Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elaga_kruzhok_2023_kopiya.docx | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №26 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете Заведующий МБДОУ
№___от________.20____г. «Детский сад № 26 ________________ О.В. Вальд
«____»_____________2023г
Рабочая программа кружка
«Творчество во всём!»
для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
А.В. Елага
Ачинск, 2023г.
Пояснительная записка: Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду».
Программа кружка способствует формированию функциональной грамотности, предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5-6 лет.
Срок программы 2023-2024 учебный год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Старшая группа – 25 минут; Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
Актуальность
ТРИЗ-технология и использования методов способствует воспитанию творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях и игровой деятельности. Используя ТРИЗ-технологию в игровом процессе, помогает анализировать все происходящее в окружающем мире, развивать поисковую активность, креативное мышление и речь, стремление к новизне и к фантазированию.
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в течение года позволит раскрывать творческий потенциал у детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в игровом процессе с использованием ТРИЗ-технологии.
Задачи:
Обучающие:
- расширять познавательную активность и интерес детей через использование ТРИЗ-технологии;
Развивающие:
- развивать умение детей сравнивать и анализировать предметы по признакам, отвечать развернутыми предложениями;
-развивать у детей воображение, память, мышление;
- развивать умение фантазировать;
Воспитательные:
- воспитывать умение выполнять необходимую последовательность действий игры;
- воспитывать внимание, сосредоточенность и подчинятся правилам игры.
Формы работы:
- Беседы;
- Работа с наглядным материалом;
- Игровые упражнения и ситуации.
Методы:
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесении свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
Приемы: фантазирование, придумывание нового объекта, составлять рассказ по картинке, обучение навыку классификации.
Предполагаемый результат:
- сравнивает и анализирует предметы по признакам;
- отвечает на вопрос развернутыми предложениями;
- устанавливает простые причинно-следственные связи между предметами;
- имеет способность фантазировать;
- развивает воображение, память и мышление;
- выполняет последовательность в игре и умеет подчиняться правилам игры.
Перспективное планирование
Месяц | № п/п | Игровые ситуации | Цель | Источник |
Сентябрь | 1 | Повторение пройденного | Цели: развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.52 |
2 | Прием фантазирования «Дробление — объединение» | Цели: развивать аналитико-синтетические умения; познакомить с приемом фантазирования «дробление — объединение»; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.53 | |
3 | Метод фокальных объектов (МФО) | Цели: познакомить с игрой «Да-нетка»; систематизировать представления о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; развивать фантазию. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.55 | |
4 | Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» | Цели: познакомить с приемом фантазирования «увеличение — уменьшение»; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; воспитывать умение сопереживать; формировать коммуникативные навыки. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.58 | |
Октябрь | 5 | Свойства и признаки | Цели: развивать пространственное воображение; систематизировать знания о признаках объектов; обучать навыкам классификации; развивать фантазию, умение переносить признаки с одного объекта на другой; развивать внимание. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.61 |
6 | Развитие ассоциативности | Цели: обучать навыкам ассоциативного мышления; развинти. навыки театрализации, перевоплощения. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.63 | |
7 | Развитие ассоциативности (продолжение) | Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания об объектах круглой формы; развивать ассоциативное мышление; обучать алгоритму составления ассоциативных загадок. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.65 | |
8 | Прием фантазирования «Оживление» | Цели: познакомить с приемом фантазирования «Оживление»; активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазирование. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.66 | |
Ноябрь | 9 | «Волшебник Времени» | Цели: познакомить с приемом фантазирования «Изменение времени»; развивать диалектичность и вариативность; систематизировать знания о сезонных изменениях в природе; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.68 |
10 | Волшебник Времени (продолжение) | Цели: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемом разрешения противоречий во времени; систематизировать знания детей о последовательности протекания различных событий; развивать навыки фантазирования. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 71 | |
11 | Морфологический анализ | Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.73 | |
12 | Прием фантазирования «Наоборот». | Цели: познакомить с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.75 | |
Декабрь | 13 | Прием фантазирования «Бином фантазии» . | Цели: познакомить с приемом фантазирования Джанни Родари «Бином фантазии»; активизировать словарный запас; развивать тактильную память, воображение | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.77 |
14 | Обобщающее занятие по приемам фантазирования | Цель: систематизация знаний детей по основным приемам фантазирования: «дробление — объединение», «увеличение — уменьшение», «ускорение — замедление», «оживление | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.78 | |
15 | Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы | Цели: формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления предложений; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.78 | |
16 | Рассказ по картинке: «системный оператор» | Цели: развивать внимание, наблюдательность; обучать построению причинно-следственных цепочек; развивать навыки прогнозирования и фантазирования. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.80 | |
Январь | 17 | Рассказ по картине: выразительные средства речи | Цели: активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.82 |
18 | Обобщающее занятие по рассказу по картинке | Цель: обобщить знания детей о приемах рассказа по картинке: анализ сюжета, составление предложений, использование органов чувств, развитие сюжета во времени, выразительные средства речи. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.84 | |
19 | Прогнозирование: объект «больница» | Цели: развивать диалектическое мышление; познакомить с приемами прогнозирования; развивать воображение; ориентировать детей на здоровый образ жизни. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.84 | |
20 | Прогнозирование: объект «самолет» | Цели: обучать алгоритму сочинения загадок по признакам; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования; развивать внимание. | Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.86 | |
Февраль | 21 | Фантазирование (объект «магазин») . | Цели: активизировать мышление детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание; систематизировать знания детей о товарно-денежных отношениях | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.88 |
22 | Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед) | Цели: активизировать интерес детей; развивать диалектичность и вариативность мышления; формировать умение выстраивать причинно-следственные цепочки; развивать внимание, фантазирование. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 90. | |
23 | Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) | Цели: обучать навыку составления определений; развивать диалектичность и вариативность мышления; развивать внимание и наблюдательность; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.92 | |
24 | Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов | Цель занятия: обобщить различные способы придумывания нового: приемы прогнозирования, эвроритм, прием «универсализация — специализация». | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.94 | |
Март | 25 | Понятие о классификации | Цели: систематизировать знания детей о различных классификациях; научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании; развивать абстрактное мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 94 |
26 | Классификация животного мира | Цели: систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного мира; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать навыки выделения существенных признаков; развивать внимание. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 97 | |
27 | Сочинение сказок про животных | Цели: активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о сказочных животных; развивать логическое мышление; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.99 | |
28 | «Почемучка» | Цель: Придумывание вопросов со словом почему? про различных животных. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.102 | |
Апрель | 29 | Классификация растительного мира | Цели: систематизировать знания детей о растениях; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 102 |
30 | «Будущее предметов» | Цель: Развивать умение прогнозировать формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.103 | |
31 | «Системный оператор» | Цель: Познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание, речь . | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.104 | |
32 | «Обобщающее занятие по «системному оператору» | Цель: Закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.106 | |
Май | 33 | «Анализ сказки по «системному оператору» | Цель: Сформировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать; обучить использованию приема «наоборот»; развивать воображение. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с. 108 |
34 | «Использование ресурсов для сочинения сказки» | Цель: Обучить приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.108. | |
35 | «Другая точка зрения» | Цель: Систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.109 | |
36 | «Обобщающее занятие год» | Цель: Систематизировать представления детей о противоречиях, систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей. | С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» с.111 |
Работа с родителями:
1. | Октябрь | Круглый стол «Знакомимся с технологией ТРИЗ» |
2. | Январь | Консультация «Развиваем воображение малыша»; |
3. | Апрель | Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома» |
Список используемой литературы
- О.П. Жихар, А.В. Корзун»ОТСМ-ТРИЗ в дошкольном образовании»
- С.И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду».
- С И. Грин «Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей»
Мониторинг
Рекомендации по определению уровня развития ребенка:
Высокий – от 4,0 до 5,0
Ребенок увлеченно и с интересом общается и вовлекается в игровую деятельность со сверстниками. самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется развернутыми предложениями. Сравнивает и анализирует предметы по признакам, способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами, выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры.
Средний – от 2,9 до 3,9
Ребенок обычно следует по образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается играть. В речи присутствуют преимущественно простые предложения из 2—3 слов. Затрудняются в сравнении и в умение анализировать предметов по признакам, в установке простых причинно-следственных связи между предметами. Правила игры и последовательность действий игры при выполнении затрудняется
Низкий – от 0 до 2,8
Ребенок не проявляет заметного интереса к играм и игровым упражнениям в совместной деятельности со взрослым по подражанию вовлекается в игру, но не выражает свое отношение к игре и игровым упражнениям. На вопросы отвечает одним словом. Не сравнивают и не анализируют предметы по признакам, не способны устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами. Правилам игры не подчиняется. Последовательность действий игры нарушает.
Рекомендации по определению владения ребенком параметром оценки:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки сам.
Имя ребенка | Познавательная активность и интерес ребенка | Способен сравнивать и анализировать предметы по признакам | Способен устанавливать простые причинно-следственные связи между предметами | Отвечают развернутыми предложениями | Способен выполнять необходимую последовательность действий и подчиняться правилам игры. | Суммарный уровень | ||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
7. | ||||||||||||
8. | ||||||||||||
9. | ||||||||||||
10. |
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Светофорик» (дорожная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5- 6 лет) МБДОУ «ЦРР &nda...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
Рабочая программа кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - речевому и худ...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.
Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....
Рабочая программа кружка «Творчество во всём!» для детей среднего дошкольного возраста
Реализация программы кружка по использованию ТРИЗ-технологии «Творчество во всём!» в средней группе будет способствовать в течение года развитию творческому потенциалу в игровом проц...