Дидактический кейс: «Путешествие в животный мир Прибайкалья»
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа)

Мустафина Дарья Сергеевна

Цель дидактического пособия: воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе родного края, ценить и беречь её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Древние животные Прибайкалья21.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

ЗАЯВКА

на участие в Всероссийском конкурсе Воспитатели России:

«Развивающие игры и пособия. Стартап.»

 

          Дидактический кейс: «Путешествие в животный мир Прибайкалья»

 

 

Дидактический кейс: «Путешествие в животный мир Прибайкалья»

Предлагаю вашему вниманию многофункциональное дидактическое пособие «Путешествие в животный мир Прибайкалья», которое разработано и сделано мною и будет направлено на развитие экологической культуры детей.

Экологическая компетентность не ограничивается приобретением багажа теоретических познаний об окружающей природной среде или осознания необходимости бережного отношения к природе. В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих, контролирующих и других универсальных действий.

В данном пособии развиваются все 5 образовательных областей.

Возрастная категория: средний, старший возраст. Может играть один ребенок, так и группа детей.

   Цель дидактического пособия: воспитание гармоничной, грамотной, творчески активной и социально адаптированной личности, способной чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе родного края, ценить и беречь её.

Задачи дидактического пособия:

- знакомить с разными объектами живой и неживой природы, показывать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать навыки экологической безопасности;

- развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру, творческие способности детей;

- воспитывать любовь к родной природе, желание участвовать в природоохранной деятельности.

Доступность:

«Экологический кейс» находится в групповой комнате, в доступном для детей месте. Дидактический материал расположен в кармашках «кейса».

Оборудование:

«Экологический кейс». В развернутом виде представляет собой игровое поле, макет Байкала, по периметру кейса расположены открывающиеся «клапаны» (вторая жизнь, крышечек от влажных салфеток»).  Фишки, кубик. Можно использовать для разных дидактических игр: «Путешествие по Байкалу», «Экологическая тропа», «Путешествие в лес», «Путешествие в животный мир Прибайкалья». Все материалы мобильны, материал в конвертах соответствует возрасту детей.

Дидактический материал в конвертах: картинки животных, растительный мир, легенды и сказки про Байкал, камушки, цифры для игры в «бродилки», раскраски.

Экологические знаки: «Условные обозначения объектов», «Правила поведения в природе».

Результативность:

Через разнообразную деятельность в ходе работы с «экологическим кейсом», дети узнают о жизни растений, птиц, животных, насекомых в разное время года. У детей формируются познавательные интересы, накапливаются знания о правилах поведения в природе. Происходит обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Возрастают коммуникативные способности. Закрепляются навыки счета. Внимательность, наблюдательность.

Этапы воплощения решения:

Первый этап: определение темы, разработка макета, приобретение материалов для изготовления «Экологического кейса».

Второй этап: создание игрового поля. Макет Байкала из пластилина. Можно использовать картон голубого цвета. На него высыпать по контуру озера кинетический песок. Изготовление дидактического материала из бумаги: деревья, кусты, цветы, дикие животные, рыбы, птицы, насекомые, муравейник (лучше за ламинировать картинки). Экологические знаки из картона: «Условные обозначения объектов», «Правила поведения в природе».

Эффекты в учебно-воспитательной деятельности:

Воспитание любви к природе - одна из главных задач дошкольного образования. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Неотъемлемой частью в данном процессе является игра.

Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами живой и неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

При создании «Экологического кейса» был учтён региональный компонент (природа родного края).

При работе с дидактическим пособием у детей снижается уровень психоэмоционального напряжения, развивается тактильная чувствительность, яркие цвета привлекают, стимулируют и поддерживают внимание у детей, создают радостную атмосферу.

Перечень дидактических игр, используемых в повседневной работе с «Экологическим кейсом».

«Найди детёныша», «Весёлый счёт», «Красная книга», животные, растительный мир, легенды и сказки про Байкал, «Бродилки», «Эндемики», «Найди пару»….

Дидактическая игра «Путешествие по Байкалу»

Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста целостного представления об экосистеме.

Задачи:

- уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса, озера.

- развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, логическое мышление, умение работать в коллективе сверстников;

- воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.

Материалы и оборудование:

конверты с заданиями, дидактический материал в конвертах: сказочный герой «Сибирячек», деревья, кусты, цветы, дикие животные, птицы, насекомые, муравейник.

Дети отправляются в увлекательное путешествие по Байкалу. Во время прогулки они делают остановки, где выполняют различные задания, которые приготовил для них «Нерпенок».

Ход игры.

Ребята по очереди бросают кубик, делают ход. Цифры разных цветов. Каждый раз можно изменять правила, то есть у ребят есть выбор.

Если выпадает красный цвет, тогда игрок делает «Остановку» (заглядывает в «окошечко», открывая клапан, знакомимся с обитателем Байкала, который там спрятался), воспитатель подсказывает название, если ребенок испытывает затруднения, воспитатель комментирует о характере обитания, дает характеристику животному.

Зеленый цвет означает «Действие», необходимо: собрать пазл или выбрать дополнительное задание из конвертов («найти пару», «рассказать о животном, при помощи мнемотаблицы»).

Синий цвет означает «Загляни в книгу о Байкале», в которой можно узнать интересный факт, выбрать картинку с животным и найти, его на игровом поле, за клапанами, также игрок может взять раскраску, для занятия после игры. Либо посчитать нерпу и поиграть с ними, они отдыхают на нестоящих Байкальских камушках.

Игрокам не терпится сделать следующий ход, благодаря сюрпризному моменту «открывание окошечка.  У ребят есть песочные часики, благодаря которым контролируют ход следующего игрока.  

Так же педагог может провести физкультминутку, между ходами ребят, впрочем, ребята не успевают уставать, так как действие все время меняется, и воображение работает на все 100%.

Игра продолжается до тех пор, пока игроки не совершат путешествие по Байкалу и доберутся до финиша.

Данное пособие, периодически пополняется дополнительными кармашками. Все трансформируется, легко в использовании самостоятельно ребятами, так и при помощи педагога.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Ознакомление детей с животным миром Прибайкалья".

Данная программа была разработана в соответствии с региональным компонентом программы....

ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ». Педагоги-соавторы Соловьева Н.П и Ивановская С.С

В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры ребенка        Байкал является одним из чудес св...

Животный мир Прибайкалья

Животный мир Прибайкалья (презинтация)...

Животный мир Прибайкалье

Животный мир Прибайкалье...

Перспективный план в подготовительной группе Тема «Животный мир Прибайкалья»

Задачи: Систематизировать первоначальные представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологичес...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности "Животный мир прибайкалья"

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. Задачи: Организовать деятельность детей  по з...