Конспект открытого показа совместной деятельности по познавательной исследовательской деятельности для детей от 5 до 6 лет Тема: «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект ООД для детей от 5 до 6 лет Тема: «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Рябинка»
Конспект открытого показа
совместной деятельности по познавательной исследовательской деятельности
в группе «Смешарики» общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет
Тема: «Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края»
Разработчик: Булгару А.И.- воспитатель
г.Мегион 30 октября 2023г.
Цель; Формировать у детей умения: проводить самостоятельные исследования (почему птицы улетают на юг, места их обитания, приспособленность к жизни в разных местах, особенности внешнего вида), сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Программное содержание :
Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи.
Определять значимости птиц для природы, людей Расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах.
Вызвать интерес к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы. «Для чего птицам перья», « Почему гуси не мокнут в воде» «Почему у водоплавающих птиц такой клюв».
Способствовать развитию умения классифицировать птиц (водоплавающие, перелётные .
Воспитывать умение внимательно слушать и оценивать ответы товарищей.
Обогащение и уточнение словаря:
Существительные: птица, лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, жаворонок, иволга, утка, цапля, ласточка, мандаринка. Пингвин. Гусь (дикий), корм, насекомые, железо, Внешние признаки, части тела: перья, пух, крылья, клюв, голова, глаза, грудка, две лапы, перепонки, коготки, хвост.
Глагольный словарь: щебетать, куковать, курлыкать, щелкать, летать, улетать, ходить, прыгать, махать, клевать, плавать, нырять.
Прилагательные перелетные, водоплавающие, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, , ; большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края.
Предварительная работа:
Беседы: Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.
Чтение стихов, рассказов. Пальчиковые игры, Загадки про времена года. Подвижные и дидактические игры на тему «Птицы».
Использование карточек исследования по О.А.Савенкова
Разучивание стих. И.Токмаковой «Опустел скворечник»
Чтение сказки «Как лебедь остался один».
Загадки о перелетных птицах.
Рисование «Ласточка».
Аппликация «Гусь».
Просмотр Фильм «Серая шейка», студия «Союзмультфильм»,
Слушание песни сл. А. Плещеева; «Осенняя песня», из цикла «Времена года»П. Чайковского.
Оборудование ИКТ. Презентация «Перелетные птицы» , «Водоплавающие птицы»
Материал: картинки с изображением птиц, перья гусиные, ёмкости с водой, пипетка, растительное масло, , вата.
Форма проведения - опытно-экспериментальная деятельность
Методические приёмы: Мотивация, наглядные (картинки – птицы), ИКТ; словесные (беседы, игровые (дидактические игры, физминутка , пальчиковая гимнастика, упражнение для глаз) пальминг для глаз. : игровой, показ, вопросы. проблемно-поисковый, наблюдение за обьектом.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская деятельность.
1. Организационный момент. Игра -приветствие
«Добрый день солнцу и птицам!»
Добрый день солнцу и птицам!
Добрый день улыбчивым лицам!
Добрый день всем людям на свете
Добрый день маме и папе
Добрый день останется с нами!
1.Проблемная: «Письмо от Незнайки»
Ребята мы получили письмо. Вам интересно узнать, от кого письмо ?
Дорогие ребята, группы Смешарики! Я, Незнайка из Цветочного Города. У меня всегда столько проблем из-за того, что не хочу заниматься и читать книжки. Вот и сейчас; Знайка дал мне задание узнать как можно больше информации о «Жизни перелётных птиц» но я , ничего не знаю. Помогите мне пожалуйста!
Ну что, ребята поможем ?
Да!
2.Основная часть.
ИКТ Фото -Птицы поют
Почему птицы поют?
1. Ответы детей.
Пение –это птичий язык. Пением птицы привлекают подруг, отпугивают соперников и оповещают о том, что это территория занята. Особым криком они предупреждают других птиц о приближении врага. Птиц, которые издают особенно красивые звуки, называют певчими.
Какие изменения происходит в жизни птиц осенью?
Дети. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель : Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?
Фото перелетных птиц на экране Дети называют перелетных птиц: Дети рассуждают.
Гимнастика для глаз.
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо, А потом на потолок, так тихонько отдохнёт. Глазки закрываем, сном волшебным засыпаем.
Фото перелетных птиц на экране Дети рассуждают
Пальчиковая игра «Журавлики -журавли»
Журавлики –журавли
Оторвались от земли
Крылья к небу вскинули
Милый край покинули
Журавлики, журавли.
Какую пользу нам приносят птицы? Дети рассуждают
Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»
Правила игры: воспитатель прикрепляет на доску 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы
Например: на юг улетел скворец
Воспитатель: А как называют птиц, которых мы видим на озере, в море?
Дети; водоплавающие птицы
Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди - это водоплавающие птицы.
- Почему же они от нас улетают?(им нечего есть т. к зимой водоемы замерзают)
- А каких ещё птиц вы знаете, которые водятся у водоёмов?
(журавли, аисты, ......)
Фото водоплавающих птиц.
А я хочу вас познакомить с другими водоплавающими птицами.
Включается медиа-система.
Утка – Мандаринка, считается одной из самых красивых птиц в мире. Она любит жить на дереве, а плавать в холодных водах.
А это кто? (Пингвин). Чем она необычна? (не умеет летать, самая большая водоплавающая птица, живет в Антарктиде).
Воспитатель. А вы знаете, куда занесены редкие, исчезающие птицы? (В Красную книгу). Это…(обращается внимание детей на медиа-систему). Государство заботится о них и охраняет их.
Воспитатель: А как дети могут беречь природу, помогая птицам (строить домики, кормушки, не засорять водоёмы, не оставлять после себя мусор)?
Игра «Найди отличие» Рассмотрите картинки гуся и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
Почему у водоплавающих птиц такой клюв?
Дети: У них должны быть такие клювы, которые помогут добывать им пищу в воде; у аиста, журавля, цапли — длинные клювы; доставать лягушек со дна; у гусей, уток, лебедей — плоские, широкие клювы). — вылавливать корм, процеживая воду.
Ребята, а вы хотите немного поиграть?
Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили? Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?
Звучит музыка, и дети выполняют движения.
Вот на ветках посмотри, сказочные птицы
( руку ко лбу "смотрим вдаль", меняя руки)
Распустили перышки, греются на солнышке.
(пальцы и взмахи руками)
Головою вертят, улететь хотят
(поворот головы вправо, влево)
Улетели, полетели, полетели за метелью.
(взмахи руками имитация полёта )
Улетели птицы .
Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.
Опыт № 1. Посмотри на перьях. Сравни их (цвет, различия).
- Найди самое длинное перо. Это перо называется «маховое».
- Возьми перо в руки. Какое оно на ощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)
Дыхательные упражнения «Подуй на перышко».
Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?
--Перья защищают птиц от ушибов, от холода, сохраняют тепло и помогают летать.
А , вы хотите узнать «Почему не намокают перья водоплавающих птиц»
Да!
Давайте мы с вами пройдем в нашу лабораторию.
( одеваем шапочки и халаты)
Мы с вами станем настоящими ученными.
Дети с педагогом проходят к столу, где будут проводиться опыты.
Опыт «Почему не намокают перья водоплавающих птиц»
Цель: опытным путём выяснить, что защищает перья водоплавающих птиц
от намокания.
Материалы и оборудование: стаканы с водой, перья птиц, салфетки, пинцет, шапочки, фартуки.
Воспитатель обращает внимание на вату на столе, она похожа на пух водоплавающих птиц.
Дети скатывают шарики из ваты, бросают их в воду и наблюдают (шарики тонут).
Дети комментируют происшедшее.
Воспитатель: Дети, как сделать, чтобы шарик из ваты не тонул?
Предложение детей.
Педагог предлагает смазанный растительным маслом ватный шарик пустить в воду. Дети наблюдают, повторяют действия воспитателя и комментируют.
Вывод; У всех водоплавающих птиц на спине возле хвостика есть железа, вырабатывающая жир. А он, как известно, отталкивает воду.
Утка нажимает клювом на эту железу, выдавливает жир и натирается им. Такая смазка делает оперение непромокаемым и сохраняет в нём воздушную прослойку, что тоже помогает держаться на плаву.
Итог: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось? А почему? Вы довольны своей работой?
Мне было очень приятно с вами работать.
А что вам, больше всего понравилось?
Дети высказываются ;
Ребята, Незнайке было очень интересно с вами проводить время , он очень многое от вас узнал и обязательно поделиться знаниями со Знайкой и со своим друзьями коротышками.
А сейчас он приглашает вас поиграть в игру «Сокол и галка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого показа совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В стране шахматных чудес»
Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат....
Конспект открытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе группе
Конспектоткрытого показа совместной деятельности педагога с детьми по художественно – эстетическому развитию «Мир искусства портрета» в подготовительной к школе груп...
Конспект занятия непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет Тема «Перелетные птицы весной»
Я предлагаю вашему вниманию конспект занятия по познавательному развитию на тему "Перелетные птицы", с учетом возрастных особенностей старших дошкольников. Данный конспект рекомендуется для ...
Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим с детьми средней группы «Почему не все птицы улетают в теплые края?»
Процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры...
Презентация_к_образовательной_деятельности "Почему не все птицы улетают в теплые края?"
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Джордж Бернард Шоу....
Конспект открытого показа совместной деятельности взрослого с детьми среднего возраста, по развитию речи на тему «Транспорт» с использованием блоков Дьенеша Тема: «Юные автомеханики»
Расширить, уточнить и активизировать словарь детей по теме «транспорт». Воспитывать положительное отношение к окружающему, взаимопомощь, способствовать сплочению детского...