Знакомство с жизнью народов севера
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД «Знакомство с народами Севера»
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: формировать представление о коренных жителях народов Севера.
Программные задачи:
• Образовательные: познакомить детей с особенностями жизни народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод); формировать представление о культуре и быте народов Севера. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
• Развивающие: развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей. Обогащать словарь детей названиями предметов быта и одежды. Развивать восприятие, внимание, мышление, речь.
• Воспитательные: воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Интегрированные образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Приемы работы: загадка, рассказ воспитателя, презентация, показ, объяснение, рассматривание картины, вопросы, помощь воспитателя, напоминание, физкультминутка, подвижная игра.
Словарная работа: нарты, каюр, хорей, ягель, стойбище, чум, игла, яранга, малица, унты,тынзян.
Демонстрационный материал: карта, презентация, ноутбук, аудиозапись музыки, пения народов Севера, картина из оленьего меха.
Раздаточный материал: кольцебросы на каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_sever.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Знакомство с народами Севера»
Направление: познавательно-речевое
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: формировать представление о коренных жителях народов Севера.
Программные задачи:
• Образовательные: познакомить детей с особенностями жизни народов Севера, основных видах занятий (оленеводство, рыболовство, сбор ягод); формировать представление о культуре и быте народов Севера. Учить отвечать на вопросы воспитателя.
• Развивающие: развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей. Обогащать словарь детей названиями предметов быта и одежды. Развивать восприятие, внимание, мышление, речь.
• Воспитательные: воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Интегрированные образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Приемы работы: загадка, рассказ воспитателя, презентация, показ, объяснение, рассматривание картины, вопросы, помощь воспитателя, напоминание, физкультминутка, подвижная игра.
Словарная работа: нарты, каюр, хорей, ягель, стойбище, чум, игла, яранга, малица, унты,тынзян.
Демонстрационный материал: карта, презентация, ноутбук, аудиозапись музыки, пения народов Севера, картина из оленьего меха.
Раздаточный материал: кольцебросы на каждого ребенка.
Ход НОД
1. Вводная часть
Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята! Сейчас я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее разгадать.
Воспитатель загадывает загадку:
Постарайся, угадай,
Что это за край:
Все кругом белым-бело —
Снегом белым замело.
Валит снег из низкой тучи,
День и ночь мороз трескучий.
Ветра свист, метелей вой —
Край холодный, ледяной?
Север
Дети: Это Север
Воспитатель: Ребята вы правильно отгадали загадку. Конечно, это Север. А вы знаете, где находится Север? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте подойдем к карте и посмотрим.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на карту. Кто может показать границу России. Мы с вами уже говорили, что она очень большая, в ней много городов, деревень. Назовите, какие города вы знаете. В России много рек, озер.
А вот здесь (показывает) находится Северный Ледовитый океан. Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется безлесая полоса тундры. Здесь и живут народы Севера. Сейчас я вам расскажу о них.
2. Основная часть
Слайд №1
Тундрой называется земля, на которой растет много мха, мелкого кустарника и растут небольшие деревья: карликовые березы.
Слайд №2
Климат на Севере очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга.
Слайд №3
Летом на Севере наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки и не заходит за горизонт. Полярный день бывает полгода. Зимой на Севере темно : нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода.
Слайд №4
Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это природное явление невероятной красоты: сверкающее, завораживающее. Темное синее небо часами переливается разными цветами.
Слайд №5
Вот в таком холодном, суровом краю, в тундре живут много разных северных народов : это чукчи, долганы, эвенки, эскимосы, ненцы, ханты, якуты и другие народы. Занимаются они оленеводством, рыболовством и сбором ягод и грибов.
Слайд №
Живут они в домах, построенных на скорую руку. Например, эскимосы живут в снежных домах – иглу. Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остаётся только развесить шкуры и можно жить.
Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.
Яранга национальное жилище народов Чукотки – коряков, юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на две зоны – холодную у входа и тёплую, за пологом из оленьих шкур. В тёплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.
Слайд №7
Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры.
Верхняя мужская одежда называется "Малица"
Женская верхняя одежда называется "Ягушка".
Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.
Физкультминутка
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .
Слайд №8
Все северные народы ведут кочевой образ жизни. Это значит, что они живут не на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь олени и собаки. Их запрягают в легкие сани нарты, управляет такой упряжкой каюр. А делает он это при помощи длинного шеста хорей. Таким образом они перевозят разобранные жилища.
Слайд №9
Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Слайд №10
Оленеводы - это те, кто разводит оленей. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы.
То место, где живут оленеводы, называется – стойбище.
Слайд №11
Рыболовы ловят в реках и озерах большую рыбу сиг, чир, ряпушку и заготавливают ее впрок.
Слайд №12
Летом в тундре поспевает много ягод, таких как клюква, брусника, морошка, голубика. Сбором ягод занимаются женщины. Они заготавливают их на зиму.
Слайд №13
Народы Севера не только много трудятся, но и умеют отдыхать. На праздниках они играют в народные игры : прыгают через нарты, стреляют из арбалета, и играют в футбол. А когда полярная ночь заканчивается, в тундру приходит солнце и все жители радуются и устраивают ежегодный праздник – День оленевода. Оленеводы из разных стойбищ собираются в одном месте и устраивают соревнования, играют в игры.
А еще у оленеводов есть длинная веревка – тынзян, с помощью ее они отлавливают оленей, набрасывая веревку на рога. На «Дне оленевода» среди оленеводов проводится соревнование на меткость «Метание тынзяна на хорей».
Спасибо за внимание!
Воспитатель: Ребята, хотите потренироваться в меткости? Мы представим, что это «олень», а это (колечко) – тынзян. Накидываем тынзян на «оленя».
Воспитатель: Молодцы! Вы были очень ловкими.
Воспитатель вносит картину из оленьего меха «Увезу тебя я в тундру».
А теперь, ребята, давайте посмотрим на картину.
-Где происходят события? (на Севере, в тундре)
- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (зима)
-Как вы догадались? (оленеводы одеты в теплую одежду)
-Что вы видите на небе? (звезды, северное сияние)
-Что вы видите на переднем плане? (олени везут нарты)
-Сколько оленей? (три)
-Как можно назвать трех оленей одним словом? (упряжка)
-Кто сидит в нартах? (молодые люди)
-Как называют погонщика оленей? (каюр)
-Что держит каюр в руках? (длинную палку – хорей)
-Как вы думаете, какой национальности эти люди? (чукчи)
-Как вы думаете, куда едут чукчи? (в гости)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо отвечали на вопросы, а теперь давайте составим рассказ по этой картине:
На далеком Крайнем Севере наступила зима. Подули холодные ветры, запуржило, тундра покрылась снегом. Пришла полярная ночь. Куда ни глянь – темнота, только звезды ярко светят на небе. И вдруг заиграло небо разными красками. Это Северное сияние необыкновенной красоты. Молодые люди собрались в гости в соседнее стойбище. Каюр запряг нарты, взял в руки хорей и помчалась оленья упряжка по тундре.
Воспитатель включает музыку.
Заключительная часть
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.
- Что мы сегодня узнали нового? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с жизнью народов Севера
Программное содержание:Закрепить знание детей о своей стране – России.Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.Обогащать словарный запас, развивать мышление, памят...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы "Знакомство с жизнью народов Севера"
Знакомство с жизнью народов Севера.Задачи. Закрепить знания детей о своей стране – России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Активизировать и обогащать реч...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию дошкольников «Знакомство с жизнью народов Севера»
Закрепить знания детей о своей стране России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других н...
Конспект образовательной деятельности "Знакомство с жизнью народов Севера"
Данный конспект может использоваться воспитателями старших групп....
Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»
рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...
Знакомство с жизнью народов севера
Конспект непосредственно образовательной деятельности...
НОД по познанию предметного и социального мира «ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА»
Цель:- Рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища,одежда, труд);- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.Оборудование: физическая карта...