Проект "Байкал-жемчужина Сибири"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе
по формированию у дошкольников целостной картины мира
с использованием информационных технологий
по теме:
«Байкал- жемчужина Сибири»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Байкал -жемчужина Сибири" | 144.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ детский сад «Булжамуур»
Проект
"Байкал- жемчужина Сибири!"
Воспитатели старшей группы: Шандибаева Д.П.
Тогочиева Е.Б
С. Верхняя Иволга 2023
Байкал - чудесный водный край!
Для нас – ты настоящий рай,
Нам всем бесценны и близки
Родного края родники.
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе
по формированию у дошкольников целостной картины мира
с использованием информационных технологий
по теме:
«Байкал- жемчужина Сибири»
Актуальность проекта:
Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, она древний могучий источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде сами должны научиться любить ее.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период первичной социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Родителям и педагогам необходимо учить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, готовить к тому, чтобы он мог справиться с будущими проблемами реальной жизни.
Наш родной край знаменит озером Байкал! В нем уникально всё – вода, животный мир, растительность, скалистые берега, величественные отроги хребтов. Сохранение природы этого уголка Земли – обязанность каждого человека!
Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста и является краткосрочным. Дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, местонахождении и уникальности озера Байкал.
Цель:
- создать необходимые условия для формирования представлений детей о Байкале, его флоре и фауне, свойствах и качестве воды.
Задачи:
- формировать представления детей о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, климат, вода, глубина), об уникальности озера;
- развивать эстетическое восприятие, чувства любви и гордости;
- знакомить с растительным и животным миром озера Байкал;
- формировать представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы;
- формировать патриотические чувства;
- активизировать словарный запас, развивать связную речь;
- реализация совместной творческой деятельности детей и родителей.
Содержание этапов проекта:
Проект включает три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
Подготовительный этап.
Составление перспективного плана по ознакомлению детей с озером Байкал и природой Прибайкалья. Подбор фото - и видео - материалов, музыки, звуков природы.
Блок: «Великий Байкал»
(формирование представлений о географическом положении озера Байкал, его уникальности, размере, глубине, возрасте, климате, воде, ветрах).
Блок: «Растительность Прибайкалья»
(формирование представлений о растительном мире Прибайкалья и его разнообразии)
Блок: «Дикие и домашние животные Прибайкалья»
(формирование представлений о разнообразии диких и домашних животных Прибайкалья, их питании и образе жизни).
Блок: «Берегите природу!»
(формирование представлений о проблемах экологии и охраны природы).
Практический этап
Цель: активное участие детей, родителей и педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
Использование словесных методов:
Беседы, легенды о Байкале - знакомство с фольклором и традициями Прибайкалья (в гости к детям приходил персонаж Сибирячок, знакомил их с легендами, сказками, стихами о нашем крае).
Использование методов экспериментирования и моделирования:
Схемы, модели - зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок.
Дидактические игры с применением моделирования - позволят овладеть способами познания связей между предметами и явлениями (например, «Чей клюв?»).
Экспериментирование с природным материалом - развитие познавательной деятельности.
Практические методы:
Наблюдение на участке: знакомство с разнообразием деревьев (рябина, береза, сосна, сирень, пихта).
Наблюдение за птицами, которые прилетают на участок (воробей, ворона, дятел, синица, снегирь, сверистель).
Рисование: «Байкальская нерпа», «Омулек», «Жарки», «Байкальский берег».
Аппликация: «Рябина».
Лепка: «Нерпа», «Ежик».
Раскраски: «Животные леса», «Рыбы», «Цветы».
Коллаж «Подводный мир Байкала».
Решение проблемных ситуаций: «Как определить возраст рыб?», «Что случится, если погибнет эпишура?», «Что сделать, если пожар в лесу?»
Детская энциклопедия «Байкал – чудо Сибири».
Наглядные методы:
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям красоту нашего края («Животные Байкала», «Растительность Прибайкалья», «Байкальский Заповедник»).
Просмотр презентации «Байкал - жемчужина Сибири» - показать разнообразие Байкальской природы.
Предметно развивающая среда:
Уголок познавательной литературы: (Красная книга Бурятии, энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячок»).
Макет озера Байкал с животными.
Игровая деятельность:
Сюжетно - ролевые игры: «Ветеринарная больница для нерпы», «Зоомагазин», «Путешествие на Байкал».
Дидактические игры: пазл «Символ Байкала», «Кто где живет?», «Найди Байкал по контуру», «5 лишний», «С какого дерева лист?», «Кто что ест?», «Засели жильца в домик», «Дикие и домашние животные Прибайкалья» и др.
Работа с родителями:
Выставка рисунков «Сохраним природу Байкала» - развитие творчества, воспитание экологической грамотности, совершенствование экологической пропаганды среди родителей (дети совместно с родителями создавали рисунки для выставки).
Создание экологических сказок – развитие творчества, воспитание экологической культуры, бережного и гуманного отношения к природе (дети совместно с родителями составляли сказки: «История маленького лягушонка», «Спасение олененка», «Экологическая сказка», «Наш зеленый дом», «Рыбка омулек»).
Привлечение родителей к созданию мини-музея о Байкале
Выполнение домашних заданий (поделки из природных материалов, фотомонтажи)
Заключительный обобщающий этап
При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал: его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера. Дети осознанно могут ответить на вопросы: - Что Вы знаете о Байкале? Какая вода в Байкале? Кто очищает байкальскую воду? Какие животные обитают в Прибайкалье?
Ход деятельности:
1 день
Ребята, вы любите путешествовать?
На чем можно путешествовать?
Вы хотите отправиться в путешествие? Предлагаю совершить наше путешествие на воздушном шаре.
Чтобы в небо нам взлететь,
Нужно правильно нам сесть.
На билет свой посмотри,
Место нужное займи!
- Возьмите билеты. Посчитайте на нем количество точек и найдите в нашем воздушном шаре соответствующую цифру. Занимайте свои места. Садитесь поудобнее.
Шар поднимается,
Путешествие начинается.
(звучит музыка «Путешествие на воздушном шаре)
Чтобы узнать, куда мы летим, послушайте стихотворение. Но слушать его я предлагаю с закрытыми глазами. Закройте глазки и представляйте, что я говорю.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
(М.Сергеев)
Открывайте глаза и посмотрите, какая красота открылась перед нами.
(слайд фотографии с воздуха и космоса о. Байкал)
Это озеро Байкал. Это самое глубокое и большое озеро на всей планете. Байкал находится на территории России, в Сибири. Край, где расположен Байкал, называют Прибайкальем. Байкал – озеро с самым большим на Земле запасом пресной воды. Это озеро очень красиво.
«Великий Байкал»
(формирование представлений о географическом положении озера Байкал, его уникальности, размере, глубине, возрасте, климате, воде, ветрах).
2 день
«Подводный мир о. Байкал»
Как вы думаете, кто главные обитатели этого озера? Действительно, рыбы. Давайте посмотрим и узнаем, какие именно рыбы живут в о. Байкал.
(слайды: голомянка, хариус, осетр, омуль, щука)
Давайте произнесем и посчитаем, сколько слогов в названии каждой из этих рыб.
Аппликация. «Подводный мир Байкала».
3 день
«Растительность Прибайкалья»
Озеро Байкал со всех сторон окружено горами, покрытыми тайгой, где произрастают различные растения, некоторых из них больше нет нигде на планете. Богаты окрестности ягодами.
Давайте выйдем, погуляем и соберем вкусных и спелых ягод. Чтобы собрать ягоды предлагаю разделиться на группы по четыре человека. Каждая группа подойдет к своему столу и соберет разрезанную на части картинку. Когда вы соберете ее, то увидите, какие ягоды растут около Байкала. Что у вас получилось?
(слайды: голубика, ежевика, морошка, малина, брусника)
Устали немного, давайте присядем на мягкую зеленую травку. Трава в Прибайкалье не только мягкая, но и полезная. Тут встречается много лекарственных трав. Что значит лекарственные травы? Какие вы знаете? Как ими можно лечиться? А сейчас я вам предлагаю познакомиться с запахом лекарственных трав Прибайкалья. Некоторые вам, возможно, знакомы и вы по запаху определите их название.
Кто знает этот запах? Это мята. Чай с мятой улучшает аппетит, помогает от головной боли, обладает бодрящим действием.
Понюхайте вот эту траву. Знаком вам этот запах? Ребята, это чабрец. Его используют для лечения ран, воспалений, а также насморка и кашля.
Вот эта трава пахнет очень приятно саган-дайля ещё называют её душистым багульником, она повышает иммунитет, вы меньше болеете, убивает микробов вредных для нашего организма, её часто заваривают как чай и пьют.
Вот еще одна трава. Запах этот вам, скорее всего, незнаком. Это тысячелистник. Его растение помогает остановить кровотечение, применяют при укусах насекомыми, ушибах, опухолях.
А какие из этих растений встречаются в нашей местности? Где вы их встречали?
Сейчас я вам предлагаю понюхать вот этот мешочек. Догадайтесь, что так пахнет? (елка) Действительно, это хвойное дерево. Посмотрите на экран.
(слайд кедр) Кто знает, как это дерево называется? (кедр) Кедр – очень высокое дерево, которое живет очень долго, около 200 лет.
Вы, наверное, ели кедровые орешки. Они очень полезны. Полезные вещества, содержащиеся в кедровых орехах, защитят вас от всех болезней, потому что защищают наш организм и укрепляют иммунную систему.
По берегам Байкала встречаются еще такие сказочные странные деревья.
(слайд ходульные деревья) Стволы их находятся очень высоко от поверхности земли. Эти деревья стоят на своих корнях как на ходулях, поэтому называются они ходульными. Эти деревья – один из символов Байкала. Их корни оголили дожди и ветра. Кажется, будто великаны шли куда-то, остановились отдохнуть и скоро двинуться в путь.
4 день
«Птицы Байкала»
Физкультминутка.
Байкал называют ещё морем. Давайте немного с вами поиграем в игру «Море волнуется»
Включается запись музыкальная физминутка «Море волнуется»
Запись крика чаек
Что это за звук? Кто так кричит? Это чайка. (слайд чайка)
Какие птицы еще гнездятся на скалистых берегах Байкала? Давайте посмотрим.
Работа с коллажем на магнитной доске.
- Каких птиц вы здесь видите?
- Посчитайте, сколько здесь уток?
- А цапель?
- Сколько орлов?
- Кого больше: орлов или цапель? цапель или уток? уток или орлов?
- Так каких же птиц больше всего?
Рядом с озером Байкал живут разные животные. Отгадайте, какие.
Рисование: «Байкальская нерпа»,
Лепка: «Нерпа»,
Поставьте их на макет озера Байкал
Мы не назвали еще одного обитателя Байкала. Чтобы узнать, кто это, предлагаю начертить его в тетради по клеточкам. Проходите за столы, присаживайтесь.
Вот и подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой. Прошу занять свои места в воздушном шаре. А пока мы летим, давайте немного поиграем. У меня есть с собой камень со дна о. Байкал, но он не простой, а волшебный. Кто его в руки возьмет, тот обязательно вспомнит о Байкале. Давайте попробуем.
Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка голомянка.
А что вы помните?
Дети передают камень по цепочке и вспоминают о Байкале.
Вот мы и прилетели.
5 день
«Берегите Байкал!»
(формирование представлений о проблемах экологии и охраны природы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-краеведческий проект "Это все моя Сибирь-моя родина,мой мир"
С целью воспитания нравственного гражданина своего края создан данный проект. Он является по сроку-долгострочным, в течении года и ориентирован на детей 5-7- лет. Данный проект носит интег...
Приложение к проекту "Это все моя Сибирь-моя родинамой мир!"
В приложении составлено несколько конспектов занятий и театрилизованного представления,иллюстрирующих каждый блок проекта "Это все моя Сибирь- моя родина,мой мир!"...
Заповедные уголки Сибири.
Заповедные уголки Сибири. Это методическая разработка по экологии....
"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.
Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Географическое положение Сибири. Народы Сибири».
Знакомство детей с культурой и бытом народов родного края....
Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...
Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».
Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....