как воспитатель засыпает семена черноземом, землей и поливает их. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания и учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», « С какого дерева лист?» и т. д. В работе с дошкольниками большое значение я отвожу дидактическим играм: «Кто где живет?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Живое - неживое», «Птицы рыбы, звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и мн.др.
Игры – путешествия присутствуют на занятиях, в наблюдениях, труде.
Например, «Дары осени»- дети знакомятся с объектами, в качестве посетителей, из их числа можно подобрать «экскурсоводов», но
чаще всего это делает взрослый. Мы рассказываем стихи, загадки об
овощах, вспоминаем песенки, т.е. создаем рисунки или лепим на основе впечатлений. В группе имеется набор муляжей овощей и фруктов, с/р игра «Овощной магазин».
Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с
удовольствием проиграли сказку «Репка». У детей улучшается речь, они становятся увереннее в себе. В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры: зоологическое лото, ботаническое лото, домино «подбери пару» и др. Дети любят отгадывать загадки, которые являются не только игрой, но и упражнением в смекалке, развитии логики. Их можно использовать практически в любых ситуациях. Большое внимание уделяю труду детей в природе. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике), дети овладевают простейшими практическими навыками, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Проводим праздники и развлечения с участием всех сотрудников: «Дары осени» (посвященный осени, сбору урожая). «Навруз»,, «Сабантуй». Дети в процессе знакомства с этими проаздниками учатся любить и понимать природу.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе и поэтому в групповой комнате постарались создать среду, где можно экспериментировать, (т.е. экологическую лабораторию). В ней хранятся различные материалы и оборудование (например, лабораторная посуда, стаканчики, пластиковые бутылки, лупа, трубочки, ведерки, колбы). Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов.
Я считаю, что в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка. Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Работа с родителями.
Особое значение уделяем совместной работе родителей и детей по экологическому воспитанию. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитать в ребенке любовь к природе. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Дети помогают собирать урожай овощей, они видят, что выросло на грядках к осени. Наблюдают и за растениями цветника. Целесообразно также проводить разнообразные дидактические игры, которые помогают закрепить полученные знания. Необходимо показать, как собирать семена, научить отличать спелые от неспелых плодов, по величине, цвету, форме, плотности. После прогулки в группе семена рассматривают и сортируют. Обращаю внимание детей на то, что они хорошо ухаживали за овощными культурами, поэтому собрали хороший урожай. Для закрепления знаний об овощах было проведено соответствующие занятия. Дошкольники наблюдают за выкапыванием картофеля, его сбором.
В феврале-марте мы посадили и наблюдали за выгонкой лука. Дети с огромным удовольствием наблюдали, измеряли, как быстро он выпускает перья. На таких занятиях можно показать детям результаты труда в натуральном виде. Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на то, что даже зимой можно вырастить в помещении урожай. В повседневных наблюдениях дошкольников знакомлю с весенними цветущими растениями (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). Можно провести специальные занятия по наблюдению весенних цветов (тюльпан, нарцисс). Для закрепления знаний о цветах используются дидактические игры "Отгадай по описанию", "Что изменилось?". Нами на огороде был посажен ранний редис, дети наблюдали за его ростом, когда он созрел. Это доставляет детям огромную радость.
В течение лета дети ухаживают и наблюдают за своим огородом и цветником. Рассматривая растения в цветнике, узнают, как из бутона появляются цветы. Время от времени дети осматривали огород, чтобы можно было увидеть, как растут и меняются овощи. Мною были подобраны различные консультации на темы: «Что посадить в огороде», «В саду или в огороде» Необходимо вести работу с родителями, постоянно привлекая их к этому различными интересными формами работы, такими как праздники, досуги, совместная трудовая деятельность по оформлению территории детского сада, посадка деревьев, красивых кустарников, и цветов, изготовление скворечников.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат этой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свой детский сад чистым и красивым.
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. Детям особенно близко и дорого то, за чем они ухаживали, наблюдали и что они сами вырастили. Наличие в детском саду растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения и родителями требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно объяснять связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.
Мы планируем и в дальнейшем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников, потому что понимаем, что такая работа необходима в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_teme.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
Опыт работы по теме
«Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила Гатиятуллина Илзина Шавкатовна
Наш детский сад большое внимание уделяет экологическому воспитанию дошкольников, так как считаем неотъемлемой частью для познавательного развития детей в данном возрасте. И для успешного результата стараемся использовать весь арсенал доступных средств, которые условно можно разделить на три направления:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Совместная деятельность с детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Близкий контакт с природой, благотворно действует на здоровье и эмоции дошкольников. В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства. В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. В связи с этим перед собой поставила ответственную задачу воспитывать у детей любовь к природе, желание помогать взрослому, ухаживать за культурами и растениями.
Экологической воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть. Эта работа развивает наблюдательность детей, побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивает логическое мышление, разговорную речь ребенка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Цель: развитие познавательной активности через повышение уровня экологической культуры дошкольников.
Задачи:
- Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений);
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в быту, социуме, природе);
- развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
- воспитание элементарных норм поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Условия необходимые для формирования опыта.
Первый шаг на пути экологического воспитания дошкольников – это создание необходимых условий для работы. В нашем ДОУ есть такие условия. Это огороды и цветники.
Актуальность
Учитывая, что одним из приоритетных направлений возникает вопрос об охране окружающей среды, таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. И у меня возникло желание воспитывать в детях бережное отношение к природе. И начинать нужно с детского сада. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Ведущая педагогическая идея
В основе ведущей идеи моей работы лежит формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание путем внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов (зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных) в образовательную деятельность по экологии, которые позволят ему реализовать свои познавательные способности, в интересной, игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность. Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды. Именно правильно организованное восприятие даёт ребёнку правильные сведения о предметах, явлениях, их разнообразных внешних качествах, создаёт их образы. Усвоение материала происходит тем глубже и полнее, чем более эмоционален ребёнок, чем радостнее его переживание. Еще одним условием для успешной реализации моей темы является комплексно – тематическое планирование в соответствии с ФГОС, предусматривающее интеграцию педагогических областей и педагогической деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:
- Разработан перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
- Создан уголок и календарь природы для наблюдений и экспериментирования с необходимым оборудованием.
- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
- С целью повышения эффективности образовательных занятий с детьми мною, в программе Рower Рoint, создана презентация, которая помогает доступно и в современной форме донести до детей нужную информацию.
В работе по экологии с воспитанниками использую такие формы обучения воспитания:
- практическая деятельность в природе;
- экскурсии, целевые прогулки, наблюдения;
- проведение экологических викторин, праздников, досугов,
театрализованных представлений;
- чтение экологических сказок, рассказов;
- экологические игры;
- выставки детских работ;
- организация конкурсов с родителями;
- папки-передвижки;
- конкурсы, выставки.
В практической деятельности применяю разные методы:
систематические наблюдения и фиксация их результатов, опытническая
работа, моделирующая деятельность, направленное общение, совместный
труд детей и взрослых в природе.
Я считаю, что в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для целенаправленной, разносторонней деятельности педагогов и детей. Эта задача может решаться через взаимодействие педагога и детей с миром природы в процессе экологического образования и воспитания, в структуре педагогического процесса. Информация, которую дети получают должна быть научно достойно - верной и в то же время доступной для понимания. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная и опытническая деятельность. Важным источником знаний о природе является наблюдение за ростом и уход за самими растениями. Для более углубленного расширения знаний о многообразии мира растений; овощах, фруктах, учить называть их, разработала перспективный план наблюдений. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Перед посадкой показала картинки с изображением тех цветов и овощей, которые дети будут выращивать. Предварительно они рассматривают семена: цвет, форму, размер. Объяснила, что семена кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. В феврале-марте мы посадили и наблюдали за выгонкой лука. Дети с огромным удовольствием наблюдали, измеряли, как быстро он выпускает перья. На таких занятиях можно показать детям результаты труда в натуральном виде. Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на то, что даже зимой можно вырастить в помещении урожай. В повседневных наблюдениях дошкольников знакомлю с весенними цветущими растениями (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). Можно провести специальные занятия по наблюдению весенних цветов (тюльпан, нарцисс, гиацинт или др.). Для закрепления знаний о цветах используются дидактические игры "Отгадай по описанию", "Что изменилось?". Наблюдения за ростом и развитием растений весной необходимо связывать с наблюдениями за трудом взрослых на участке детского сада (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посев и посадка). Объяснить, что чего нужно обрезать сухие ветки. Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнить до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте. После устройства грядок и клумб дети наблюдают за посевом семян уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние 8-10 см и делать ямку; как семена редиса раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Закончив посев, дети наблюдают как воспитатель засыпает семена черноземом, землей и поливает их. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания и учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой. Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс НОД, целевые прогулки, а так же в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», « С какого дерева лист?» и т. д. В работе с дошкольниками большое значение я отвожу дидактическим играм: «Кто где живет?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах), «Живое - неживое», «Птицы рыбы, звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов), «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и мн.др.
Игры – путешествия присутствуют на занятиях, в наблюдениях, труде.
Например, «Дары осени»- дети знакомятся с объектами, в качестве посетителей, из их числа можно подобрать «экскурсоводов», но
чаще всего это делает взрослый. Мы рассказываем стихи, загадки об
овощах, вспоминаем песенки, т.е. создаем рисунки или лепим на основе впечатлений. В группе имеется набор муляжей овощей и фруктов, с/р игра «Овощной магазин».
Хорошим способом закрепления материала является инсценировка. Дети с
удовольствием проиграли сказку «Репка». У детей улучшается речь, они становятся увереннее в себе. В свободное время дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры: зоологическое лото, ботаническое лото, домино «подбери пару» и др. Дети любят отгадывать загадки, которые являются не только игрой, но и упражнением в смекалке, развитии логики. Их можно использовать практически в любых ситуациях. Большое внимание уделяю труду детей в природе. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет удовольствие и радость. Работая на участке (в огороде, цветнике), дети овладевают простейшими практическими навыками, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует и развитию наблюдательности, любознательности детей. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Проводим праздники и развлечения с участием всех сотрудников: «Дары осени» (посвященный осени, сбору урожая). «Навруз»,, «Сабантуй». Дети в процессе знакомства с этими проаздниками учатся любить и понимать природу.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе и поэтому в групповой комнате постарались создать среду, где можно экспериментировать, (т.е. экологическую лабораторию). В ней хранятся различные материалы и оборудование (например, лабораторная посуда, стаканчики, пластиковые бутылки, лупа, трубочки, ведерки, колбы). Мы постарались создать условия, необходимые для проведения опытов.
Я считаю, что в дошкольном образовании основной акцент должен делаться на интеграцию предметных областей знаний, которые способствуют созданию основного фундамента развития ребёнка. Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Работа с родителями.
Особое значение уделяем совместной работе родителей и детей по экологическому воспитанию. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитать в ребенке любовь к природе. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Дети помогают собирать урожай овощей, они видят, что выросло на грядках к осени. Наблюдают и за растениями цветника. Целесообразно также проводить разнообразные дидактические игры, которые помогают закрепить полученные знания. Необходимо показать, как собирать семена, научить отличать спелые от неспелых плодов, по величине, цвету, форме, плотности. После прогулки в группе семена рассматривают и сортируют. Обращаю внимание детей на то, что они хорошо ухаживали за овощными культурами, поэтому собрали хороший урожай. Для закрепления знаний об овощах было проведено соответствующие занятия. Дошкольники наблюдают за выкапыванием картофеля, его сбором.
В феврале-марте мы посадили и наблюдали за выгонкой лука. Дети с огромным удовольствием наблюдали, измеряли, как быстро он выпускает перья. На таких занятиях можно показать детям результаты труда в натуральном виде. Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на то, что даже зимой можно вырастить в помещении урожай. В повседневных наблюдениях дошкольников знакомлю с весенними цветущими растениями (окраска, форма листьев, цветов, запах и др.). Можно провести специальные занятия по наблюдению весенних цветов (тюльпан, нарцисс). Для закрепления знаний о цветах используются дидактические игры "Отгадай по описанию", "Что изменилось?". Нами на огороде был посажен ранний редис, дети наблюдали за его ростом, когда он созрел. Это доставляет детям огромную радость.
В течение лета дети ухаживают и наблюдают за своим огородом и цветником. Рассматривая растения в цветнике, узнают, как из бутона появляются цветы. Время от времени дети осматривали огород, чтобы можно было увидеть, как растут и меняются овощи. Мною были подобраны различные консультации на темы: «Что посадить в огороде», «В саду или в огороде» Необходимо вести работу с родителями, постоянно привлекая их к этому различными интересными формами работы, такими как праздники, досуги, совместная трудовая деятельность по оформлению территории детского сада, посадка деревьев, красивых кустарников, и цветов, изготовление скворечников.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат этой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свой детский сад чистым и красивым.
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении. Детям особенно близко и дорого то, за чем они ухаживали, наблюдали и что они сами вырастили. Наличие в детском саду растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения и родителями требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно объяснять связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.
Мы планируем и в дальнейшем продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников, потому что понимаем, что такая работа необходима в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»
Опыт работы по теме «Развитие умений работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста через конструирование»...
Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр.
Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр....
Опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность»ФГОС ДО направляют содержание образо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности детей, через экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и объектам (питанию, росту и развитию растений, овощных и культурных растений)....
Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»
Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...