Беседы по патриотическому воспитанию для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»
Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Умение давать оценку образам художественных произведений.
Методы и приемы:
1. Спросить, какие произведения читали о хороших людях, которые
помогают друг другу.
Произведения:
Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой».
Михалков С. «Как друзья познаются».
Катаев В. «Цветик–семицветик».
Осеева В. «Просто старушка», «Сыновья».
Чуковский К. «Айболит».
2. Поручить вспомнить случаи из жизни, когда люди помогали друг
Другу.
3. Проявление чуткости к эмоциональному и физическому состоянию:
бабушке тяжело нести сумку – надо помочь; мама отдыхает – нельзя шуметь;
малыш упал – надо помочь встать; помочь больному – принести воды,
развлечь.
4. Ситуация типа «Наши добрые дела»: дети вовлекаются в различные
добрые поступки, связанные с проявлением заботы, внимания, сочувствия.
5. Антонимы: друг–враг; добрый–злой; хороший–плохой; отзывчивый–
равнодушный.
6. Фразеологизмы:
«Большое сердце» – задушевный, искренний человек, готовый помочь.
«Протянуть руку помощи» – помогать в трудную минуту, выручать.
«Сердце обросло мхом» – кто–либо стал бездушным, неотзывчивым.
7. Образование прилагательных:
доброта – добрый
зло – злой
друг – дружный, дружелюбный
БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ
«Честность и скромность украшают человека»
«Не одежда красит человека, а поведение»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»
«Обещал, значит выполни»
Цель: на конкретных примерах (героев художественной литературы, поступках окружающих людей) формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. Уметь давать оценку поступкам окружающих людей, уметь использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.
Произведения:
Толстой Л.Н. «Косточка»
Носов Н. «Леденец», «Огурцы»
Осеева В. «Что легче?» «Почему?»
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», «Рассказ о неизвестном герое»
1. «Рассказ о неизвестном герое» – «Честность и скромность украшают
человека»
2. «Что легче?», «Леденец», «Огурцы», «Косточка» – «Лучше горькая
правда, чем сладкая ложь».
3. «Двенадцать месяцев» – «Не одежда красит человека, а поведение»
Методы и приемы:
1. Спросить, какие пословицы и поговорки знают о скромности, в
каких произведениях рассказывается о скромных людях.
2. Спросить, какие пословицы и поговорки, знают о честности, о
честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях.
3. Каких людей больше любят, какие люди приносят больше пользы –
скромные, честные, или лживые, себялюбивые.
4. Придумать слова с противоположным значением к словам: честный,
правда:
а) честный – бесчестный, лицемерный, лживый.
б) правда – ложь, обман
5. Фразеологизмы.
«Положа руку на сердце» – со всей откровенностью, правдиво. «Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо
БЕСЕДА ПО ПОСЛОВИЦЕ
«ПРИ СОЛНШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»
Цель: Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.
Произведения:
Благинина Е. «Посидим в тишине», «Вот какие мамы»
Артюхова Н. «Трудный вечер»
Виеру Г. «Мамин день»
Осеева В. «Сыновья», «Почему»
Ненецкая сказка «Кукушка»
Методы и приемы:
1. Спросить, с чем и почему сравнивается мама в пословице «При
солнышке тепло, при матери добро».
2. Какие произведения знают дети, прочитав которые можно сказать
«При солнышке тепло, при матери добро»? .
3. В каком произведении и почему девочка отказывается от своего
желания побегать, поиграть?
4. Почему мама в сказке «Кукушка» превратилась в кукушку и
улетела; что было самым жестоким в поведении ее сыновей?
5. В чем выражается доброе отношение к маме у Алеши из рассказа
«Трудный вечер»?
Ситуации:
Маму обрадовало, что я...
Мама печалится, когда...
Мама любит, когда (если)...
Мама отдыхает –
Мама заболела –
и т.д.
Ласковые обороты речи:
Мама – мамочка – мамуля – мамулечка
Фразеологизмы:
«Душа болит» – сильно беспокоиться;
«Золотые руки» – все умеет делать;
«Брать под свое крылышко» – окружать вниманием, заботой.
Пословица:
«Родителям воздай почет — твой сын тебе его вернет».
БЕСЕДА О ВЕЖЛИВОСТИ
Цель:
Воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, закрепить навыки вежливости. Формирование способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев произведений.
Произведения:
Осеева В. «Просто старушка», «Волшебное слово», «Сыновья», «Хорошее».
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев».
Методы и приемы:
1. Спросить, кого называют вежливыми.
2. Привести примеры вежливых поступков из прочитанных
произведений.
3. За какие качества называют человека «вежливым»?
4. Предложить для упражнений несколько ситуаций: «В комнату
вошел гость», «На улице встретился знакомый», «Наши добрые
дела» и т.д.
5. Использование в обращении к близким ласковых оборотов речи:
Мама – мамочка – мамуля
Папа – папочка – папуля
Бабушка – бабуля – бабулечка
Дедушка – дедуля – дедулечка
Сестра – сестренка — сестричка
Брат – братик – братишка
Друг – дружок – дружочек
Антонимы:
Вежливый – грубый
Фразеологизмы:
«Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо;
«Ради бога» – пожалуйста, очень прошу.
Составление предложений со словом «вежливый» Значение пословицы:
«За одного вежливого двух невежливых дают, да и то не берут»
БЕСЕДА НА ТЕМУ «БУДЬ СМЕЛЫМ»
Цель:
Активизировать мышление, умение решать конкретную задачу, критически относиться к поступкам окружающих, умение отличать и правильно называть смелые поступки. Учить отличать смелые поступки от трусливых, сравнивать их. Учить детей делать обобщения.
Произведения:
Маршак С.Я. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
Толстой Л.Н. «Два товарища»
Чуковский К. «Муха–Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»
Михалков С. «Три товарища»
Методы и приемы:
1. Вспомнить и рассказать, какие произведения читали дома и в детском саду о смелых людях.
2. Назвать смелые поступки, сравнить их с трусливыми.
3. Какую пользу приносят смелые люди: плавают на подводных лодках, строят высотные дома, летают в космос, защищают Родину. Трусливых не любят, не уважают, сними дружить неприятно.
4. Поручить назвать смелых, кого знают дети.
5. Придумать слова с противоположным значением к слову «смелый»: несмелый, робкий, трус, трусливый.
6. Фразеологизмы:
«Стоять грудью» – стойко защищать кого–либо или что–либо.
«Рыцарь без страха и упрека» – смелый, великодушный человек.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Россия – моя Родина»
Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.
Содержание беседы:
Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.
Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Наша древняя столица»
Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.
Содержание беседы:
Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т.е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Знакомство с флагом России»
Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.
Содержание беседы:
Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?
В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.
Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка), на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)
Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? (три: белый, синий, красный).
- О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.
- А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.
- А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.
Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.
Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.
БЕСЕДА НА ТЕМУ «Орле преславный»
Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был, и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.
Содержание беседы:
В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века).
На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле.
В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года.
После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом , на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце –как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик.
В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…
Наш город берет свое начало со сторожевого поселения Тугайкуль, которое связано со строительством в 1736 году крепости Челяба. Событием, которое во многом определило дальнейшую судьбу этой части Урала, стало открытие в 1832 году И.И. Редикорцевым выходов угля в обрывистом склоне реки Миасс у поселка Ильинского. Так, 19 августа1832 года стало днем появления на геологических картах Челябинского угольного бассейна. А с открытием в 1907 году первой шахты, названной «Екатерининской», и началась история города Копейска. Челябинские угольные копи были заложены купцом И.Н. Ашаниным в 1907 году. До 1917 года близ поселка Тугайкуль давали уголь пять шахт. В годы первых пятилеток Челябинские копи начинают расти, обеспечивая углем промышленность Южного Урала. 27 августа 1928 года Копейск признан поселком городского типа, в 1933 Челябинские угольные копи были официально преобразованы в город Копейск, а в 1935 г. он стал городом областного подчинения.
После событий октября 1917 года в России большинство шахтеров Копейска поддержали новую Советскую власть. В годы гражданской войны шахтерские коллективы сражались против армии адмирала Колчака. Отмечая их героизм в этой борьбе, Челябинские угольные копи в 1925 году были награждены высшей в то время наградой – Орденом Красного знамени. В бывшем Советском Союзе лишь семь городов были ее удостоены. Среди них и Копейск. В списке награжденных такие города, как город-герой Ленинград (1919), Грозный (1924), Ташкент (1924), город-герой Волгоград (1924), город-герой Севастополь (1954).
ГЕРБ И ФЛАГ ГОРОДА КОПЕЙСКА
31 октября 1967 года был принят герб города Копейска: в червленом щите серебряный столб, поверх всего черная шестерня, обремененная черным отбойным молотком в столб. Данный герб символизировал шахтерскую славу города и его жителей.
В 2002 году постановлением Копейского городского Совета депутатов от 10.07.2002 г. № 289 утвержден новый герб и флаг города.
Геральдическое описание герба: «В червленом поле поверх серебряного столба черный обушок, продетый в золотой лавровый венок (с листвой, обращенной навстречу ходу солнца)». Герб по своему содержанию един и гармоничен: все фигуры герба символизируют город Копейск и его жителей как тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие своего родного города и Челябинской области имеет немаловажное значение. Основной фигурой герба является обушок – древнейший символ горнорудного и камнеломного дела. Обушок аллегорически показывает горнодобывающую и горно-разрабатывающую отрасли промышленности города. Черный цвет обушка аллегорически показывает основное богатство недр Копейской земли – уголь, с добычей которого связан почетный труд горняков. Венок в виде круга – символа вечности, аллегорически показывает непрерывное движение жизни. В то же время золотой лавровый венок – это символ славы, почета и вознаграждения за успех, он аллегорически объединяет историю города, неотделимую от событий в стране, и его жителей, их высокую сознательность, патриотизм и организованность, дисциплину и самоотверженность. Серебряная полоса между двух красных показывает угольную штольню. Цвета поля герба – красный, серебро, красный – это одновременно и цвета ленты Ордена Красного Знамени: этой высокой наградой постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 2 января 1925 года коллектив Челябинских угольных копей удостоен за боевые и трудовые подвиги.
Флаг Копейска создан на основе цветовой гаммы герба с изображением основных элементов герба на полотнище.
СЛАВА КОПЕЙЧАНАМ!
Права пословица: «Что ни город, то норов». Нрав нашего города особый, не похожий ни на какой другой. Характер города окреп, когда его основу составили люди, долгие годы добывавшие хлеб промышленности – уголь. Шахтерская слава Копейска – особая страница в его истории. Люди нрава крутого – шахтеры проявили его в годы гражданской войны, внеся особый вклад в битву за Челябинск и разгром Белой армии. И в трудовой битве Копейску не было равных. Первым среди уральских горняков звание Героя Социалистического Труда получил наш земляк Леонтий Федячкин, чье имя носит одна из улиц города. И дважды Героем Советского Союза стал копейчанин - танкист С. Хохряков. Когда в годы войны мужчины ушли на фронт, в забой спустились девушки. Этот призыв первой бросила на всю страну копейчанка Екатерина Подорванова. И это тоже наш характер – копейский.
За подвиги на фронтах Великой Отечественной войны восемь копейчан: Федор Андреевич Алабугин, Иван Николаевич Васильев, Иван Михайлович Глухих, Георгий Степанович Кузнецов, Павел Егорович Огнев, Василий Алексеевич Похвалин, Николай Трофимович Сириченко, Феодосий Андреевич Щур удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а Семен Васильевич Хохряков был удостоен этого звания дважды. За трудовые подвиги 11 копейчан были удостоены звания Героя Социалистического Труда: П.А. Томилов, И.Е. Митрушенко, А.Я. Пашнин, А.Ф. Пашнин, С.Н. Назаров, П.С. Струнин, Ф.Ф. Кузюков, П.А. Кавалеров, И.А. Брайнингер, Н.И. Доброносов, В.Е. Бородин.
Краснознаменный Копейск
Сл. Ковалевой муз. Бородина
С днем рождения, город любимый,
Поздравляет тебя детвора.
Мы растем и взрослеем с тобой,
Мы молодая смена твоя. Расти, цвети, будь вечно молодой
Родной Копейск, любимый город мой.
Наш город любимый трудом создавался,
Из недр земли свои корни берет
Из угольных копей он зарождался,
К прогрессу уверенно шел он вперед.
Урала красивее края не знаем,
И лучше любимого города нет.
Надежды свои на него возлагаем,
В труде копейчанам желаем побед.
Прекрасна история нашего города,
Станица Тугайкуль – основа его.
В гражданской прославились наши отряды.
И били врага во второй мировой.
Наш город Копейск – Краснознаменный,
Он славен людьми и славен трудом.
И мы копейчане – Копейском вскормленны,
И вместе с Копейском по жизни идем.
Построим свой город не хуже столицы
Проспекты и парки раскинем мы в нем.
Фасады домов засияют как лица,
И счастливо сами в нем заживем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе Тема : « Наша Родина –Россия»
Познакомить с понятиями «Родина», « Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе....
Комплексно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию для старших дошкольников по теме: "Наш город Мценск"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...
Проект по патриотическому воспитанию для старших дошкольников "Россия-Родина моя"
Познавательный материал по патриотическому воспитанию для старших дошкольников...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для старших дошкольников
Данная картотека игр по патриотичекому воспитанию актуальна для старших дошкольников...
Конспект беседы по патриотическому воспитанию в старше- подготовительной группе «Моя малая Родина»
Беседа по патриотическому воспитанию «Моя малая Родина»...
Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе. Тема: Скульптурная композиция «Клятва» - достопримечательность нашего города
Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: Скульптурная композиция «Клятва&ra...
Картотека бесед по патриотическому воспитанию у старших дошкольников.
способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки &ndash...