ДООП "Люби и знай, родной свой край!"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Третьякова Надежда Вячеславовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию дошкольников.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_leto.docx651.94 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\тит 001.jpg

Содержание

Раздел 1. Основные характеристики программы

      1.1. Пояснительная записка ………………………………………………………………..3

       1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………………………..4

       1.3. Содержание программы ……………………………………………………………….4

       1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………………………4

       1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………………………6

       1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………………..7

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

       2.1. Календарный учебный график………………………………………………………..8

       2.2. Условия реализации программы …………………………………………………….10

       2.3. Формы диагностики/контроля ………………………………………………………11

       2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………………….12

       2.5. Методическое обеспечение программы …………………………………………….14

       2.6. Список литературы …………………………………………………………………...15

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

      Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

      Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. 

Программа дополнительного образования «Люби и знай, родной свой край!» реализует новый подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ. Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательно-речевой  сферы. Программа «Люби и знай, родной свой край!» учитывает то, что познавательная активность дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период педагоги ДОУ большое внимание уделяют экспериментально-исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В рамках программы с детьми планируются наблюдения, познавательные беседы, организуются различные опыты.

1.2. Цель и задачи  Программы

      Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы Кузбасса, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

      Задачи: 

1. Обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

2. Формировать элементарные нравственные представления о правилах поведения в природной среде, бережного отношения к растениям и животным;

3. Интеллектуально развивать дошкольника;

4. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира;

5. Формировать патриотическое чувство.

 

1.3. Содержание программы

      Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Люби и знай, родной свой край!» отражено в учебном плане, который определяет перечень,  последовательность и распределение тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы диагностики.

1.3.1. Учебно-тематический план

Название разделов и тем программы

Количество часов

Вводное занятие

1. Кузбасс – моя Родина

1

РАЗДЕЛ I.. Природные богатства края. Неживая природа. Почва. Полезные ископаемые

3

РАЗДЕЛ        II.        Природные        богатства        края.        Неживая природа. Царство грибов

2.1. Съедобные и несъедобные грибы. Их значение  в  природе

1

РАЗДЕЛ III. Живая природа. Царство растений.

  1. Хвойные деревья
  2. Лиственные деревья и кустарники
  3. Травянистые растения

2

1

2

РАЗДЕЛ IV. Живая природа. Царство животных.

  1. Млекопитающие
  2. Птицы
  3. Рыбы

4.5. Насекомые

2

2

0,5

2

РАЗДЕЛ V. Жизнь растений и животных в природных сообществах (экосистемах)

  1. Хвойный лес как экосистема
  2. Луг как экосистема
  3. Пресный водоем как экосистема

1

1

1

Раздел VI. Природа – наше богатство. Охрана природы

  1. Природа – наше богатство
  2. Правила поведения в природе

6.3. Охрана природы. Красная        книга Кемеровской  области

0,5

1

2

Итоговые мероприятия  (праздники, конкурсы)

1

Всего:

24

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Вводное занятие        

1. Кузбасс – моя Родина

Теория. Беседа о крае, в котором живем.

РАЗДЕЛ I. Природные богатства края. Неживая природа.  Почва. Полезные ископаемые.

Теория. Знакомство с природными богатствами нашего края.

Практика. Опыт «Чем нюхает червяк?» Устройство дома для червей. Эксперимент «Какую почву любят растения». Эксперимент “Утилизация мусора”.

РАЗДЕЛ II. Природные богатства края. Неживая природа. Царство грибов

Теория. Знакомство с грибами.

Практика. Аппликация «Мухоморы», Коллективная работа «Грибная полянка».

РАЗДЕЛ III. Живая природа. Царство растений.

Теория. Знакомство с тайгой.

Практика. Игра “Покажи веточку…”. Аппликация из бумаги «Кисть рябины». Рисование незабудок. Игра “Приготовь лекарство”.

РАЗДЕЛ IV. Живая природа. Царство животных.

Теория. Расширение знаний о травоядных зверях. Расширение знаний детей о видовом разнообразии млекопитающих

Практика. Игра «Угадай, какой я зверь». Игра “Хищник – добыча”. Лепка ежа из пластилина. Рисование “Лесные жители”.

РАЗДЕЛ V. Жизнь растений и животных в природных  сообществах (экосистемах). Теория. Развитие представлений о взаимосвязи животных и растений. Знакомство с луговым сообществом. Знакомство с пресным водоёмом.

Практика. Изготовление шаблона деревьев. «Сколько глаз у стрекозы?» - рассматривание глаз под микроскопом или лупой. Рисунок «Водные животные». Аппликация «На озере».

Раздел VI. Природа – наше богатство. Охрана природы. 

Теория. Знакомство с малоизвестными насекомыми. Знакомство с циклами развития у насекомых. Знакомство с бабочками. Знакомство с правилами поведения в природе. Формирование представлений о разрушительной деятельности  человека. Знакомство с Красной Книгой Кемеровской области. Расширение представлений об исчезающих видах животных                         Кемеровской области.

Практика. Нетрадиционный   способ    изображения    способом    монотипии «Красавица - бабочка». Нетрадиционный способ   изображения   способом   монотипии «Ночной мотылёк»

Пластилинопластика «Кабарга в лесу». Насыпной картины «Филин».  Пластилинопластика «Кувшинка».

Итоговые мероприятия  (праздники, конкурсы). Обобщение и закрепление знаний детей о природе родного края, воспитание любви к своему краю, бережного отношения к его природе.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

      Реализация программы  «Люби и знай, родной свой край!» позволит:

- расширить представления детей дошкольного возраста о многообразии мира живой природы родного края, о связях между различными объектами природы;

- развить эмоциональное, бережное отношение к объектам окружающего  мира, умение видеть их красоту;

- развить любознательность и желание к исследовательской и практической деятельности;

- развить эстетические чувства на основе эмоционального восприятия мира  природы;

- формировать патриотические чувства.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

      Режим организации занятий по данной общеобразовательной программе определяется учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным санитарными правилами к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 28 сентября 2020г. № 28 (СП2.4.3648-20).

Начало обучения – 1июня.

Окончание обучения  – 31августа.

Наименование        разделов        и        тем курса

Объем учебных

часов

Всего (час)

Теория (час)

Практ ика

(час)

Июнь (5 часов)

  Вводное занятие «Кузбасс – моя Родина»

1

1

1

Раздел 1. Природные богатства края. Неживая природа. Почва. Полезные ископаемые

1.1.

Почва и ее свойства

2

1

1

1.2.

Полезные ископаемые

1

0,5

0,5

Раздел 2. Природные богатства края. Неживая                                      природа. Царство грибов

2.1.

Знакомство с грибами.

1

0,5

0,5

                 Июль (11,5 часов)

  Раздел 3. Живая природа. Царство растений

3.1.

Хвойные деревья

2

1,5

0,5

3.2.

Лиственные деревья и кустарники

1

0,5

0,5

3.3.

Травянистые растения

1

0,5

0,5

3.4.

Лекарственные растения

1

1

-

   Раздел 4. Живая природа. Царство животных

4.1.

Млекопитающие ( травоядные, растительноядные, хищные)

2

1,5

0,5

4.2

 Птицы (зимующие, перелетные)

2

1,5

0,5

4.3.

 Рыбы

0,5

0,5

-

4.4.

Насекомые ( циклы развития)

2

1,5

0,5

                                              Август (6,5 часов)

Раздел 5. Жизнь растений и животных в природных  сообществах (экосистемах)

5.1.

Хвойный лес как экосистема

1

0,5

0,5

5.2.

Луг как экосистема

1

0,5

0,5

5.3.

Пресный водоем как экосистема

1

0,5

0,5

  Раздел 6. Природа – наше богатство. Охрана природы

  6.1.

 Правила поведения в лесу

0.5

0,5

-

6.2.

Красная книга Кузбасса (редкие птицы)

1

1

-

6.3.

Красная книга Кузбасса (редкие животные)

1

1

-

6.4.

Красная книга Кузбасса (редкие растения)

1

0,5

0,5

Итоговые мероприятия  (праздники, конкурсы)

1

-

1

        

2.2. Условия реализации программы

Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Люби и знай родной свой край!» необходимы следующие материально- технические условия:

Материально-техническое обеспечение

Теоретические и практические занятия проводятся в групповом помещении и групповых площадках МБДОУ №1 "Звездочка", помещение  и участки соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и правилам безопасности.

Инструменты и приспособления для реализации программы

  • Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц; набор картинок с изображением животных; набор картинок с изображением растений; набор картинок с изображением деревьев и их листьев;
  • Календари наблюдений;
  • Музейные и коллекционные материалы: коллекция природного материала (семена, кора деревьев, гербарии); коллекция раковин; коллекция насекомых, коллекция полезных ископаемых);
  • Пособия и материал для экспериментирования;
  • Макеты: «Деревенское подворье», «Обитатели леса», «Подводный мир» «Почва»;
  • Живые растения;
  • Аудиозаписи звуков природы, мультфильмы, презентации о природе;
  • Природоведческая литература;
  • Дидактические игры;
  • Оборудование и инвентарь для трудовой деятельности;
  • Учебная мебель – мебель, используемая в образовательном процессе.
  • Методическое        обеспечение:        учебно-методические        комплекты,        наглядный материал, методические пособия,

Информационное обеспечение программы

Для успешной реализации программы разработан учебно-методический комплекс, который включает: календарный учебный график, методические материалы по организации образовательной деятельности, электронные учебные материалы, дидактические разработки, контрольно-оценочные материалы, нормативно-правовое обеспечение.

Для реализации программы используется основная литература для педагога (учебная, методическая, специальная дополнительная) и дополнительная литература для детей, интернет-ресурсы, материалы педагогических сообществ, мультимедийные презентации, сборники методических разработок занятий, сценарии мероприятий.

2.3. Формы диагностики/контроля

Оценка качества освоения программы проводится в течение всего времени обучения и осуществляется в виде:

  1. Входного контроля: (июнь) проводится первичное тестирование  с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора воспитанников.
  2. Текущий контроль: осуществляется уровень усвоения материала по результатам выполнения воспитанниками практических заданий и индивидуально.
  3. Итоговый контроль: (август) позволяет оценить результативность обучения воспитанников, реализуется в форме диагностики.

Для определения уровня освоения предметной области и сформированности компетенций воспитанников, проводится мониторинг результатов обучения, позволяющий выявить уровень приобретенных знаний, умений, навыков в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.4. Оценочные материалы

Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью диагностической таблицы. Основа педагогической - диагностической таблицы, помогает определить уровень усвоения ребенком знаний и оценить их по трехбалльной шкале:

3 балла – ребенок справляется с заданием самостоятельно

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого

1 балл – ребенок не справляется с заданием

Итоговый показатель:

1- 1,5-  низкий уровень

1,6- 2,4 -  средний уровень

2,5- 3-   высокий уровень

Диагностическая карта по экологическому воспитанию

Ф.И. ребенка

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Природные сообщества

Охрана природы

Итоговый показатель

Почва и ее свойства

Полезные ископаемые

Грибы и их значение в природе

Хвойные деревья и их значение  для животных и человека

Лиственные деревья и кустарники

Травянистые растения

Лекарственные растения

Млекопитающие ( травоядные, растительноядные, хищные)

Птицы ( зимующие,

перелетные)

Рыбы

Насекомые ( циклы

развития)

Хвойный лес как экосистема

Луг как экосистема

Пресный водоем как экосистема

Правила поведения в лесу

Красная книга Кузбасса (редкие птицы)

Красная книга Кузбасса (редкие животные)

Красная книга Кузбасса (редкие растения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Итоговый показатель по группе

2.5. Методическое обеспечение программы

Т.А. Скалон, Н.М. Игнатьева. Знакомим дошкольников с природой родного края

(Учебно-методическое пособие). Кемерово 2013г.

  • Дидактические и наглядные пособия;
  • Современные средства ТСО (компьютеры, и т.д.);
  • Методическая, художественная литература;
  • Фотоальбомы «Знаменитые люди Кузнецкого края», «Памятные места и     достопримечательности Кемеровской области», «Заповедник », и т.д.
  • Электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
  • Грамзаписи и аудиозаписи;
  • Карты Кемеровской области (физическая карта, карта полезных ископаемых, карта растений Кузбасса, карта г. Кемерово)
  • Символика России, Кемеровской области;
  • Буклеты, наборы открыток;
  • Электронные образовательные и информационные ресурсы:

1. Литература, история, культура Кузбасса lik-kuzbassa.narod.ru

      2. Кемеровская виртуальная детская библиотека childlib.info

3.О Кемеровской области kemoblast.ru

4. Сайт "Дошколенок", консультации, методические рекомендации

http://dohcolonoc.ru

2.6. Список литературы

1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

5. Крылов, Г.В. Зеленая аптека Кузбасса /Г.В. Крылов, Э.В. – Кемерово: Степанов-Кемеровское книжное издательство, 1979.- 232с.

6. Красная книга Кемеровской области. Т. 1, Т. 2 – Кемерово: Азияпринт, 2012. – 208с., 192с.

7. Онлайн-энциклопедия Кемеровской области - проект «Wiki Кузбасс», 2018.

8. Соловьева, Л. И. География Кемеровской области. Природа /Л. И. Соловьева. – Кемерово: ОАО "ИПП"Кузбасс", 2006.- 384с.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

10. Фотоальбомы «Дивный Кузбасс. Кемеровская область» Н.Рундквист, П.Захаров – «Квист», 2011.

11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Авт. сост. Л.А. Багрова. Под общ. Ред. О.Г. Хинн – М.: АСТ, 2010.

12. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные / Авт. Сост. П.Р. Ляхов. Бондаренко, Т.М. АСТ,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Люби и знай родной свой край"

Несколько занятий, посвященных изучению природы  своего края....

Зимний экологический КВН "люби и знай родной свой край"

Развивать интеллектуальные, эмоциональные и нравственные качества....

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Люби и знай родной свой край

Люби и знай родной свой край» конспект КВН в подготовительной группе на день открытых дверей посвященному дню города...

Проект"Люби и знай родной свой край". (средствами изобразительной деятельности).

изучение и анализ по проблеме проекта.                         - формирование нр...

Люби и знай родной свой край

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К.Паустовский  «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первосте...