Программа "Экологическая тропинка"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Цель Программы: расширение представлений старших дошкольников о состоянии объектов природы в разные времена года на «экологической тропинке».

Программа «Экологическая тропинка» представляет собой комплекс мероприятий для детей 5-7 лет, который предполагает использование разных форм совместной деятельности детей и взрослых (наблюдения, беседы, игры) и направленных на формирование представлений старших дошкольников о состоянии объектов в разные времена года. В содержание программы введены новые для детей экологические понятия об объектах природы в разные времена года, которые при реализации инвариативной части ООП ДО не учитывались в сетке занятий.

Актуальность данной Программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Возникла необходимость искать средства ознакомления с миром природы вне занятий, в процессе различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми и их самостоятельной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ленинградская область

Гатчинский муниципальный район

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 комбинированного вида»

Рассмотрена на                                                                        Утверждена

педагогическом совете                                                Приказ № 89 от 31.08.2021г.

Протокол № 1 от 31.08.2021 г.

Программа

«Экологическая тропинка»

срок освоения программы – 2 года

2021


Содержание

1.        Целевой раздел        3

1.1        Пояснительная записка        3

1.2        Цели и задачи Программы        3

1.3        Принципы и подходы к реализации Программы:        4

1.4        Общая характеристика Программы        4

1.5        Актуальность        5

1.6        Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей        5

1.7        Сроки реализации Программы        7

1.8        Нормативно-правовая база        7

1.9        Планируемые результаты как ориентиры освоения вариативной Программы        7

1.10        Система оценки результатов освоения вариативной Программы        9

2.        Содержательный раздел        11

2.1.        Комплексно-тематическое планирование по Программе        11

2.2.        Организация работы с родителями        18

2.3.        Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами        19

2.4.        Формы, методы и средства реализации Программы        20

3.        Организационный раздел        21

3.1.        Проектирование образовательной деятельности        21

3.2.        Организация жизнедеятельности детей        21

3.3.        Создание развивающей предметно-пространственной среды группы        22

3.4.        Методическое обеспечение образовательного процесса        23

приложения        24


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка

Программа «Экологическая тропинка» является программой в составе вариативной части ООП ДО.

Место Программы «Экологическая тропинка» в ООП ДО: в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Программа разработана и утверждена организацией в соответствии с требованиями ФГОС ДО, и согласно Закону «Об образовании в РФ» определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, результаты, особенности организации образовательного процесса).

Программа разработана воспитателем высшей квалификационной категории Толкачевой О.Ф., представлена для обсуждения на педагогический совет организации, решением педагогического совета принята к работе, утверждена приказом заведующего: Протокол № 1 от 31.08.2020. , Приказ № 89 от 31.08.2021.

Программа разработана с учётом особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей детей и запросов родителей, определяет цель, задачи, планируемые результаты в виде целевых ориентиров, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

В качестве методического комплекса используются элементы программ:

  • С. Н. Николаева «Юный Эколог».
  • Н. Н. Кондратьева и др. «Мы» - Программа экологического образования детей /. - С-Пб: Детство-пресс, 2003.
  1. Цели и задачи Программы

Цель Программы: расширение представлений старших дошкольников о состоянии объектов природы в разные времена года на «экологической тропинке»

Задачи Программы для детей 5-6 лет:

  1. Конкретизировать и расширить знания детей об объектах «живой» и «неживой» природы на экологической тропинке в разные сезоны.
  2. Закрепить представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках.
  3. Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным изменениям.
  4. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  5. Формировать умение «читать простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов на экологической тропинке.
  6. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы.

Задачи Программы для детей 6-7 лет:

  1. Расширять и систематизировать знания детей о «живых» и «неживых» объектах на экологической тропинке в разные сезоны.
  2. Закрепить представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, плодовых кустарниках.
  3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и состоянием объектов на экологической тропинке.
  4. Развивать проектную деятельность исследовательского типа.
  5. Совершенствовать навыки безопасного поведения в природе организованной деятельности на экологической тропинке.
  6. Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы.
  1. Принципы и подходы к реализации Программы:

Принципы ФГОС ДО

Педагогические ориентиры

Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства.

- понимание детства как периода, значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не периодом подготовки к школе.

- полноценное проживание всех этапов детства (ранний, дошкольный).

- обогащение (амплификация) детского развития.

Реализация Программы в формах, специфических для детей данного возраста.

- возрастная адекватность образования (соответствие условий, методов возрасту и особенностям развития детей).

- ориентация на ведущие виды деятельности (предметно-манипулятивная - в раннем, игра – в дошкольном).

- реализация Рабочей программы в форме игры, познавательной, исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности, самостоятельности, опора на активность ребёнка.

- формирование познавательных интересов и действий в различных видах деятельности.

Гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

- развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников, непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс.

- создание оптимальных условий для позитивной социализации воспитанников.

- приобщение к социокультурным нормам и традициям.

- организация разнообразных культурных практик взаимодействия взрослых и детей на основе общего дела.

Принцип развивающего образования как важнейший дидактический принцип.

- сохранение лучших традиций дошкольного образования на основе сохранения его фундаментальности.

- признание ведущей роли педагога.

Интеграция и комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

- организация целостного интегрированного процесса взаимодействия на определённую тему с объединением содержания различных образовательных областей.

- комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.

- интеграция детских видов деятельности, интеграция деятельности специалистов.

  1. Общая характеристика Программы

Программа «Экологическая тропинка» представляет собой комплекс мероприятий для детей 5-7 лет, который предполагает использование разных форм совместной деятельности детей и взрослых (наблюдения, беседы, игры) и направленных на формирование представлений старших дошкольников о состоянии объектов в разные времена года. В содержание программы введены новые для детей экологические понятия об объектах природы в разные времена года, которые при реализации инвариативной части ООП ДО не учитывались в сетке занятий.

  1. Актуальность

Актуальность данной Программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано– правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Возникла необходимость искать средства ознакомления с миром природы вне занятий, в процессе различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми и их самостоятельной деятельности.

  1. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей

При составлении Программы были учтены возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

Дети с 5 до 6 лет (старшая группа)

На шестом году жизни продолжают развиваться устойчивость, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшем развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщающего способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Однако подобные решения окажутся правильными, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно – логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно – ролевой игре и в повседневной жизни.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до 2000 рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к книгам и фильмам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в том числе ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Дети с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. Ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель.

В сюжетно-ролевых играх дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.

При правильном подходе у детей формируются художественно – творческие способности в изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

В этом возрасте ребенок осознает себя как самостоятельный субъект деятельности и поведения.

  1. Сроки реализации Программы

Программа «Экологическая тропинка» рассчитана на работу с детьми 5-7лет.

Срок реализации программы –2 года.

Программа предусматривает возможность корректировки ее содержания.

  1. Нормативно-правовая база

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
  3. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  1. Планируемые результаты как ориентиры освоения вариативной Программы

Возраст детей

Ориентиры освоения

5-6

Безопасное поведение в природе.

Сформированы основы экологической культуры и безопасного поведения на экологической тропинке.

Сформированы понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Ознакомление с миром природы

Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Имеются представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях.

Умеют ухаживать за растениями на экологической тропинке.

Расширять представления о птицах: зимующих и перелетных птицах, обитающих на территории нашего детского сада.

Дать детям представления о насекомых (пчела, комар, муха и др.).

Сформированы представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Сформированы представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Умеют укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Умеют устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Показать взаимодействие живой и неживой природы.

Сезонные наблюдения

Осень. Сформированы представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые птицы (скворцы, трясогузка, соловей) улетают в теплые края.

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей на селе. Познакомить с таким природным явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей и растений (природа «расцветает», много ягод; много корма для птиц).

Труд в природе.

Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями на экологической тропинке.

Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — сбору семян; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, летом — к поливке клумб.

6-7

Безопасное поведение в природе.

Сформированы основы экологической культуры.

Продолжать знакомить с правилами поведения на экологической тропинке.

Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями растительного мира, занесенными в нее.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц, октябрь – период золотой осени, ноябрь – предзимья.

Умеют замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).

Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.

Учить собирать природный материал (семена, листья) для изготовления поделок.

Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).

Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, боярышнике, шиповнике). Объяснить, что это корм для птиц.

Умеют определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки).

Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).

Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году.

Привлекать к посадке семян овса для птиц.

Весна. Расширены представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).

Знакомы с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).

Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.

Знакомы с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.

Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благо - приятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.

Знакомы с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».

Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Труд в природе.

Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью — к сбору семян, зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, летом — к участию в поливе клумб.

  1. Система оценки результатов освоения вариативной Программы

Мониторинг освоения содержания Программы осуществляется два раза в год: в сентябре и в мае.

Оценка результатов проводится по следующим критериям.

Старшая группа

Подготовительная группа

  1. Умеет выделять объекты «живой» и «неживой» природы на экологической тропинке в разные сезоны.
  2. Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках.
  3. Имеет представления о приспособлении растений к сезонным изменениям.
  4. Сформировано умение «читать» маршрут на экологической тропинке.
  5. Сформировано заботливое отношение к природе.
  1. Имеет знания о «живых» и «неживых» объектах на экологической тропинке в разные сезоны.
  2. Имеет представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, плодовых кустарниках.
  3. Умеет устанавливать причинно-следственные связи между сезонными изменениями в природе и состоянием объектов на экологической тропинке.
  4. Проявляет интерес к проектной деятельности исследовательского типа.
  5. Сформированы навыки безопасного поведения на экологической тропинке.
  6. Сформировано гуманное, заботливое отношение к миру природы.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не может выполнить предложенные задания оценки, помощь взрослого не принимает.

2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.

3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.

4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания.

5 баллов - ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

Оценка полученных результатов:

Менее 2,2 выраженное несоответствие развития ребенка возрасту.

От 2,3 до 3,7 – наличие проблем в развитии ребенка.

Более 3,8 - нормативный вариант развития.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Комплексно-тематическое планирование по Программе

Старший возраст 5-6 лет

Месяц

Тема

Цель

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Организация условий для самостоятельной деятельности детей

Сентябрь

Диагностика

- наблюдения

-индивидуальные беседы

- игры

- использование диагностического материала

«Знакомство с маршрутом экологической тропинки»

Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающие пространственные отношения объектов.

Изучить маршрут движения на экологической тропинке.

Приготовить различные схемы, маршруты, географические карты для самостоятельного рассматривания

Октябрь

«Правила поведения на экологической тропинке»

Закрепить навык безопасного поведения на экологической тропинке и природе.

Рассматривание тематических альбомов «Правила безопасного поведения в природе».

Заучивание правил безопасного поведения на экологической тропинке.

Совместная разработка проблемных ситуаций.

Д/игры «Лото туриста»,

«Опасно не опасно», «Азбука безопасности».

Создать условия для зарисовок проблемных ситуаций.

«Изучение объектов на экологической тропинке ранней осенью»

Формировать представления детей о первых осенних изменениях на экологической тропинке в период начала осени

Беседы на тему «Жалобная книга природы».

Чтение художественной литературы по теме.

Наблюдения за солнцем, погодой, растениями, насекомыми, птицами.

Беседы: «Природа и человек».

Экологические игры: «Да или нет», «Назови пять примет начала осени», «Угадай растение по описанию».

Чтение Н. Павлова «Растения осенью», Е. Благинина «Осень».

Внести для рассматривания иллюстрации с изображением начала осени. Выложить литературу в соответствии с осенней тематикой.

Создать условия для поделок из природного материала.

Приготовить, трафареты деревьев.

Ноябрь

«Изучение объектов на экологической тропинке поздней осенью»

Формировать представления детей о первых осенних изменениях на экологической тропинке поздней осенью.

Наблюдения за солнцем: в ноябре поднимается невысоко. Наблюдения за природным явлением сумерки.

Дать понятие «Снеговей». Наблюдения за растениями: деревья стоят без листьев, но почки есть.

Приготовить книжки раскраски по теме «Поздняя осень».

Поместить в книжный уголок репродукцию картины

И. Бродская «Опавшие листья», 

Выложить трафареты растений, деревьев. Подбор художественной литературы согласно теме.

«Изучение объектов на экологической тропинке в период предзимья»

Закрепить представления детей о последнем периоде осени предзимье.

Беседы: «Как следы осени искали», «О чём рассказывают растения».

«Ноябрь – ворота зимы».

Чтение: А.С. Пушкин «Дни поздней осени», «Почему ноябрь пегий».

Приготовить природный материал для выкладывания панно по теме «Поздняя осень».

Приготовить книжки раскраски по теме «Поздняя осень».

Выложить трафареты растений, деревьев.

Приготовить природный материал для выкладывания панно по теме «Поздняя осень».

Декабрь

«Привлечение зимующих птиц на экологическую тропинку»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.

Вызвать желание помочь птицам.

Развесить на экологической тропинке кормушки, домики для мелких птиц.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Научить детей ориентироваться по следам на снегу; кто прилетал к кормушке.

Выяснить какой корм нужен птице.

Чтение Н. Сладков «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы». Дразнилки о птицах, поговорки.

Народные приметы.

Поместить в книжный уголок репродукцию картины А. Саврасова «Зимний пейзаж», Н. Ульянов «Снегири».

Выложить модели на тему

 «приспособление птиц к жизни зимой», картинки с изображением зимующих птиц.

Поместить в природный уголок материал для изготовления поделок на тему «Птицы» (пёрышки, палочки).

Экологические игры: «Найди и покорми зимующих птиц», «Каждую птицу на своё место», «Ни сорока, ни ворона».

Январь

«Лаборатория на экологической тропинке»

Формировать умения детей проводить элементарные опытно – исследовательские действия. Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей.

Наблюдения за силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерение условной меркой глубины сугробов до и после снегопада.

Совместные опыты с водой.

Беседы «Защитные свойства снега», «Зачем нужен снег».

«Может ли мороз убить дерево»?

Чтение В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза», В. Бианки «Дотерпят ли?», «Стая под снегом».

Выложить иллюстрации по теме.

Поместить в книжный уголок репродукцию картины А. Саврасова «Иней».

Для самостоятельных опытов выложить: магниты, дерево, металл, пластмассу, ножницы, расчёски. Приготовить альбомы для зарисовки результатов опытов.

Февраль

«Изучение объектов на экологической тропинке в период приближения весны»

Формировать умение самостоятельно выявлять признаки уходящей зимы в неживой природе, и изменения в живой природе.

Наблюдения за увеличением продолжительности светового дня. Наблюдения за поведением птиц на экологической тропинке, солнцем на небе.

Беседы «Три победы весны».

«Загадки природы». «Как март и февраль поссорились».

Чтение В. Бианки «Синичкин календарь», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», Е. Благинина «Весна», А. Алфёров «Февраль».

Создать условия для самостоятельной художественной деятельности, дети отражают изменения в природе. Выложить модели для игры «Сложи картинку».

Экологические игры «Птичья столовая», «Когда это бывает».

 Поместить в книжный уголок репродукцию картины И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» 

Март

«Изучение объектов на экологической тропинке ранней весной»

Конкретизировать представления детей о первых изменениях в природе весной. Развивать умение замечать новые изменения в неживой и живой природе.

Наблюдения за увеличением светового дня (солнце светит дольше - использование графических моделей). Сравнительные наблюдения, что изменилось по сравнению с февралём. Наблюдения за птицами: воробьи щебечут, синицы поют.

Беседы «Пробуждение природы». Рассматривание иллюстраций с изображением грачей.

Выставить иллюстрации с изображением признаков весны, книги с красочными иллюстрациями. Поместить в книжный уголок репродукцию картины

В. Башкиев «Голубая весна»

Трафареты, обводки, книжки - раскраски, рисование по точкам, материал для изготовления цветов из природного материала

(пластилин, семена растений).

Модели, закрепляющие понятие «Живая» природа».

Апрель

«Изучение поведения птиц весной»

Закрепить знания детей о перелётных птицах, их поведении весной.

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к птицам.

Научить различать перелётных птиц по внешнему виду.

Д/игры «Лишняя картинка», «Запомни и повтори», «Найди перелётных птиц». Вспомни стихотворения, загадки, приметы.

Самостоятельная работа с календарём природы.

«Метеостанция»

Научить детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Беседы. «Что такое метеостанция», «Кто прогнозирует погоду», «Предназначение флюгера».

Знакомство народными приметами: «Если журавли летят высоко, значит - весна будет холодной» и т.д.

Опыты с дождемером.

Познакомить с различными видами термометров.

В уголок экологии для рассматривания внести различные виды термометров.

В книжный уголок внести иллюстрации по тематике. Книги «Атлас погоды».

Создать условия для зарисовки погоды.

Май

«Зелёная аптека».

Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям на экологической тропинке.

Рассматривание лекарственных растений.

Беседа К.Ю. Белая «Ядовитые растения».

Экскурсия по экологической тропинке. Игровое задание от «Гнома».

 «Найди такое же лекарственное растение как у меня на картинке ».

Чтение М. Пришвин «Золой луг».

Е Серов «Ландыш», Н. Ёлкина «Май – цветень».

Приготовить иллюстрации с изображением ядовитых и лекарственных растений.

В книжный уголок выложить книги согласно перечню.

В уголок художественно - творческой деятельности поместить обводки лекарственных растений раскраски.

Старший возраст 6-7 лет

Месяц

Тема

Цель

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Методы и приёмы

Сентябрь

Диагностика

- наблюдения

-индивидуальные беседы

- игры

- использование диагностического материала

«Знакомство с маршрутом экологической тропинки», «Изучение объектов на экологической тропинке ранней осенью.

Формировать умение «читать» графическую информацию, обозначающие пространственные отношения объектов.

Изучить маршрут движения на экологической тропинке.

Приготовить различные схемы, маршруты, географические карты для самостоятельного рассматривания.

Октябрь

«Знакомство с плодовыми деревьями и кустарниками на экологической тропинке»

Закрепить знания детей о плодовых деревьях и кустарниках, что плоды служат кормом для птиц.

Наблюдения, рассматривание, сравнение дерева и кустарника.

Чтение по теме: М. Волошин «Осенью», Л. Станчев «Осенняя гамма» Загадки

Внести для рассматривания иллюстрации с изображением плодовых деревьев и кустарников.

Д/и «Это что?», «Дерево, кустарник», «Разложи плоды к нужному дереву».

«Изучение объектов на экологической тропинке золотой осенью»

Формировать представления детей о первых осенних изменениях на экологической тропинке в период начала осени.

Наблюдения за солнцем, погодой, растениями, насекомыми, птицами.

Беседы: «Природа и человек».

Экологические игры: «Да или нет», «Назови пять примет начала осени», «Угадай растение по описанию».

Чтение Н. Павлова «Растения осенью», Е. Благинина «Осень».

Выложить литературу в соответствии с осенней тематикой.

Создать условия для поделок из природного материала.

Приготовить обводки, трафареты деревьев.

Ноябрь

«Изучение объектов на экологической тропинке поздней осенью»

Формировать представления детей о первых осенних изменениях на экологической тропинке поздней осенью

Наблюдения за солнцем: в ноябре поднимается невысоко. Наблюдения за природным явлением сумерки. Закреплять понятие «Снеговей». Наблюдения за растениями: деревья стоят без листьев, но почки есть.

Приготовить книжки раскраски по теме «Поздняя осень».

Выложить трафареты растений, деревьев.

Подбор художественной литературы согласно теме. Поместить в книжный уголок репродукции картин

А. Пластов «Первый снег» 

«Изучение объектов на экологической тропинке в период предзимья».

Закрепить представления детей о последнем периоде осени предзимье.

Беседы: «Как следы осени искали», «О чём рассказывают растения».

«Ноябрь – ворота зимы».

Чтение: А.С. Пушкин «Дни поздней осени», «Почему ноябрь пегий». С. Городецкий «Первый снег»

Приготовить природный материал для выкладывания панно по теме «Поздняя осень». Приготовить книжки раскраски по теме «Поздняя осень».

Выложить трафареты растений, деревьев. Подбор художественной литературы согласно теме. Приготовить природный материал для выкладывания панно по теме «Поздняя осень».

Декабрь

«Привлечение зимующих птиц на экологическую тропинку»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами.

Вызвать желание помочь птицам.

Развесить на экологической тропинке кормушки, домики для мелких птиц.

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Закреплять умение детей ориентироваться по следам на снегу; кто прилетал к кормушке.

Выяснить, какой корм нужен птице.

Чтение Н. Сладков «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы». Дразнилки о птицах, поговорки.

Народные приметы.

Поместить в книжный уголок репродукции картин А. Саврасов «Зимний пейзаж», Н. Ульянов «Снегири».

Выложить модели на тему «Приспособление птиц к жизни зимой», картинки с изображением зимующих птиц.

Поместить в природный уголок материал для изготовления поделок на тему «Птицы» (пёрышки, палочки).

Экологические игры: «Найди и покорми зимующих птиц», «Каждую птицу на своё место», «Ни сорока, ни ворона».

январь

«Лаборатория на экологической тропинке» знакомство с термометром

Формировать умения детей проводить элементарные опытно – исследовательские действия. Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей. Познакомить детей с термометром столбик с ртутью может подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится.

Наблюдения за силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерение условной меркой глубины сугробов до и после снегопада.

Совместные опыты с водой.

Беседы «Защитные свойства снега», «Зачем нужен снег»,

«Может ли мороз убить дерево?».

Чтение В. Одоевский «Мороз Иванович», В. Бианки «Дотерпят ли?», «Стая под снегом».

Познакомить с правилами работы с термометром.

Выложить иллюстрации по теме.

Поместить в книжный уголок репродукции

И. Бродская «Лес зимой в снегу» 

Для самостоятельных опытов выложить: магниты, дерево, металл, пластмассу, ножницы, расчёски. Приготовить альбомы для зарисовки результатов опытов.

Приготовить термометры

Февраль

«Изучение объектов на экологической тропинке в период приближения весны»

Формировать умение самостоятельно выявлять признаки уходящей зимы в неживой природе, и изменения в живой природе.

Наблюдения за увеличением продолжительности светового дня. Наблюдения за поведением птиц на экологической тропинке, солнцем на небе.

Беседы «Три победы весны», «Загадки природы». «Как март и февраль поссорились».

Чтение В. Бианки «Синичкин календарь»,

 Ф. Тютчев «Зима недаром злится», Е. Благинина «Весна», А. Алфёров «Февраль».

Создать условия для самостоятельной художественной деятельности, дети отражают изменения в природе. Выложить модели для игры «Сложи картинку».

Экологические игры «Птичья столовая», «Когда это бывает».

Приготовить книги.

Рассматривание репродукции

К. Юон «Конец зимы»

Март

«Изучение объектов на экологической тропинке ранней весной»

Конкретизировать представления детей о первых изменениях в природе весной. Развивать умение замечать новые изменения в неживой и живой природе.

Наблюдения за увеличением светового дня (солнце светит дольше - использование графических моделей). Сравнительные наблюдения, что изменилось по сравнению с февралём. Наблюдения за птицами: воробьи щебечут, синицы поют.

Беседы «Пробуждение природы». Рассматривание иллюстраций с изображением грачей.

Чтение «Соловей», С. Городецкий «Весенняя песенка», Ф. Тютчев «Весенние воды»

Выставить иллюстрации с изображением признаков весны, книги с красочными иллюстрациями.

Трафареты, обводки, книжки - раскраски, рисование по точкам, материал для изготовления цветов из природного материала (пластилин, семена растений).

Модели, закрепляющие понятие «Живая» природа».

Апрель

«Изучение поведения птиц весной»

Закрепить знания детей о перелётных птицах, их поведении весной.

Наблюдения за птицами. Вороны начинают постройки гнёзд, воробьи щебечут, синицы поют.

Беседа « Март - месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен».

Рассматривание иллюстраций с изображением грачей.

Приготовить трафареты, обводки, книжки-раскраски.

Экологические игры «Кто где живёт», «Чей клюв, чьи лапы, чьи хвосты».

«Метеостанция»

Научить детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Беседы. «Что такое метеостанция», «Кто прогнозирует погоду», «Предназначение флюгера».

Знакомство народными приметами: «Если журавли летят высоко, значит - весна будет холодной» и т.д.

Опыты с дождемером.

Познакомить с различными видами термометров.

В уголок экологии для рассматривания внести различные виды термометров. Самостоятельная работа с календарём природы.

В книжный уголок внести иллюстрации по тематике. Книги «Атлас погоды».

Создать условия для зарисовки погоды.

Май

«Зелёная аптека» (подорожник, крапива)

Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям на экологической тропинке.

Рассматривание лекарственных растений.

Беседа К.Ю. Белая «Ядовитые растения».

Экскурсия по экологической тропинке. Игровое задание от «Гнома»

 «Найди такое же лекарственное растение, как у меня на картинке».

Чтение М. Пришвин «Золой луг»,

Е Серов «Ландыш» Н. Ёлкина «Май – цветень».

Приготовить иллюстрации с изображением ядовитых и лекарственных растений.

В книжный уголок выложить книги согласно перечню. В уголок художественно - творческой деятельности поместить обводки лекарственных растений раскраски.

  1. Организация работы с родителями

Работа с семьёй выстроена по следующим направлениям:

Направления взаимодействия

Формы реализации

1

Информирование

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания.

Оформление информационных стендов по сезонам.

Рекомендации по чтению сказок, рассказов о природе с родителями дома.

2

Психолого-педагогическое просвещение

Родительские собрания: «Экологическая тропинка - инновационная форма работы».

1. Цель: Познакомить родителей с планом работы на год по Программе «Экологическая тропинка».

2. Отчет: Итоги работы по Программе «Экологической тропинка».

Консультация: «Экологическая тропинка как средство экологического воспитания дошкольников»

3

Обучение

Семинар - практикум: «Экологические игры»

Мастер – класс: «Изготовление кормушек».

4

Совместная деятельность, в т. ч. непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс

Помощь родителей в подборе оборудования (лопатки, вертушки, ёмкости для воды, мерные палки для измерения глубины снега и т.д.)

Оформление фотоальбомов «Экологическая тропинка в разные времена года»

Природоохранные акции («День птиц», «Берегите лес – не рубите ёлку», «Покормите птиц зимой»)

Проектная деятельность

Экологические праздники

Участие в организации экскурсий

  1. Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами

Объекты социальной сферы

Задачи, формы взаимодействия

1.

Библиотека

Главная цель совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомство с художественной литературой, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников детского сада, обогащение познавательной сферы детей.

1.Способствовать формированию экологической культуры.

2.Способствовать развитию творческих способностей через участие в литературных конкурсах, выставках рисунков, поделок, театральных постановок.

3.Воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, потребность в общении с природой и бережному отношению к ней через книгу.

4.Побуждать родителей воспитанников к чтению книг экологической тематики.

2.

Экскурсии

Цель экологических экскурсий – формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников; сохранение, укрепление и восстановление здоровья ребенка в процессе воспитания в ДОУ и формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивация определенного поведения, бережного отношения и любви к природе через экскурсии в природу.

1.Формировать осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам.

2.Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

3.Формировать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

4.Формировать элементарные нормы поведения в природе и окружающем мире в целом.

5.Укреплять здоровье, расширять двигательный опыт, повышать уровень физической подготовленности.

  1. Формы, методы и средства реализации Программы

Направления развития и

образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Социально-коммуникативное развитие

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Игра

Чтение

Беседа

Наблюдение

Педагогическая ситуация

Экскурсия

Проектная деятельность

Рассматривание

Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.

Экспериментирование

Познавательное развитие

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

Конструирование

Экспериментирование

Развивающая игра

Наблюдение

Проблемная ситуация

Речевое развитие

Чтение

Беседа

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций.

Разговор с детьми

Игра

Обсуждение

Рассказ

Использование

различных видов театра

Художественное- эстетическое развитие

Создание макетов

Организация выставок

Физическое развитие

Игра

Спортивные и физкультурные досуги


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Проектирование образовательной деятельности

Данная программа реализуется вне регламентированной образовательной деятельности, в адекватных возрасту формах совместной деятельности детей и взрослых.

  1. Организация жизнедеятельности детей

Программа реализуется во второй половине дня в совместной деятельности детей и взрослых. Конкретный день выбирается педагогом в соответствии с условиями учебного года.

Режим дня для детей шестого года жизни

Время

Режимные моменты

Примечания

7.00-8.00

Самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность: дидактические игры, интеллектуальные игры

Индивидуальная работа

8.00-8.10

Утренняя гимнастика.

8.10-8.20

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

8.20-8.40

Закрепление навыков культуры еды (Завтрак).

8.40-8.50

8.50-9.00

Утренний круг

Развитие трудолюбия при подготовке к занятиям.

9.00-10.05

Занятия.

25+10+25+10

10.05-10.15

Развитие трудолюбия после занятия

10.15-10.30

Самостоятельная художественная деятельность

10.30-12.10

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры). Закрепление навыков самообслуживания при подготовке к прогулке. Прогулка: наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа.

Совместная деятельность по реализации программы «Экологическая тропинка»

12.10-12.20

Закрепление навыков самообслуживания после прогулки.

12.20-12.30

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры).

12.30-12.55

Закрепление навыков культуры еды (Обед).

12.55-13.05

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке ко сну.

13.05-15.00

Сон.

15.00-15.10

Гимнастика пробуждения, закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

15.10-15.20

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры).

Закрепление навыков культуры еды (Полдник).

15.20-15.30 15.30-16.10

Индивидуальная работа

Совместная познавательно-исследовательская деятельность (игры на интерактивной доске), самостоятельная игровая деятельность

16.10-16.30

Совместная деятельность: чтение художественной литературы.

16.30-16.35

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры

16.35-16.55

Закрепление навыков культуры еды (Ужин).

16.55-17.10

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке к вечерней прогулке.

17.10-17.20

Вечерний круг

17.20-19.00

Прогулка: наблюдения, подвижные игры. Самостоятельная двигательная деятельность

Режим дня для детей седьмого года жизни

Время

Режимные моменты

Примечания

7.00-8.00

8.00-8.10

Совместная музыкально-художественная деятельность.

Самостоятельная двигательная деятельность

Индивидуальная работа

Утренняя гимнастика

8.10- 8.20

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры)

8.20- 8.40

Закрепление навыков культуры еды (Завтрак)

8.40- 8.50

Утренний круг

8.50- 9.00

Развитие трудолюбия при подготовке к занятиям

9.00-10.10

Занятия

30+10+30 60 м.

10.10-10.20

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры)

Второй завтрак

10.20-10.35

Совместная продуктивная деятельность (ручной труд)

10.35-10.45

Развитие трудолюбия при подготовке к занятиям

10.45-11.15

Занятие

30 минут

11.15-12.20

Закрепление навыков самообслуживания при подготовке к прогулке.

Прогулка: наблюдения, труд, подвижные игры. Самостоятельная игровая деятельность: игры с элементами спорта, индивидуальная работа

Совместная деятельность по реализации программы «Экологическая тропинка»

12.20-12.30

Закрепление навыков самообслуживания после прогулки.

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры)

12.30-12.50

Закрепление навыков культуры еды (Обед)

12.50-13.00

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке ко сну.

13.00-15.00

Сон

15.00-15.10

Гимнастика пробуждения, закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры)

15.10-15.30

Индивидуальная работа

Двигательная деятельность

15.30-16.00

Совместная игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра

16.00-16.25

Совместная деятельность: чтение художественной литературы

16.25-16.35

Закрепление культурно-гигиенических навыков

(гигиенические процедуры)

16.35-16.50

Закрепление навыков культуры еды (Ужин)

16.50-17.00

Вечерний круг

17.00-17.10

Закрепление культурно-гигиенических навыков (гигиенические процедуры), закрепление навыков самообслуживания при подготовке к вечерней прогулке.

17.10-19.00

Прогулка: наблюдения, подвижные игры.

Самостоятельная игровая деятельность: игры с природным материалом

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда в группе позволяет обеспечить реализацию Программы, создает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, учитывает возрастные особенности детей. Среда содержательна, доступна и безопасна.

В группе оборудован экологический уголок.

Оснащение экологического уголка:

  1. Календарь природы.
  2. Картотека прогулок, опытов, экспериментирования.
  3. Настольно-печатные, дидактические игры по экологии «Живое-неживое», «Какие бывают растения» «Чьё гнездо», «Найди и покорми зимующих птиц», « Найди, что неверно», «Чей листик», «Ботаническое лото», «Времена года».
  4. Домино (фрукты, овощи, животные и т.д.).
  5. Карточки «Времена года», «Насекомые», «Подводные жители», «Птицы», «Животные».
  6. Плакаты – «Ягоды», «Фрукты», «Птицы», «Животные» и т.д.
  7. Альбомы «Цветы», «Домашние и дикие животные», «Фрукты и овощи», «Насекомые».
  8. Таблицы, схемы маршрута по экологической тропинке.
  9. Пазлы.
  10. Серии сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки, лото, дидактические игры.
  11. Фигурки животных.
  12. Детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, детскими журналами.

Рядом расположен центр экспериментирования, где проводятся простейшие опыты.

Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя:

  1. Лупы.
  2. Ёмкость с песком.
  3. Природный материал.
  4. Шарики воздушные.
  5. Палочки разной длины.
  6. Набор форм для игр с песком и водой.
  7. Коллекция сыпучих материалов.
  8. Вертушки.

Интерактивное оборудование:

  1. Интерактивная доска.
  2. Веб – камера.
  3. Принтер.

На участке детского сада оборудован маршрут экологической тропинки, каждый объект обозначен знаками, имеется мини лаборатория.

  1. Методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Инновационная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, 2020.

2.        Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. Издательский центр «Академия»,2005.

3.        Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2004.

4.        Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006.

5.«Мы» - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003.

6.«Мир природы и ребенок»: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2009.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Консультация для родителей

«Экологическая тропа в детском саду.

Её роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Поэтому в ДОУ должна постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию.

Что такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание - это формирование осознанного, правильного отношения детей к объектам природы. Одной из интересных и новых форм работы по экологическому воспитанию и образованию детей является организация экологической тропы.

Что такое экологическая тропа?

Экологическая тропа - это специально оборудованный и особо познавательный маршрут, созданный с целью экологического просвещения детей.

Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом. Они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Здесь усвоение экологических понятий происходит значительно легче и быстрее, так как дети видят проявление биологических закономерностей в реальности. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путём органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Создание нового элемента эколого - развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать все три вида задач:

Образовательная - расширять знания детей об объектах и процессах окружающей нас природы. Здесь особо важно не просто сообщать детям ту или иную информацию о живой и не живой природе, но и научить их самих наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.

Воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения в природе.

Развивающая – формировать желание самим наблюдать и замечать явления природы, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых и не живых объектах, развивать эстетические чувства.

Главная задача экологической тропы – пробудить у ребенка любовь к природе.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники и так далее.

Создание тропы начинается с разработки маршрута. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. От объекта к объекту прокладывают дорожку. Картосхема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Возле каждого объекта выставляется табличка с названием. Информация на табличке должна быть краткой и выразительной. Помимо объектов растительного и животного мира на тропе могут быть места, предназначенные для какой – либо деятельности детей и взрослых, например: «Станция скорой помощи» – место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за растениями участка. «Площадка для отдыха» - последний объект тропы, оборудованная таким образом, чтобы дети могли посидеть, поделиться впечатлениями.

Подводя итог, хочется еще раз заострить ваше внимание на том, что все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.


Приложение № 2

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» (1-ый год).

Уважаемые родители! Искренне ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по экологическому воспитанию Вашего ребенка.

Выберите правильный, по Вашему мнению, ответ и подчеркните его.

  1. Интересуют ли Вас лично проблемы экологии?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей?

– Да. – Нет. – Не знаю.

  1. Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребенка?

– Семья.– ДОУ– Совместно.

  1. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Соблюдаете ли Вы сами эти правила?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Имеются ли у Вас дома комнатные растения?

– Да (1 – 2) – Да (3 и более) – Нет.

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?

– Да. – Нет – Иногда

  1. Имеются ли у Вас дома животные?

- Да. – Нет. – Категорически против.

  1. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за домашним питомцем?

- Да. – Нет. – Иногда.

  1. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи, видеофильмы о природе?

- Да. – Нет. – Иногда.

  1. Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в семье?

- Да. – Нет. – Иногда.


Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» (2-ой год).

Цель: выяснение отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и его реального осуществления в семье.

  1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

- Да. – Нет – Не знаю.

  1. На Ваш взгляд обладаете ли Вы достаточной информацией о природе нашего региона?

- Да. – Нет. – Не знаю.

  1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?

– Да. – Нет. – Не знаю.

  1. Есть ли у Вас дома животные?
  2. – Нет. – Да, какие?_________________________
  3. Есть ли у Вас дома комнатные растения?

Если да, какие?_________________________Нет.

  1. Помогают ли дети ухаживать за животными или растениями?

– Нет. – Да. – Иногда.

  1. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от окружающей среды?

– Да. – Нет. – Не знаю.

  1. В какой совместной форме Вы осуществляете экологическое воспитание в семье? (беседы, труд в природе, отдых на природе, чтение литературы по экологии) свой вариант_________________________________________________________________
  2. Как Вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?

Высокий. – Средний. – Низкий. – Не знаю.

  1.  Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

– Да. – Нет. – Иногда.

  1. Считаете ли Вы необходимым экологическое образование детей?

- Да. – Нет – Не знаю

Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....