Окружающий мир "Зима. Приметы зимы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Зима. Приметы зимы»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство любви к родной природе.
Материалы: иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей).
Ход ООД
-Отгадайте загадку:
Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –белокожа, светлолица,
Как махнула рукавом –всё покрыла серебром!
-О каких трёх скакунах говорится в этой загадке? (о зимних месяцах)
- Какие это месяцы? Назовите.
- Как вы думаете, что за царица сидит в санях?
- Сл.2Почему зиму называют царицей? Какая зима? Назовите приметы зимы.
-Сл3 Декабрь - шапка зимы.
-Что можно сказать об этом месяце?
-Пословицы: Декабрь год кончает, зиму начинает. Не велик мороз, да краснеет нос.
Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Сл4 Январь-второй месяц зимы.
-Что можно сказать об этом месяце?
-Пословица: Январь-году начало, зиме середина.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие.
Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.
Сл5 Февраль-последний месяц зимы.
-Что можно сказать об этом месяце?
-Пословица: Февраль зиму выдувает, а март ломает.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Сл6 Как называют в народе декабрь? Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).
- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).
- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).
- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).
- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).
- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер).
Физминутка (на выбор воспитателя)
-Что же происходит зимой с животными? (заяц, медведь, белка, лиса, волка) Сл7
- Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами
-Медведи спят в берлогах.
-Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
-Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.
-Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.
-Сл8 Украшают лес зимой гости с севера –снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.
- Каких зимующих птиц вы знаете? Сл9
-Чем питаются зимой птицы? Как люди помогают птицам?
- Зимой и у детей много забав.
Продуктивная деятельность детей (индивидуальные задания на листочках) Сл10 (взять со слайда)
Что можно делать зимой на улице? Сл11
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший возраст, первый год обучения) Тема занятия: «Встреча с Лесовичком» (тема недели «Зима. Приметы зимы)
Подгрупповое занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с элементами ТРИЗ технологии....
Непосредственно образовательная деятельность по теме "ФЦКМ. Зима. Приметы зимы" для подготовительной группы детского сада.
Непосредственно образовательная деятельность по теме"ФЦКМ. Зима. Приметы зимы"для подготовительной группы детского сада. Цель: Расширять представление детей о зиме, её признаках. Помочь детям поч...
Презентация к занятию "Зима. Приметы зимы"
Данный материал адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям....
Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"
Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Приметы зимы»
Конспект занятия по окружающему миру на тему «Приметы зимы»...
Календарный план в подготовительной группе на тему "Зима, Приметы зимы"
Планирование воспитательно-образовательной работы на январь 2 неделя Тема: «Зима, приметы зимы »Задача: Формировать обобщённые представления о зиме, как времени года, при...