План-конспект образовательной деятельности по формированию представлений о «рукотворном мире» с детьми 5 – 6 лет Тема: «Колесо – великое изобретение»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Баталова Анна Борисовна

Задачи:

О.О. «Познавательное развитие»

- Формировать представление об истории изобретения колеса и расширить знания детей о применении колеса в жизни человека;

- Развивать познавательную активность детей при проведении самостоятельных исследований

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»

- Расширять читательский опыт детей

- Углублять у детей интерес к раскрашиванию

О.О. «Речевое развитие»

- Развивать умение детей думать, рассуждать, делать выводы

-Обогащать активный словарь и развивать связную речь детей –диалогическую и монологическую формы речи

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»

- Развивать интерес к истории человечества, воспитывать ценностное отношение к изобретениям человечества

- Обогащать способы сотрудничества со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koleso_-_velikoe_izobretenie.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности

по формированию представлений о «рукотворном  мире»

с детьми 5 – 6 лет

Тема: «Колесо – великое изобретение»

Задачи:

О.О. «Познавательное развитие»

- Формировать представление об истории изобретения колеса и расширить знания детей о применении колеса в жизни человека;

- Развивать познавательную активность детей при проведении самостоятельных исследований

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»

- Расширять читательский опыт детей

- Углублять у детей интерес к раскрашиванию

О.О. «Речевое развитие»

- Развивать умение детей думать, рассуждать, делать выводы

-Обогащать активный словарь и развивать связную речь детей –диалогическую и монологическую формы речи

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»

- Развивать интерес к истории человечества, воспитывать ценностное отношение к изобретениям человечества

- Обогащать способы сотрудничества со сверстниками.

Технологии,  методы и приемы:

-методический конструктор прием «Удивляй», прием «Снежный ком»

-мультимедийные интерактивные презентации «История колеса»

-технология («Цепочка», «Работа в парах» «Карусель», «ТОЛС»

здоровьесберегающие «Гимнастика для глаз»)

Практические: опытно – исследовательская деятельность

Наглядные: решение проблемных ситуаций

Словесные: презентационные задания, вопросы к детям, чтение стихотворений, загадывание загадок

Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, набор кругляшков, простых и с дырочками, деревянная ось – палочка, картинки: водяное колесо, гончарный круг, велосипедное, автомобильное, зубчатое колесо, колесо обозрения, раскраски.   

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

 Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, вопросы, рассуждения

Познавательно-исследовательская

Опытно – исследовательская деятельность

Восприятие художественной лите-ратуры и фольклора        

Чтение загадок, стихотворений

Двигательная

Гимнастика для глаз

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть. Методический конструктор прием «Удивляй»

- Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с важным изобретением древнего человека.

-  А что же  такое изобретение?

- Изобретение – это то, что человек однажды сделал впервые, а потом стал использовать для своей пользы и пользы других людей.

- А что это за изобретение вы узнаете из загадки:

Давным-давно, давным-давно

Когда то первое оно

На свете появилось -

И сразу покатилось

/колесо/

- Правильно, это колесо.

- Про колесо и про то, как оно служит людям, даже сочинили стихотворение:

Колеса – там,

Колеса – тут!

Колёса уважают труд –

Бегут,

Мелькают, крутятся!

И трудятся! И трудятся.

Гудят многоголосно, они с работою дружны

И потому всегда нужны,

И мы с тобой сказать должны:

Спасибо вам колёса!

2. Основная часть.

- Где же живет колесо и как человек его применяет?

(интерактивная технология «Цепочка»)

Дети, стоя в кругу по цепочке называют слова (предметы, механизмы, технику -  где используется колесо)

- Да, колеса применяются везде, а вы хотите узнать, как изобрели колесо?

(ИКТ - просмотр мультимедийной презентации «История колеса»)

- Ребята, было время, когда человек умел только ходить, и бегать, а ездить не умел. Да и не на чем было.

- Нам сейчас с вами кажется, ну подумаешь колесо, ничего особенного.

- А древнему человеку понадобилось много тысяч лет, чтобы придумать простое колесо. Ребята, на что похоже колесо? / Ответы детей./

- Ученые считают, что изобрели колесо так. Древним людям в Древнем Египте приходилось вручную передвигать тяжелые камни для строительства пирамид. Огромные камни трудно сдвинуть с места и тем более передвинуть. И вот кто-то догадался подложить под него бревно. И, действительно передвигать камни стало гораздо легче: бревна катятся, а под ними передвигается к нужному месту груз.

- Другому древнему человеку пришла в голову мысль отпилить от бревна круглый чурбачок, посадить его на ось (прямую крепкую палку) и прикрепить ручки. Так получилась простая тачка.

- А у колеса есть секрет. Какой? (Рассматривание детьми чурбачков – кругляшек, простых и с отверстиями).

- Сейчас мы будем первооткрывателями. Мы попробуем открыть секрет колеса.

- Договоритесь, кто с кем будет работать.

Технология «Работа в парах»

- У вас набор кругляшков, простых и с дырочками, и деревянная ось – палочка. Внимательно рассмотрите их, потрогайте и попробуйте догадаться: всякий ли кругляшок можно назвать колесом?

/дети проводят опыты, делают выводы/

- Правильно, у колеса есть секрет: отверстие посередине. Именно это отверстие и превращает деревянный диск в настоящее колесо: отверстие находится точно в центре круга, позволяет насадить колесо на палку - ось.

- А что случится, если отверстие будет не в центре, а где–нибудь с боку?

(опытно – исследовательская деятельность детей)

- Да, на кособоком колесе далеко не уедешь.

- Значит, центр колеса – замечательное место, от него до любого края – одинаковое расстояние. Колесо катится и ось всегда на одинаковой высоте от земли.

- Проходили год за годом, век за веком. Постепенно колесо стало уже, у него появились спицы, железный обод.

- Ребята, а что колесо может делать? (Передавая друг другу колесо дети называют глаголы: крутиться, вращаться, проваливаться, спустить, вилять, тронуться, катиться, наезжать, скатываться, остановиться, сломаться, съезжать и т.д.)

Технология «ТОЛС»

- По дорогам Древнего мира помчались двухколесные и четырехколесные повозки, запряженные лошадьми.

- А еще колеса стали развлекать людей. Человек придумал аттракцион, где стал использовать огромное колесо. Кто догадался? / Колесо обозрения/

- Колесо обозрения сделано для того, чтобы с него можно было далеко-далеко видеть. А чтобы хорошо видеть, мы с вами должны беречь свои глаза и выполнять специальные упражнения.

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. /Закрывают оба глаза/

Наши глазки отдыхают,  /Продолжают стоять с закрытыми глазами/

упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем, /Открывают глаза, взглядом рисуют мост/

через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко. /Глазами рисуют букву о/

Вверх поднимем, глянем вниз, /Глаза поднимают вверх, опускают вниз/

Вправо, влево повернем,  /Глаза смотрят вправо- влево/

Заниматься вновь начнем. /Глазами смотрят вверх, вниз/

-  А сейчас давайте поиграем в игру «Карусель» и узнаем, какие колеса были придуманы людьми (водяное колесо, гончарный круг, велосипедное, автомобильное, зубчатое колесо, колесо обозрения)

(интерактивная технология «Карусель»)

3.Заключительная  часть.  Рефлексия.

- Посмотрите, ребята, от создания простого колеса, человек создал, много интересного и незаменимого.

- И сейчас передавая друг другу вот это колесо, расскажите, что вам понравилось, что у вас получилось  на занятии. /Методический конструктор прием «Снежный ком»/

Если б не было колес, не поехал паровоз.

И автобус пассажиров к зоопарку б не повез.

Есть колеса у вагонов, у машин и у телег.

Только сани едут сами, если есть под ними снег.

- Посмотрите, на столе лежат множество изобретений, в которых присутствует колесо. Выберите себе любое и раскрасьте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию по теме: «Что нам стоит дом построить…» (образовательная технология «Ситуация»)

Данная публикация является планом конспектом непосредственнно образовательной деятельности в старшей группе. Конспект построен с учетом образовательной технологии "Ситуация", разработанной в соответст...

План–конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы

План–конспект  непосредственно-образовательной деятельности по формированию положительного отношения к труду детей старшей группы Ольга Фатерова Тема: «Формирование положительного отнош...

План – конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию темпо - ритмических способностей у детей с общим недоразвитием речи второй период обучения.

Цель: Учить соотносить темп и ритм движения музыки с  движениями тела. Задачи:Учить  составлять ритмический ряд на основе чередования элементов.Развитие координации речи с движением, ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми второй младшей группы Тема: «В гости к лесным жителям»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми второй младшей группыТема:  «В гости к лесным жителям» Интеграци...

План- конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы "На лесной поляне"

Упражнять детей в счёте пределах    5;   закреплять умение называть  геометрические фигуры по двум признакам (цвету, форме; совершенствовать умение определять пространств...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы

Тема: «Необычное путешествие по городу»Образовательная область: «Познавательное развитие»Цель: Развитие у дошкольников интереса к родному городу....

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме «Посуда»

План - конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и развития связной речи в старшей группе по лексической теме«Посуда»...