Индивидуальный план работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
проект по окружающему миру (старшая группа)
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_narodnym_i_semeynym_traditsiyam.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
по теме:
«Приобщение детей к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям».
Группа 1/2
2021 -2022 учебный год
Педагог Ковалерова Г.А.
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Г. Н. Волков
Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 года.
Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются в не супружеские, анти родительские, анти семейные установки.
Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей предоставляется крайне актуальным.
Современное состояние российского общества характеризуется своеобразным кризисом, возникшим вследствие дисгармонии системы ценностей, что мешает человеку жить в согласии с собой, другими людьми, культурой, природой.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления. «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.
У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура. «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» Д. Б. Эльконин
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» – гласит русская пословица.
Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.
Этнос адаптирует ребенка к реальному миру. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры - это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
4. Организовать работу в группе, включив в него элементы народного исскуства ;
5. Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
6. Подготовить (провести) консультацию на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к народным и семейным традициям»;
7. Подготовить материал по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»;
8. Подготовить консультации для родителей;
9. Подготовить материал и провести мастер-классы с детьми:
Индивидуальный план самообразования по теме:
Месяц | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
Сентябрь | Изучение и подбор литературы. | План самообразования. Конец сентября – начало октября. |
Октябрь | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. | Подбор материал для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» Проекты по заданным темам. Мини – центр. Конец октября- начало ноября. |
Ноябрь | Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для родителей. Подбор материала. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Конец ноября – начало декабря. |
Декабрь | Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры | Конец декабря |
Январь | Рождественский сочельник | Стенгазета Творческая выставка детских работ Конец января. |
Февраль | Народные праздники в кругу семьи. | Фото выставка. Конец февраля |
Март | Духовное развитие народов | Консультация. Конец марта. |
Апрель | Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей Конец апреля |
Май | «У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с детьми. Конец мая |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями.
Октябрь «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные «С новым урожаем!» «Покров – первое зимовье» Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ Продолжать знакомство детей с народными Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Праздник «Осень, осень, в гости просим»; Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок; Выставка поделок из природного материала. Приметы, Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное» праздниками пословицы об осени, наблюдение за погодой; Рисование не тему «Поздняя осень»
Ноябрь «Дом, дом, открой свою тайну» «Дух и природа» «Синичкины именины» Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа. Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси Развлечение «Милости просим, гости дорогие» Отгадывание загадок о предметах быта; Д/И «Собери целое из частей» Чтение: «Сказания и поверья русского народа»; Чтение стихов о природе; Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги (обыгрывание) Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях» Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц» Конкурс «книжки малышки, про семью» Подарки и поздравления мамам к Дню Матери Сердце с фото ребенка и мамы
Декабрь «Начинаем готовиться к зимним святкам» «Спиридон – Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках; Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для
солнцеворот» «Новый год у ворот » русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения. Разучивание колядок, игр к празднику; Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки) Хоровод с Петрушкой; Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка» Презентация для детей «Новый год на Руси» Пение колядок; Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие; Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров» всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год» «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника Участие детей и родителей в творческом конкурсе
январь «У нас Рождественский Сочельник» «Русский самовар и чаепитие на Руси. Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций. Познакомить Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки» Конкурс рисунков «Рождественская сказка» Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д» Рассматривание коллекций чая; Лепка из соленого теста пряников, «Роль отца в семейном воспитании» «Зимушка-зима» - экскурсия детьми
детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. сушек; Д.И «Разбитый чайник» Чайный вечер с родителями.
Февраль «Ждем весну. Готовимся к Масленице» «День Трифона. День святого Валентина (14 февраля) «Познаем секреты русской кухни. Печем блины» Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси. Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров; Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»; Фольклорно – спортивный праздник «Широкая Масленица» Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей; Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу; Загадки о блинах; Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов; с/р. Игра «Семья» Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: как научить любить Родину?» «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап Фоторепортаж «Я и мой папа» Папка передвижка «Россия – наша Родина» Готовимся к народному празднику «Масленица»
Март «Народные промыслы: хохломские узоры, дымковская игрушка, Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, Игра – путешествие « В музее народного творчества» Рисование на темы: Совместное творчество детей и родителей - изготовление птичек и рассказ о родном крае
гжельские узоры, филимоновская игрушка, жестовские подносы» почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. - «Русская матрёшка» - «Городецкая роспись» - «Это чудо – Гжель» - «Роспись дымковских игрушек» Лепка на темы: - «В гостях у сказки» - «Дымковские игрушки» Аппликация на темы: - «Орнаменты для сарафанов и кокошников» - «Украшение дымковских игрушек» Дидактические игры: «Укрась кокошник», «Составь узор» Изготовление скворечников Праздник для мам и бабушек Мастерим подарки для мам Фоторепортаж «Я и моя мама» Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер»
Апрель «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» «Вербное воскресенье» «Пасха» Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах. Продолжать знакомство Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице; Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д) Рассматривание веточек вербы; Использование веточек вербы в игре «Ручеек»; Игра с пением «Верба – вербочка» Склеивание корзиночек подставок для яиц; Дети расписывают яйца Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет» «Как познакомить ребенка с праздником Пасхи» Изготовление пасхальной корзиночки Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании»
детей с обычаями и традициями. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. красками или путем аппликации, делают поделки по желанию» Праздник «Пасха»
Май «Не бывать на Руси весны без Егория» «Про отцов и дедов помним» «Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси» Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину. Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя. Посещение Краеведческого музея (дети и родители) Выставка работ детского творчества «Победный май» Рассматривание фото из семейного альбома; Утренник «День победы!» Развлечение «Прощание с весной, встреча лета» Хоровод «Во поле береза стояла» Загадывание загадок о березе, о лете; Коллаж «Разноцветная полянка» Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы Конкурс творческих работ «Любимая сказка» «Наши успехи» - родительское собрание Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом. Итоговые мероприятия
Планируемый практический выход:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Народные забавы», «Семейные посиделки», «В гостях у сказки»;
2. Подготовка и принятие участия семинара. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры»;;
3. Тема: «Воспитание сказкой», «Народные игрушки»;
4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Народные и семейные традиции», «Осенние народные праздники», «Зимние забавы», «Рождественский сочельник», «Масленица пришла радость всем принесла», «Весенние народные праздники», «Папа, мама, я очень дружная семья», «Народный фольклор в воспитание и развитие ребенка», «Родословная семьи», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»;
5. Выставка работ. Тема: «Осенние дары», «Кормушка для птиц», «Новогодние подарки своими руками», «Рождественские каникулы с семьей», «Веселая масленица», «Радостная Пасха», «Я помню и горжусь»;
6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Народные и семейные традиции», «Семейные народные праздники»;
7. Тема: «Народные праздники», «Зимние забавы», «Рождество», «Народные пословицы, заклички, поговорки;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Заключение.
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год
В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....
План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»....
План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка» План самообразования воспитателя по теме:«Приобщение...
Самообразование "Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям"
Самообразование "Приобщение детей к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям"...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
- расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де...
План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
План и отчет самообразования воспитателя детей старшего дошкольного возраста....