Проект "Формирование у старших дошкольников представлений о ресурсосбережении на примере переработки вторсырья"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проблема загрязнения окружающей среды- это глобальная экологическая задача. Целью Региональной программы Самарской области является«Создание экологически безопасной системы обращения с отходами и вторичными ресурсами». Твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для переработки и повторного использования. В них содержится немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы, металла и других материалов.
В последние годы проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы убедить население сортировать мусор перед тем, как его выкидывать. Большая часть не привыкла к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. Всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы. Обучать раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы эколого-экономических позиций личности.
В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: пластика, стекла ,бумаги, а так же пункты сдачи батареек и ламп. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? В результате чего возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИИ НА ПРИМЕРЕ ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРСЫРЬЯ,
Трушина Н.А., Баширова И.А., Нечаева Н.В.
АНО ДО « Планета детства «Лада» д/с №179 «Подснежник»
Проблема загрязнения окружающей среды- это глобальная экологическая задача. Целью Региональной программы Самарской области является«Создание экологически безопасной системы обращения с отходами и вторичными ресурсами». Твердые бытовые отходы в своем составе содержат значительное количество компонентов, пригодных для переработки и повторного использования. В них содержится немалое количество картона и бумаги, древесины и текстиля, кожи, резины, пластмассы, металла и других материалов.
В последние годы проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы убедить население сортировать мусор перед тем, как его выкидывать. Большая часть не привыкла к раздельному сбору мусора. Всем известно, что привычки взрослого человека поменять довольно сложно. Всё наше взрослое население выросло в условиях, когда о сортировке мусора задумывались лишь единицы. Обучать раздельному сбору отходов нужно с детского возраста. Детство - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В дошкольном детстве развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы эколого-экономических позиций личности.
В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: пластика, стекла ,бумаги, а так же пункты сдачи батареек и ламп. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? В результате чего возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.
Совместно с детьми и родителями был разработан проект:
« Вторая жизнь отходов».(ресурсосбережение).
Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (одна неделя)
Новизна
Новизна проекта заключается в том, чтобы использовать отходы вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого,. Экономия ресурсов, времени, денежных средств.
Актуальность проекта
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка, гуляют по улицам города и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Вторая жизнь отходов».
Цель проекта:
Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Задачи проекта:
1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
2.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.
3. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности;
2. Продолжать развивать трудовые навыки и умения;
3. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
3. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Эколого-экономическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
Системность — реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов, получении доходов.
Деятельность — каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным .
Принцип повторного использования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому.
Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов), разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.
В нашем проекте нашли отражения следующие области устойчивого развития:
Рассматривание не только экологических и экономических проблем, но и некоторых социальных (отсутствие заинтересованности детей и взрослых в решении вопросов обращения с твердыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьей)
Экономические проблемы – проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счет вторичного использования отходов.
Ожидаемые результаты:
Дети понимают необходимость бережного отношения к природным и энергетическим ресурсам
Имеют представление о вторичном использовании отходов.
Имеют простейшие представления о мероприятиях по ресурсосбережению.
Соблюдают правила осознанного и мотивированного поведения : почему необходимо сортировать и перерабатывать мусор.
Умеют работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения мыслить.
Механизм реализации проекта:
1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор, получая прибыль и экономя ресурсы.
Изучив интересы детей, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями, играми.
Разработка проекта:
1.“Мусору нет!”
Наблюдение за тем, как и куда выбрасывают мусор и куда он девается? Обратить внимание на специальные контейнеры для сортировки мусора. (дети,родители,педагоги)
2. Беседы с детьми: “Помоги природе» , «О рациональном использовании ресурсов».
Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц
Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов.
Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки, открыток. (Дети, родители, педагоги)
3. Просмотр видеосюжета для дошкольников «Факты о переработке мусора», мультфильм «Разделяй».
4.Встреча с интересным человеком работник экомобиля. ( Демонстрация :Как из отходов получаются новые изделия для потребления).
Сортировка отходов (экомобиль).(Дети, родители, педагоги).
2-й этап: практический (реализация намеченных планов):
Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.
Д/и «Доходы и отходы», «Мои экопривычки»., «Эко-бизнес»
Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов”
Сбор макулатуры, участие в акции «Добрые крышечки», «Сбор батареек для утилизации».(дети, родители, педагоги).
ОД: “Волшебное превращение ненужных вещей”
ОД “Чудесные поделки”
Детские рисунки: «Круговорот мусора».
Изготовление д/и «Сортируем мусор правильно».
Составление и изготовление макетов: «Сортируем отходы», «Спасем планету».(дети, родители).
Изготовление из пластмассовых бутылок емкостей для посадки огорода (на окне). (Дети, родители, педагоги)
Опытно-экспериментальная деятельность:
“Рассортируем мусор”,
“Как переработать мусор”, “Изготовление новой бумаги”,
“Если закопать в землю мусор, что произойдет?”
3-й этап: (заключительный).
Выставка детских работ «Отходы в доходы»
Результативность проекта
Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
имеют простейшие представления о мероприятиях, позволяющих превращать отходы в новые изделия, экономя деньги, ресурсы, время.
умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки.
Список литературы
1. Альтернативные источники энергии (педагогический проект для реализации с детьми подготовительной к школе группы) [Электронный ресурс]. URL: http://vscolu.ru/articles/uchis-berezhlivym-byt.html (дата обращения 02.12.2021).
2.Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 112 с.
3. Дворецкая Ж.Г. , Ситникова И.А. Путешествие малышей по стране «Бережливость».- Витебск, 2010 . С. 54 .
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М., Сфера, 2019 . С. 192.
5. Культура энергосбережения в образовательном процессе учреждения до- школьного образования: метод. рек./ сост. И. Н. Сапун; ГУО «Акад. последиплом. образования». —Минск: АПО, 2012. 24 с.
6. Савич Н., Шатько Е. Из опыта работы по формированию культуры энерго- и ресурсосбережения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://vscolu.ru/articles/nashebogatstvo-v-vashix-rukax.html (дата обращения 02.12.2021).
7. Смоленцова, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А.А.Смоленцова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 176 с .
8. Шалиева, Т., Лысенко В., Гиз Н. Экономика и дошкольник // Обруч. – 2002. - № 1. С.35-44.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: миф или современная реальность? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=fuhx2ie5LWY (дата обращения 02.12.2021).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них
В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....
Театрализованная деятельность старших дошкольников с элементами конструирования на примере русской народной сказки "Теремок"
Презентация театрализации русской народной сказки "Теремок" с изготовлением кукол-игрушек - действующих лиц спектакля.Постановка спектакля с использованием изготовленной с детьми атрибутики ...
"Развитие у старших дошкольников представлений о космосе (из опыта работы воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад комбинированного вида № 3" Лямбирского района Ресрублики Мордовия)"
Содержит информацию о знакомстве детей 5-7 лет с космосом....
Конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений
Ознакомление детей с правилами (алгоритмами), которые предписывают выполнение практических действий в определенной последовательности....
Диплом на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии (на примере МБДОУ детский сад № 27 «Сказка» городского округа г. Выкса)»
Тема дипломной работы «Развитие связной речи старших дошкольников при использовании сказкотерапии». Объект исследования: процесс развития речи старших дошкольников. В качестве предмета исс...
Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте
Характеристика методов ознакомления старших дошкольников с социальным миром на примере представлений о семье и актуальность их комплексного использования в старшем дошкольном возрасте Концепция м...