План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
материал (старшая группа)

Будайчиева Рема Джавидовна

План и отчет самообразования воспитателя детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2022-2023uch.g.docx32.15 КБ
Файл otchet_samoobrazovaniya.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко"

План самообразования по теме:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Воспитатель: Будайчиева Р.Д.

        Покачи 2022г

План работы по самообразованию по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям» на 2022 – 2023 учебный год.

Без исторической памяти – нет традиций,

без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности,

без личности - нет народа как

исторической личности.

Академик Г. Н. Волков

Дата начало работы над темой: сентябрь 2022 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г.

Актуальность: Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, -  разрушении личности. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушие, патриотизме. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Термин «духовно - нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно - нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям живительного процесса обновления.

 «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен»

Н. М. Карамзин.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, возрождение семейных ценностей, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.

Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДОУ.

Задачи самообразования:

  1. Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДОУ;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Продолжать реализовать работу  в мини-музее «Русская изба»;
  5. Подготовить консультации для родителей;

Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми:

  1. Формировать первичное представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками;
  2. Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря;
  3. Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев;
  4. Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи;
  5. Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.

Перспективный план работы по самообразованию.

Этапы

работы

Тема

Форма работы

Дата проведения

1 этап.

Подготовительный.

Изучение и подбор литературы.

Диагностика детей на начало года.

Разработка перспективного плана по работе с детьми

План самообразования.

Перспективный план.

Результат диагностики.

Сентябрь –октябрь 2022г

2 этап

Содержательный

Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям.

(Мини-музей «Русская изба»)

Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме.

Консультации для педагогов и родителей.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Рождественский сочельник

Светлая Пасха

Народные праздники в кругу семьи

Проект по заданной теме.

Мини – музей.

Папки передвижки.

Консультации для родителей.

Открытое занятие по музейной педагогике для педагогов.

Стенгазета

Творческая выставка детских работ

Фотовыставка.

Ноябрь –апрель 2022-2023г

3. этап

Заключительный

Размещение опыта работы в СМИ

Отчёт о реализации программы по самообразованию на педсовете.

На сайте nsportal

Презентация

Май 2023г

Заключение.

Планирование самообразования по этому направлению позволит познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями. Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.       

Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.      

Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко"

Отчет самообразования по теме:

 «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Воспитатель старшей

 группы «Улыбка»

 Будайчиева Р.Д.

        

Покачи 2023

В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы. 

Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.

В нашей группе уже не первый год активно реализуется дополнительная образовательная программа  мини-музей «Русская изба», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.

В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  • Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  • Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
  • Прививать  интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Созданное в группе мини-музей «Русская изба» оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, обереги, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, сундучок, глиняные горшки разного размера и т. д.

В избе проходят занятия, посиделки по ознакомлению детей с народной культурой. Наша «Русская изба» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку и т.д.

В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами: валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т. д.

Ведя работу в мини-музее, знакомили детей  с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформили мини-выставки по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русская матрешка», «Пасхальное яйцо» и др.

Особое внимание уделяли организации и проведению народных праздников: Масленица, Рождество, Пасха и т. д. 

При подготовке к праздникам проводили  предварительную работу: рассказывали детям о праздничных традициях наших предков, разучивали с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого вели активную работу с родителями: оформляли папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками.

Помимо занятий в музее и народных праздников, знакомство с народными традициями велась и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов.

Разработала картотеки по темам:  «Русские народные игры», «Русские народные праздники», «Виды  русской матрешки», «Русские народные заклички, пословицы и поговорки». Подобраны следующие консультации и папки-передвижки для родителей: «Роль русского народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста», «Предметы быта на Руси», «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Русский народный костюм», «9 мая – День Победы», «Символы Победы» и т.д. Разработала следующие компьютерные презентации: «Народы России», «Русский народный костюм», «Весенние русские народные заклички» и т.д.

В рамках педагогического форума «Поделимся опытом», провела открытое  занятие по музейной педагогике для педагогов «Изба в гости приглашает"

Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Солнышко"

Отчет самообразования по теме:

 «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Воспитатель подготовительной

 группы «Улыбка»

 Будайчиева Р.Д.

        

Покачи 2023

В настоящее время все большую актуальность приобретает укрепление национальных культурных традиций через различные фольклорные формы, семейно-бытовые обычаи, обряды, ритуалы. 

Приобщение детей к народным традициям – направление, обеспечивающее связь поколений, способствующее всестороннему гармоничному развитию личности, решающее задачи физического, умственного, нравственного, художественно-эстетического, трудового и семейного воспитания.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

К народным традициям относятся народные праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, сказки, песни, пословицы, поговорки, праздники.

В нашей группе уже не первый год активно реализуется дополнительная образовательная программа  мини-музей «Русская изба», основным направлением которой является патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народным традициям.

В рамках программы решаются следующие педагогические задачи:

  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  • Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  • Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
  • Прививать  интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Одновременно с этим ставится задача – создавать и пополнять развивающую среду по обозначенной теме. Созданное в группе мини-музей «Русская изба» оформлено в виде русской горницы, с печью, деревянным столом, лавками, самоткаными половиками, вышитыми рушниками. Уже не первый год собираются предметы русского быта: ухват, кочерга, самовар, обереги, веретено, прялка, деревянные ложки, котелки, корзинки, сундучок, глиняные горшки разного размера и т. д.

В избе проходят занятия, посиделки по ознакомлению детей с народной культурой. Наша «Русская изба» вызывает большой эмоциональный отклик у ребят. Детям интересно увидеть в действии веретено, прялку и т.д.

В «горнице» ребята знакомятся с народными сказками, песнями, играют в народные хороводные игры, рассматривают изделия народных промыслов, знакомятся с народными ремеслами: валянием из шерсти, вышивкой, элементарными приемами ткачества и т. д.

Ведя работу в мини-музее, знакомили детей  с различными видами народных росписей, с прикладным искусством. Оформили мини-выставки по темам: «Золотая хохлома», «Куклы наших прабабушек», «Русская матрешка», «Пасхальное яйцо» и др.

Особое внимание уделяли организации и проведению народных праздников: Масленица, Рождество, Пасха и т. д. 

При подготовке к праздникам проводили  предварительную работу: рассказывали детям о праздничных традициях наших предков, разучивали с ребятами народные песни и игры, характерные для того или иного народного праздника. Кроме этого вели активную работу с родителями: оформляли папки передвижки, мини-консультации, знакомящие родителей с народными праздниками.

Помимо занятий в музее и народных праздников, знакомство с народными традициями велась и в повседневной жизни детей. Подобрана серия потешек, пестушек, прибауток, колыбельных песенок, скороговорок, приговорок, закличек, которые используются в работе с детьми, в ходе режимных моментов.

Разработала картотеки по темам:  «Русские народные игры», «Русские народные праздники», «Виды  русской матрешки», «Русские народные заклички, пословицы и поговорки». Подобраны следующие консультации и папки-передвижки для родителей: «Роль русского народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста», «Предметы быта на Руси», «Масленица», «Волшебное рождество», «Пасха», «Русский народный костюм», «9 мая – День Победы», «Символы Победы» и т.д. Разработала следующие компьютерные презентации: «Народы России», «Русский народный костюм», «Весенние русские народные заклички» и т.д.

В рамках педагогического форума «Поделимся опытом», провела открытое  занятие по музейной педагогике для педагогов «Изба в гости приглашает"

Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями  и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». на 2015 – 2016 учебный год

В плане собран список литературы и примерное планирование по самообразованию, которые помогут вам в работе с детьми по формированию у них знаний о народных и семейных традициях....

План самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

laquo;Приобщение детей старшего дошкольного возрастак народным и семейным традициям, праздникам и обычаям». Без исторической памяти – нет традиций,без традиций - нет культуры,без кул...

План самообразования на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

План самообразования на тему:«Приобщение детей старшего дошкольного возраста  к народным и семейным традициям,  праздникам и обычаям»....

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».

Форма работы на год по теме самообразования педагога-организатора " Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям, праздникам и обычаям"...

План и отчёт по самообразования воспитателя по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»       План самообразования воспитателя по теме:«Приобщение...