конспект Время года -Бабье лето"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бадьина Ольга Александровна

откуда взялось и почему Бабье Лето?

Скачать:


Предварительный просмотр:

герб района

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17

143441, Россия, Московская область, Красногорский район, деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: class="c9">ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001

Конспект образовательной деятельности

по «Познавательному развитию»

раздел «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ»

Тема:

« Время года - бабье лето»

(возраст детей: подготовительная группа 6---7лет)

Подготовила: воспитатель МДОУ д/с № 17

Бадьина Ольга Александровна

МО, д. Путилково, сентябрь , 2020

Цель:

Познакомить детей с народным названием времени года «Бабье лето»

Программные задачи:

Обучающие задачи:

*Расширять знания детей о многообразии природного мира

*Учить устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями (почему листья меняют цвет, опадают. почему в период бабьего лета температура повышается?)

Развивающие задачи:

* обогатить словарный запас

*закреплять виды облаков и их названия

* Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывающие задачи:

*Воспитывать любовь к природе,

Образовательные области:

* Познавательное развитие, речевое.

Предварительная работа:

*чтение художественной литературы об осени.

Листопадничек И Соколов-Микитов

Лес осенью А Твардовский

*наблюдение за лдистопадом

*рассматривание листьев цвет, форма, строение листа

*дидактические игры (на тему природа)

*рисование «Осенние краски»

*сбор листьев для гербария.

*Заучивание стихов, А. С. Пушкина А. Плещеева примет, поговорок.

Формы организации образовательной деятельности.

*Совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приёмы

* наглядные, вопросы к детям, словарная работа. активизация словаря

Использование художественного слова. Чтение стихотворения А. Болутенко « Бабье лето» И. Мазнина «Облака»

Активизация словаря:

Бабье лето, Хлорофилл, ксантофилл, каротин, антоциан.

Развивающая предметно пространственная среда:

оборудование, наглядный методический материал к занятию, иллюстрации, музыкальный ряд и др.

*презентация

*художественная литература

*окошечки для детей

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент:

Воспитатель перед началом занятия здоровается с детьми

Здравствуйте те, кто родился зимой (дети здороваются и садятся)

Здравствуйте те, кто родился весной

Здравствуйте те кто родился летом

Здравствуйте те кто родился осенью.

Я вам желаю чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли дружно общаться и выполнять работу.

Мотивационный этап:

Воспитатель:

*Какое время года наступило? осень -1 слайд

*Как вы это поняли?

Давайте поиграем в игру «Осеннее слово».

Я буду называть ключевое слово, а вы должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу

Ключевые слова: Осень, Листья, Настроение, Небо.

Осень (золотая, дождливая, волшебница, холодная, художница)

Листья (пестрые, золотые, резные, бордовые)

Настроение (весёлое, грустное, печальное, великолепное)

Небо (серое, дождливое, голубое, ясное, чистое)

Воспитатель:

Что изменилось в нашей одежде?

А бывают ли такие дни осенью, когда температура как летом?

Как они называются в природе?

Чтение стихотворения «Бабье лето» А Болутенко

Осень, но не холодно ни чуть

Солнце озарило землю светом,

Бабье лето начало свой путь,

Путь последний расставанья с летом.

В нитях паутины небеса,

Листья на деревьях золотые,

Дивная последняя краса,

Для души и сердца дни святые.

В небесах царит голубизна,

Радость ощущается в природе,

А вокруг немая тишина,

Но не долго быть такой погоде.

Волнами поднимется вода,

Сильный ветер принесёт ненастье,

Бабье лето коротко всегда,

Вдаль уходит, словно бабье счастье.

Знаете почему оно так называется ?

Поисковый этап:

Бабье лето- это возвращение летнего тепла и сухой погоды после того, как прошли первые осенние дожди, холода и грозы. Это тепло длится не долго, но от этого, его не стали ждать и любить меньше.

Издавна бабье лето было связано с приметами и церковными праздниками. Говорили, что оно должно начинаться с14 сентября(день Семиона- метопроводца) и заканчиваться 21 сентября (Апосов день) или 28 сентября (Воздвиженье).Однако с каждым годом климат меняется и всё перепуталось, поэтому сейчас каждый осенний сезон начало бабьего лета для нас сюрприз.(оно может начаться и в конце августа и в конце сентября. Длительность тёплых дней угадать то же не возможно, бабьему лету есть вполне логичное объяснение.

Все дело в том, что природа начинает активную подготовку к зиме: Ярко зелёный хлорофилл в листьях разрушается, в результате чего выделяется вещество жёлтого и оранжевого цветов его называют ксантофилл и каротин, а так же вещество красного и фиолетового оттенков- антоциан. Это приводит к тому, что листья больше не держатся на деревьях, вянут и опадают.

Этот процесс идёт по всей земле и из за этого повышается температура воздуха на несколько градусов. Процесс может происходить в разный период осени, но нужно отметить, что бабье лето напрямую связано с увяданием.

Почему же это тёплый осенний период назвали бабьим летом?

Существует множество объяснений по этому поводу, с точки зрения науки, что теплые осенние дни - это волны Азорского циклона, благодаря которому воздух и почва не успевают быстро остывать,

а в народе подмечали, что происходит осеннее увядание природы и постепенно увядает женская красота: то и другое происходит постепенно красиво и завораживающе. Вот так из народа пошло выражение, наступило Бабье лето

Воспитатель: поиграем

*Закапали капли (постучать 2 пальчиками каждой руки по столу)

*Идёт дождь (постучать 4 пальцами)

*Он льёт как из ведра (стучим сильнее)

*Пошёл град (косточками пальцев выбиваем дробь)

*Сверкает молния (шипящий звук, рисуем в воздухе молнию)

*Гремит гром (барабаним кулаками или хлопаем в ладоши)

*Все быстро убегаем домой ( руки за спину)

А сейчас все посмотрите на экран. Что вы видите?

Листья.

А с какого дерева лист? Показ слайдов

Кленовый 2слайд

Осиновый 3 слайд

Каштановый 4 слайд

Липовый 5 слайд

Берёзовый 6 слайд

Дубовый 7 слайд

Рябиновый 8 слайд

А почему с деревьев опадают листья?

Мы с вами сегодня об это говорили.

Хлорофилл в листьях разрушается, больше выделяется каротина из за этого листья вянут и опадают.

Воспитатель:

А сейчас поиграем в игру «Угадай ка»

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла,

Что скажите на угад,

Ну конечно (листопад)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать,

А на травке бархат синий,

Что это такое? (иней)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг,

Облаков и туч он вождь

Ты же знаешь -это (дождь)

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял,

Зеркальце, то на асфальте лежит,

Ветер подует оно задрожит. (лужа)

Они бывают перьевые,

Смотри, как белое перо.

А, ну ка выгляни в окно,

На небо быстро посмотри.

Их скорее назови. (облака)

Воспитатель:

Дождь, холод, лужи, иней листопад -это, что?

Признаки осени.

А ещё какие признаки осени вы знаете?

Воспитатель: слайд облаков 9 слайд

Посмотрите, что вы видите?

Облака.

Мы с вами много наблюдали за облаками

Назовите какие облака?

Перистые 9слайд

Что они несут?

хорошую, тёплую погоду

Кучевые облака 10 слайд

Несут в себе дождь

Слоистые 11 слайд

Они покрывают небо, как простыню, они тонкие и из них вряд ли пойдёт дождь

Что такое облака?

Облака- это скопление крошечных капелек воды. Вода постоянно испаряется при любой температуре с поверхности водоёмов, почвы, листьев стеблей растений, поднимается в верх и таким образом в небе образуются облака. - 12 слайд

На столе возьмите рамочки и посмотрите в окошечко.

Чтение стихотворения: И Мазнина «Облака»

Облака, облака пышные, белые!

Расскажите облака, из чего вы сделаны?

Может вы облака сделаны из молока?

Может быть из мела? Может быть из ваты?

Может быть из белой, Из бумаги мятой?

Никогда, никогда! Отвечают облака,

Мы дождевые, мы снеговые,

Если летом мы плывём-

Мы с собой грозу несём

Если мы плывём зимою

Мы пургу несём с собою.

Вот какие мы!

У кого на что похожи облака?

-Каждый ребёнок называет , то что он видит.

(Мишка . зайка, лошадка) и тд.

Воспитатель:

Какие признаки осени вы знаете?

- День короче, ночь длиннее

-солнце светит не так ярко

-часто идёт дождь, становится холодно

-лужи сохнут дольше

-животные и насекомые прячутся от холода.

-увядают цветы, опадают листья, желтеет трава.

Люди собирают урожай.

Рефлексивно оценочный этап:

Что мы сегодня узнали нового?

Как вы понимаете выражение «Бабье лето»?

Почему опадают листья?

Как в народе называют осенние месяцы?

Чем вам нравится осень?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Времена года: весна-лето» с использованием игровой технологии.

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...

Конспект по ФЭМП "В мире математики", конспект "Времена года"

Цель: Уточнить и закрепить полученные в течении года знания, умения, навыки.Задачи: - формирование представлений о временах года их смене и месяцах;- закрепление знаний о животных, птицах, насекомых;-...

Методическая разработка: Презентация по окружающему миру "Времена года. Зима-лето" для детей раннего возраста

     Данная методическая разработка предназначена для детей раннего  возраста. Оно может использоваться на занятиях по познавательному развитию, а так же на занятиях по разв...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе Времена года весна-лето с использованием игровой технологии.

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...

Формирование представлений об окружающем мире "Времена года. Зима, лето"

В данной презентации формирование представлений об окружающем мире "Времена года. Зима, лето" в три основных этапа: 1 этап - аналитический; 2 этап - синтетический; 3 этап - автоматизация....