НОД «Волшебница соль»
план-конспект занятия по окружающему миру

Ничипорчук Елена Викторовна

Занятие для старшей группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница соль". Основной целью занятия является развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность, которая способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, соли и научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. Развивает умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_solyu.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

«Волшебница соль»

 

Ничипорчук Елена Викторовна,

 воспитатель МБДОУ №11

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах.

Форма проведения: игровая и исследовательская деятельность.

Задачи: 

Образовательные задачи: Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.  

Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах 

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки.  

Ход занятия:

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО! Скажем нашим гостям.

Воспитатель: Ребятки, давайте  присядем на наши подушки.

Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в садик я зашла к нам  посылка  пришла. Как вы думаете, а кто же к нам ее принес.(почтальон). Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь два письма. На одном написано «1», на другом «2». 

( Читает «1»)

« Здравствуйте, дорогие детишки – глупышки!

Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители.

 Вам шлём волшебное стекло, - догадайтесь, для чего? А когда вы все узнаете, то второе письмо прочитаете».

(Воспитатель достаёт из посылки коробочку с увеличительными стёклами.)

Воспитатель: Спасибо, конечно, подземным жителям, их подарок нам очень поможет, но чуть позже, а пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй?

Как они называются?: ( Полезные ископаемые).

 А какие полезные ископаемые вы знаете?: (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.)

 Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые?: (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).

Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, предлагаю вам отгадать загадку:

Без неё, ребята, повар.

Просто как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль.

Вы, конечно догадались.

Ну, конечно – это… ( соль! )

Воспитатель: Правильно, это – соль! . И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов : каменная, морская, йодированная и поваренная. 

Как вы думаете, почему соль называют – каменная? Морская?, Йодированная?, Поваренная?

(ответы детей)

Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал- к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли не естся, без соли и стол кривой
  • Без соли и хлеба , худа беседа
  • Без воли силы нет, без соли вкуса нет
  • Без соли, что без воли, жизни не проживёшь
  • Без соли, без хлеба, половина обеда
  • Без соли, без хлеба, за стол не садятся
  • Без денег торговать, как без соли хлебать
  • От воды родится, воды боится

 

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем проводить эксперименты, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете какими свойствами она обладает.

Воспитатель: Ребята,  а вы помните какие правила  надо соблюдать  в лаборатории и как нужно себя вести:  

1. Не трогать руками глаза

2. Соблюдать тишину

 3. Не толкать соседа

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место.

Воспитатель: И так дорогие юные учёные возьмите себе в пару младшего сотрудника, с которым будете проводить опыты и   занимайте свои места.

Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).

- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).

- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок

 - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.

-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).

-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы

-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль?

Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем, присядем на стульчики.

Воспитатель:

А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).

Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Воспитатель:  Почему предметы не тонут в соленой воде? Ответ детей (плотность воды)

Кто был на море?  Какая вода в море?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вернуться в лабораторию и посмотреть, что произошло со льдом?

(ответы детей)

Воспитатель:  Ну а теперь, мои юные ученые, вы проверите своих младших сотрудников. Для этого я раздам мешочки, в которых спрятаны различные предметы. Младшие сотрудники должны определить, в каком из мешочков спрятана соль.

Воспитатель:

Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:

Чем вы сегодня занимались?

Про что вы сегодня говорили ?

Что узнали нового. Что именно вам запомнилось ?.Что вы им расскажете?

Дети: Рассказы детей. ( Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д. ) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.

И пришло время открыть и прочесть второе письмо. «2» .

«Вы уже не глупышата, а очень умные ребята,

Вам желаем мы добра и дарим вам цветные камешки из нашей земной кладовой, до новой встречи детвора!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6-7 лет на тему: "Волшебница соль"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку. Реализуя основную общеобразовательную программу МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка», изучая новинки ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Волшебница соль».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности.Тема: «Волшебница соль». ...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы

Программное содержание:·        Расширять представления о соли её свойствах и качествах.·        Формировать способы зрительного и...

Проект "Волшебница - соль"

Тема проекта: «Волшебница - соль» для саршего дошкольного возраста. "Среди всех солей самая главная та,...

НОД "Волшебница-соль"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по познанию.Возрастная группа: старшая.Направление образования и развития (образовательная область): «Художественно-эстетическое развитие», интеграция ...

Интегрированное занятие "Волшебница соль"

Цель: Развитие познавательных способностей детей.Задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах соли; её значение в природе, в жизни человека.Развивать мышление,...

Волшебница -соль. "Соль и ее свойства"

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. З...