Конспект занятия по познавательному развитию № 9 в средней группе Тема: «В лес за грибами и ягодами»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию в средней группе «В лес за грибами и ягодами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_v_les_za_gribami_i_yagodami.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию № 9

в средней группе

Тема: «В лес за грибами и ягодами»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: расширить представления детей о лесных грибах и ягодах.

Программное содержание: расширять представление детей о значении леса в жизни людей; познакомить ребят с некоторыми свойствами древесины; расширять представления детей о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережное отношение к природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Предварительная работа: чтение сказок «Приключения Буратино» А.Толстого, «Дудочка и кувшинчик» В.Катаева.

Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением лесного ландшафта; деревянные и металлические изделия, сосуд с водой; грибы в лукошке: белый, подберёзовик, лисички, сыроежки; иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты: дети имеют представления о грибах и ягодах.

Структура занятия

I

Вводная часть

 Опыт

2 мин

II

Основная часть

16 мин

1

Беседа

«Лес

2 мин

2

Физкультминутка

«Электричка»

2 мин

3

Беседа

О грибах и ягодах

4 мин

4

Работа с пособием

«Собери грибы в корзину»

2 мин

5

Работа с пособием

«Чем недоволен Лесовичок»

2 мин

6

Работа с пособием

«Проведи детей по тропинкам»

2 мин

7

Работа с пособием

«Разложи варенье по банкам»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 20 минут

Ход занятия

I. Вводная часть

Опыт

- Вспомните сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Полицейские собаки бросили бедного Буратино в пруд, чтобы утопить. Утонул ли мальчик? (Нет).

- А почему?

- Проведём опыт. Посмотрите, в один мешочек я кладу деревянный предмет, а в другой – металлический. Что будет с мешочками.

Дети в затруднении. Для решения воспитатель опускает в воду  положенные в тонкие непрозрачные мешочки из ткани кубик и гайку.

- Можете ли вы теперь сказать, где был предмет деревянный, а где – металлический.

- Ребята, дерево не тонет в воде. Где люди используют свойство дерева? (Делают лодки, корабли.)

- Мы с вами не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях и в городах.

- Вспомним, чем же город отличается от деревни. (Это и разные дома, и дороги, и растительность.)

- В деревнях много зелени, кругом леса, а в городах деревья сажают специально вдоль улиц, на бульварах, в скверах и парках. Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето? (Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом.)

- Вы наверняка не раз слышали от взрослых: «Здесь совсем другой воздух!» О каком «другом» воздухе говорят люди? Давайте разберёмся.

II. Основная часть

1. Беседа «Лес»

- Как вы думаете, дерево – живое? (Да.)

- Дерево так же как и все живые существа, растёт, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух (Покажите.)

- Вы замечали, что если долго находишься в комнате с закрытым окном, становится трудно дышать? «Надо проветрить», – говорят взрослые. Дело в том, что выдыхаем мы «плохой» воздух. Но людей и животных на Земле очень много, и «плохого» воздуха должно становиться всё больше и больше. Но этого почему то не происходит. Куда же девается «плохой» воздух?

- Оказывается, его вдыхают  все растения. А выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат все люди и животные. Называется он кислород. Как вы думаете, где кислорода больше, в деревне или в городе?

- Почему?

- Зачем люди в домах, разводят комнатные растения?

- Почему в лесу хорошо дышится?

- Выходит, что деревья, кусты, цветы и травы нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники. Для чего еще человеку нужен лес?

- Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса: шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков…

- Что еще человеку дает лес? (Грибы, ягоды, орехи, лекарственные  травы, строительный материал.)

- Вспомните, что делали люди в старину из дерева? (И дома рубили, и посуду вырезали, и лодки долбили,  и игрушки для детей делали.)

- А в наши дни делают что-нибудь из дерева?

- Посмотрите в группе и найдите деревянные предметы.

- Как вы думаете, какие предметы из дерева делать нельзя? (Те, что соприкасаются с огнём.)

- Почему? (Они сгорят.)

- Кастрюли и сковородки делают из другого материала. Как он называется?

- Металл. А вот ручки кастрюль и сковородок можно сделать деревянными, и это будет очень удобно. Почему? (Такие ручки не нагреваются.)

- Вы обращали внимание, из чего сделаны ручки на дверях подъездов? Они тоже деревянные. В мороз за них не так холодно браться, как за металлические.

- А ещё лес сплавляют. Людям надо очень много древесины: из неё строят дома и лодки, мебель и бумагу. Где же берут эту древесину? В лесу. Но, чтобы сделать, например, бумагу, дерево надо отправить на фабрику, которая находится далеко от леса. Как переправить огромные стволы деревьев на большое расстояние? Для этого используют реку. Стволы бросают в воду, и река сама несёт их, а в нужном месте стволы вылавливают.

- Сегодня мы начали разговор о лесе, который обязательно продолжим. Но уже сейчас мы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относится к нему надо, как к другу, бережно и внимательно.

Будь здоров зеленый лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал зеленый лес

Чтоб не застили небес

Тучи, копоти и пыли,

Чтоб прозрачны реки были

Будь здоров зеленый лес!

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай наш друг хороший

Будь здоров зеленый лес!

- А теперь, мы отправимся с вами в лес по грибы и ягоды. Как мы оденемся? (В куртку с капюшоном и сапоги.)

- Что возьмём с собой? (Корзинку.)

- Как её еще можно назвать?

- Чтоб ответить на этот вопрос, вспомните стихи и сказки, которые мы читали. В кузовки и лукошки собирали их герои грибы и ягоды. А ещё в лесу необходим ножик.

А на чём мы поедим в лес?

2. Физкультминутка «Электричка»

- Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. В каждом может ехать только один человек.  

- Сколько вагонов должно быть в поезде? (Столько же, сколько детей.)

- Садимся в поезд.

Его делают дети из стульев.

- Кто едет в первом вагоне?

- Кто в последнем?

- Кто после Алёши?

- А перед Машей?

- Между Серёжей и Ирой?

- Отправляться в лес надо очень рано. Говорят: «Кто рано встаёт, тот гриб берёт, а сонливый да ленивый идёт после за крапивой», «Крепко поспал – гриба не видал».

- Приехали. Входим в лес. Мы теперь с вами грибники.

3. Беседа о грибах и ягодах

- Тихо идём по лесу, вдыхаем свежий запах листвы…

Дети бродят по группе, изображая сбор грибов.

- Вот возле берёзы стоит грибок.

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой. (Подберёзовик.)

- Что это за гриб? Как вы догадались?

- А вот недалеко ещё один (показать детям белый). Наверное, тоже подберёзовик? Посмотрите.

А в лесу как на подушке

Чьё-то маленькое ушко.

- Давайте, сравним белый гриб и подберезовик.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

- А почему его назвали белым, ведь шапка-то коричневая?

- Но если отломить кусочек ножки, что можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.

- Смотрите, какие интересные грибы выглядывают из травы, как яркие, желтые пуговицы. Их назвали лисичками. Как вы думаете почему?

- Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке. Назовите их.

- Давайте ещё побродим по лесу. Вот стоит красавец! (Показать детям мухомор). Вы знаете этот гриб?

- Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечатся. Вообще в природе нет ничего ненужного. Если что-то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому.

- Идём дальше. Вот ещё грибы. Кто знает, как они называются?

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежки).

- Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое. Ни в коем случае их нельзя есть сырыми!

- Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнём и вспомним главное правило грибника. Собирать можно только известные тебе съедобные грибы!

- И ещё запомни: Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их. Собирая грибы, срезаем их ножиком.

- А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жаренные, солёные, сушённые.) 

- Вот какие подарки преподносит нам лес! Что ещё дарит нам лес?

- Давайте вспомним сказку «Дудочка и кувшинчик». Какие ягоды собирала девочка Женя?

- Найдите среди картинок землянику.

Я капелька лета

На тоненькой ножке,

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

- Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Позже вместо них уже можно увидеть молодые зелёные ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают. Это бывает летом. Помните: зелёные, неспелые ягоды есть нельзя!

- Как вы думаете, почему ягоду эту назвали земляникой?

- Как получилось это слово? (От слова «земля».)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

- Посмотрите на эту ягоду. Как она называется? (Малина.)

- На чём растёт?

- Поспевает малина тоже летом.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

- А вот эта маленькая ягодка называется черника. Как вы думаете, почему?

- Растёт она в тени, солнца не любит, поэтому искать её надо в лесу, под ёлками. Собирать ягоды нужно очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет. Представьте себе: пришли дети в лес отдохнуть, птиц послушать да набрели на земляничную поляну. Набросились на ягоды, а когда наелись досыта, домой начали собираться. А корзинок с собой нет. Как быть?

- Набрали целые букеты зелёных кустиков вместе с алыми и зелёными ягодками, вместе с белыми цветочками. Красивые получились букеты! Как вы считаете, правильно ли поступили дети?

- Восстановление ягодных место идёт очень медленно. Например, черничник восстанавливается через сто лет.

4. Работа с пособием (задание 1)

- Ребята, рассмотрите рисунок, и назовите грибы.

- Все ли грибы можно есть?

- Какие из этих грибов ядовитые?

- Что вы сделаете, если на вашем пути попадётся мухомор?

Как правило, дети предлагают растоптать или сбить мухомор ногой. Объясните, что делать этого нельзя, так как в лесу нет ничего ненужного и мухомор является лекарством для лосей и белок.

- С помощью карандаша помоги Тане и Ване собрать грибы в корзину.

- Чего в лесу больше – съедобных или несъедобных грибов?

5. Работа с пособием (задание 2)

- Какими поступками детей недоволен лесовичок? Объясните.

Если дети не готовы сразу ответить, следует поочерёдно рассматривать с ними картинки, задавая вопросы:

- Что делает Таня (Ваня)?

- Как, по-вашему, она (он) поступает – правильно или нет?

- Почему вы так думаете?

6. Работа с пособием (задание 3)

- По каким тропинкам должны пройти до станции дети, чтобы собрать как можно больше грибов?

Прежде чем провести линию по нужной дорожке, предложить детям пройтись по всем тропинкам, называя грибы, которые им встретились.

7. Работа с пособием (задание 4)

- Помоги бабушке разложить варенье по банкам: в банку с одной полоской надо положить малиновое варенье, с двумя – земляничное, а с тремя полосками – черничное.

Дети выполняют задание.

- Какие ещё садовые (лесные) ягоды вы знаете?

- Какие из них кислые (сладкие)?

- Что можно приготовить из ягод?

- Как называется варенье (компот) из смородины, клубники?

- Какое варенье является лекарством от простуды?

- Какими ягодами любит лакомиться медведь?

III. Заключительная часть

Итог

- И ещё запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.

- Что можно приготовить из ягод? (Варенье.)

- Как называется варенье из земляники? (Земляничное.)

- Из черники, малины, клюквы, смородины, брусники?

- Что ещё можно приготовить из ягод? (Компоты, соки.)

- Вспомните сказки, в которых герои ходили в лес за грибами, ягодами и заблудились. («Три медведя», «Маша и медведь».)

- Как надо вести себя в лесу, чтобы не заблудиться?

- Послушайте стихотворения:

Земляничка

Возле пня

Всем сказала:

– Нет меня!

Оглянулась

И потом

Притаилась под листом.

Солнца луч  её нашёл,

Закричал: Нехорошо!

Обманула! Ай-ай-ай!

Земляничка,

Вылезай!

Покраснела ягода

И сказала:  

– Ябеда…     (А.Фадеева)

По грибы пошли ребята,

На пеньке растут опята,

Много их не сосчитать –

Всех в корзинку надо брать.

Под осиной в красной шляпке,

Прячется от вас ребятки,

Подосиновик дружок!

Полезай-ка в кузовок.

Вот гриб боровик –

И красив он и велик

В темной шапке набекрень

Ножка крепкая как пень.

Разноцветные поганки,

Сами лезут на полянки.

Их обходим стороной,

Нам не надо ни одной.

Мухомор – поганок друг.

Их полным полно вокруг.

Мухомор мы брать не будем,

Навсегда о нём забудем!

На полянке, как сестрички,

Глядь – грибочки невелички.

Их лисичками зовут,

Жарят, варят, в суп кладут.    (В.Зотов)

- Отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

Есть у ребят

Зелёный друг,

Весёлый друг,

Хороший.

Он нам протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес.)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Много рук,

А нога – одна. (Дерево.)

В зелёной шубе летом,

А зимой раздет он. (Лес.)

Стоял на крепкой ножке –

Теперь лежит в лукошке. (Гриб.)

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

Под берёзой старичок,

На нем бурый колпачок. (Подберёзовик.)

А вот кто-то важный,

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Сидит рядом с нами,

Смотрит чёрными глазами.

Черна, сладка, мала

И ребятам мила. (Черника.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту

Меня зовут…  (подосиновик).

На пригорке у пеньков,

Много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелёк,

Держит алый огонёк.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки. (Земляника.)

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".

Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"

Задачи:1.     Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2.     Уточнить знания детей о диких животных;3.     Развить у детей...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»

: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе                               Тема: «Вода и ее свойс...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: ­­-Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...