Проект «Путеводителю по Калининградской области 75 лет»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с краем, его достопримечательностями, улицами, уникальными природными местами, с известными людьми, которые жили в нашем городе и области.

Реализуя проект дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения города Гурьевска

«Детский сад № 21 «Алёнка»

Проект

«Путеводителю по

 Калининградской области 75 лет»

2021 год

Тема проекта: «Путеводителю по Калининградской области 75 лет».

Тип проекта: краткосрочный, практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели группы, родители воспитанников.

Срок реализации: январь – май 2021 года.

Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и патриотизма.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представление детей о своей малой родине, расширять знания по истории, культуре родного края и его достопримечательностях;
  • Систематизировать знания детей о родном крае.

Воспитательные:

  • Развивать бережное отношение к городу и области, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе, архитектуре;
  • Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия;
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей, умение передавать свои впечатления о родном крае:
  • Развивать внимание, память, связную речь, умение работать в команде;
  • Обогащать и активизировать словарь детей;
  • Учить свободно мыслить, фантазировать.

Объект исследования: Калининградская область.

Предмет исследования: достопримечательности и уникальные природные, исторические места Калининградской области.

Гипотеза: в Калининградской области есть исторические, природные и культурные объекты, которые   являются достопримечательностями и могут заинтересовать всех. Реализуя проект дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, природе и животном мире, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Проблема: Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с краем, его достопримечательностями, улицами, уникальными природными местами, с известными людьми, которые жили в нашем городе и области.

Зачастую родители сами не имеют достаточных знаний о своем городе или области и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее не важной. Как следствие, у детей не формируется полное представление о том месте, где они живут. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность: Наша область уникальна сама по себе - это уже неоспоримый факт. Выгодное географическое расположение, удивительный заповедник на песчаной косе, архитектурные памятники, которым около 300 лет, военно-стратегический объекты, наличие море, залива и озер ледникового периода, и конечно же, удивительная история возникновения области - всё это не оставит равнодушными никого. Здесь до сих пор делают раскопки, открывают что-то новое и неизвестное. А дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы закладываем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине. Неотъемлемая часть любой системы образования – это воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Планируемый результат:     

Для детей: Обогащенные и систематизированные знания детей о городе и его достопримечательностях. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы, ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие инициативы, активности, самостоятельности;

Для педагога: Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу, повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.

Для родителей: Активное участие семей воспитанников в образовательном процессе, укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и воспитателями.

Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Калининграда, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Форма проведения:        

  • образовательные ситуации;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций родного города;
  • чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассказывание;
  • презентации;
  • творческие задания (рисование, разукрашивание);
  • творческая мастерская (изготовление путеводителя по Калининградской области)
  • работа с родителями – создание папок - передвижек достопримечательностей города; организация фото – выставки.

Методы: 

  • поисковый (сбор информации по теме и работа с интернет-ресурсами; анализ и систематизация собранной информации);
  • практический (создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности; работа в мини-музее «Мой город» с целью формирования знаний о родном городе; дидактические игры);
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание);
  • наглядные (организация выставок, сбор фото и видеоматериалов, рассматривание иллюстраций, презентаций, оформление информационных стендов,  моделирование плаката).

Этапы реализации проекта:

1 этап -  Подготовительный

  • Выявить уровень знаний детей о родном городе с помощью вопросов, бесед.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей по данной теме.
  • Подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок.
  • Поиск формы реализации проекта.
  • Разработка содержания.
  • Подготовка необходимых печатных и наглядных материалов.
  • Подготовка материалов для работы с родителями.
  • Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.
  • Определение времени для работы над проектом.

2 этап – Основной (Практический)

Проведение цикла познавательных бесед по темам:

  • «Геральдика Калининградской области», «Животные и птицы родного края», «Растительный мир», «Достопримечательности Калининградской области», «Мой родной город – Гурьевск»;
  • Оформление выставки: создание родителями и детьми папок – передвижек «Любимые места родного края», фото - выставки);
  • Пополнение развивающей среды;
  • Показ презентаций «Музей Янтаря», «Моя любимая Калининградская область»;
  • Творческие задания –разукрашивание «Улицы города»,
  • Изготовление путеводителя по Калининградской области;

3 этап – Заключительный

  • Оформление выставки продуктов детской деятельности;
  • Оформление выставка совместной продуктивной деятельности детей и родителей (папки-передвижки);
  • Презентация проекта;        
  • Демонстрация путеводителя по Калининградской области.

Результативность проекта:

  • У детей появился интерес к своему городу;
  • Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города и области, земляках, о природе;
  • Развились нравственно-патриотические качества: гордость, желание сохранять, беречь и приумножать богатства родного края.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

К ПРОЕКТУ «ПУТЕВОДИТЕЛЮ ПО КЛИНИНГРАДКОЙ ОБЛАСТИ 75 ЛЕТ»

Январь

Выявить уровень знаний детей о родном городе с помощью вопросов, бесед.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей по данной теме.

Подборка интернет ресурсов, сохранение ссылок.

Подготовка материалов для работы с родителями.

Информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект.

Февраль - Апрель

1. Ознакомление с символикой края, картой города и области

Познавательная беседа тема: «Геральдика Калининградской области»

2.Творческая работа «Геральдика Калининградской области»

Выставка

Презентация «Моя любимая Калининградская область»

1.Презентация «Музей Янтаря»

Презентация тема: «Животные и птицы родного края», «Растительный мир»

1. Беседа «Мой родной город – Гурьевск»

2. Творческая работа «Улицы города»

    Выставка работ

Март - Май

Оформление фото-выставки «Мой любимый город» (работа с родителями)

Апрель

Оформление папок - передвижек «Любимые места родного края». Родители совместно с детьми составляют рассказ о любимом месте отдыха и оформляют это в виде папки-передвижки.  В группе дети рассказывают об этой экскурсии и показывают фотографии.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» (по пройденному материалу)

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города, с которыми познакомились. Учить собирать картинку по частям.

Май

Изготовление и демонстрация «Путеводителя по Калининградской области»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



https://guruturizma.ru 

 

https://kgdmore.ru 

https://ru.wikipedia.org › wiki ›

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_muziei_iantaria



Предварительный просмотр:

«Известные люди Калининградской области»

 

Интернет-урок «Известные люди Калининградской области»

Каждый город замечателен своей историей, своей культурой, своими достопримечательностями. Мы должны понимать, что историю, культуру делает ЧЕЛОВЕК. Конечно, жители каждой страны, каждого города гордятся своими талантливыми гражданами, земляками.

Мы живём в Калининградской области. Давай познакомимся с людьми, которыми гордятся наши жители…

Кёнигсберг (а сейчас Калининград) является Родиной известного философа Иммануила Канта.

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/s1200-677x838.jpg

В 16 лет он поступает в Кенигсбергский университет. Здесь он познакомился с талантливыми профессорами, которые открыли ему мир науки и философии. 

Философия — это размышления о мире, о поступках, природе, вещах — обо всём на свете.

Позже Кант становится очень известным преподавателем. Он был популярным профессором среди студентов не только за его знания, но и юмор. 

Немецкий скульптор Герман Брахерт

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/0b0345309b7907d5dd0a09adfec79ac5-400x573.jpg

Старый Кёнигсберг был Родиной писателя 

Эрнеста Теодора Амадея Гофмана .

 

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/8ae275f2-27a0-40ef-8a99-5628e14ef8dc-800x800.jpeg

Талантливый ребенок был очень любознательным, любил рисовать, сочинять музыку и сказки. Много читал.

Самая известная его сказка – «Щелкунчик и Мышиный король».  

Алексей Леонов.

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/1-141-400x266.jpg

Родился Леонов в Кемеровской области, но именно Калининград, куда его семья переехала, стал для него родным городом.

18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос (!).

11 октября 2019 года, скончался первый космонавт, вышедший в открытый космос, Почётный гражданин Калининграда Алексей Архипович Леонова.

В Калининграде улица названа именем Леонова… 

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/4b77a3541772d02be082f4b516d4555d-600x400.jpg

Юрий Романенко. 

Лётчик-космонавт, который совершил три полета в космос, он — Герой Советского Союза.

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/EA3bFd-WsAET05o-400x406.jpg

Виктор Пацаев, 

лётчик-космонавт, Герой Советского Союза (посмертно). Первый астроном в мире, работавший за пределами земной атмосферы.  

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/Viktor-Ivanovich-Patsaev-400x522.jpg

В Калининграде в музее мирового океана находится судно — музей «Космонавт Виктор Пацаев»

В Калининграде на проспекте Мира установлен памятник землякам-космонавтам.

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/13-Pamyatnik-Pokoritelyam-blizhney-vselennoy--600x397.jpg

Евгений Гришковец — драматург, режиссёр, актёр, писатель.  В 1998 году переехал в Калининград, здесь и проживает. 

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/i-600x400.jpg

 

 

Карпенко Вячеслав Михайлович   — российский писатель. Живет в Калининграде. 

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/20140530-IMG_4811-600x400.jpg

Александра Яковлева (настоящая фамилия Иванес) родилась в Калининграде. Актриса. Её можно увидеть в фильме «Экипаж», «Человек с бульвара Капуцинов».

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/Alexandra_Yakovleva-600x399.jpg

Олег Газманов родился в г. Гусев Калининградской области. Стал эстрадным певцом, композитором. 

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/001_DUX7827-Molchanovsky-600x399.jpg

Сестры-близнецы Татьяна и Ольга Арнтгольц родились в семье актёров Калининградского областного драматического театра. И стали тоже актрисами.

 

http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2020/04/s1200-1-1-600x375.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В растительном покрове области насчитывается более 1250 видов высших растений. Это древесные, кустарниковые и травянистые растения, завезенные с других континентов нашей планеты. Благодаря мягкому климату в области произрастают растения, привезенные из Японии, США, Канады, Северной Америки, Китая, Индии, Западной Европы, Средиземноморья, с Дальнего Востока, из Крыма, с Кавказа. Тополь канадский

Слайд 3

В их числе тюльпанное дерево, багряник японский, тополь канадский, бархат амурский, магнолия, платан восточный, буки европейский и восточный, можжевельник крымский и многие другие. Багряник японский Бархат амурский

Слайд 4

магнолия буки платан можжевельник

Слайд 5

Основные лесообразующие породы — ель, сосна, дуб, клен, береза. Ель наиболее широко распространена в лесных массивах восточных районов области и занимает 25% от общих площадей. Сосновые леса занимают в области примерно 17% лесопокрытой площади, наиболее значительны они в Краснознаменском, Нестеровском, Зеленоградском районах, на Куршской и Балтийской косах. Отдельными небольшими массивами в области встречаются дубравы, где растет дуб европейский.

Слайд 6

Около трети земельных угодий — это сенокосные и пастбищные луга Набор трав на лугах включает в себя около 30 видов: полевица, орляк, овсяница, ежа сборная, мятлик, клевер, люцерна, тимофеевка, мышиный горошек, чина луговая и другие. На лучших пойменных сенокосах урожайность достигает 40 ц/га. Полевица и ежа сборная

Слайд 7

На территории области насчитывается несколько сотен болот общей площадью более 1000 км2, в основном в междуречьях и в долине р. Преголя. Они имеют важное водоохранное и водорегулирующее значение, являются местами обитания диких животных, многие из них богаты ягодами (морошкой, черникой, голубикой, клюквой, брусникой), грибами, лекарственными травами и растениями.

Слайд 8

Животный мир области относится к Европейско-Сибирской зоогеографической подобласти, зоне хвойно-широколиственных лесов, приморской провинции. Животные на территории области представлены копытными, хищниками, грызунами, насекомоядными, рукокрылыми. Они распространены преимущественно в лесах, где условия обитания животных наименее изменены человеком. К отряду копытных относится самый крупный из зверей области — лось, а также другие представители семейства оленей — благородный и пятнистый олени, косули и лань. Пятнистый олень

Слайд 9

Встречаются во многих лесах области небольшие стада кабанов.

Слайд 10

Из хищников водятся лисицы, куницы, хори, горностаи и ласки. Волки к 70-м годам были полностью уничтожены, но с 1976 года вновь появились и на них ведется круглогодичная охота. Среди грызунов, ведущих наземный образ жизни, чаще всего встречаются крысы и мыши; ведущих полуводный образ жизни — бобр, нутрия, ондатра; ведущих древесный образ жизни — белки. Бобр и ондатра

Слайд 11

Птицы, населяющие леса и поля, озера и болота, города и поселки области, многочисленны и разнообразны. Среди них встречаются как виды, постоянно живущие на территории области, так и перелетные, а также совершающие большие и малые кочевки. Через Куршскую косу проходит путь осенних и весенних перелетов многих миллионов северных птиц. На косе в пос. Рыбачий расположена Биологическая станция Зоологического института Академии наук России, специалисты которой изучают перелет птиц. Орнитологическая станция « Фрингилла» .

Слайд 12

Больше всего в лесах области насчитывается птиц из отряда воробьиных (зяблики, скворцы, синицы, ласточки, мухоловки, пеночки, ворянки, горихвостки, жаворонки, юрки, славки); из отряда вороновых (ворона, ворон, галка, сорока, грач). Помимо воробьиных в лесу обитают дятлы, клесты, различные голуби, такие крупные птицы, как рябчик и тетерев. Имеются и хищные птицы — ястреб, лунь, совы, сычи, филины. Дятел Ястреб

Слайд 13

В полях и на лугах живут куропатки, полевой лунь, аисты, в болотах водятся кулики, журавли, цапли. Водоемы заселены разными видами уток, гусями, чайками. Украшением многих водоемов является лебедь-шипун. Лебедь- шипун и журавли

Слайд 14

Рыбы во внутренних водоемах представлены пресноводными видами (58 видов, в Куршском — 42, в Калининградском — до 40 видов). Лещ Окунь

Слайд 15

Из морских рыб водится салака, килька, треска, камбала, балтийский лосось. Полупроходные виды (поднимающиеся для размножения в низовьях рек) — корюшка и сельдь, проходные (идущие на нерест вверх по рекам) — сиг, рыбец, балтийский осетр, лосось, угорь. Широкое распространены лещ, судак, плотва, снеток, карась, ерш, окунь, щука. Сиг Судак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой микрорайон" Проект к 70-летию Калининградской области

quot;Мой микрорайон" Проект к 70-летию Калининградской области...

Проект: « Черное золото Калининградской области»

Знакомство с полезным ископаемым Калининградской области - нефть. Изучение возможностей проектной деятельности в развитии познавательного интереса старших дошкольников....

ПРОЕКТ на тему: «Гербы Калининграда и Калининградской области»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, со...

ПРОЕКТ «Геральдика Калининграда и Калининградской области».

Задачи:1. Расширить знания об истории возникновения гербов Калининграда и Калининградской области их исторической преемственности, сущности и значении. 2.   Развивать логическое мышлен...

Проект: "Калининградская область - янтарный край"

Проект помогает познакомить детей с солнечным камнем – янтарём. Раскрыть тайну происхождения янтаря, узнать секреты его добычи, изучить свойства камня, выяснить, где применяется янтарь....

Долгосрочный проект « Необычное приключение мышки Пи-пи в Калининградской области»

Направление работы: : информационно-познавательный, творческий.Участники: дети средней группы, воспитатель, родител                      ...