«Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
«Формирование основ экологической
культуры у детей дошкольного возраста»
Консультация
Составила и прочитала:
Воспитатель : Пугачева Е.В.
МОУСОШ 22 ( дошкольное отделение)
сентябрь 2022
Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного позитивного отношения к природе, окружающему миру. Великий писатель К.Д. Ушинский говорил: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». А В. Орлов писал: «Нас в любое время года учит мудрая природа. Птицы учат пению, пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте. У природы круглый год обучаться нужно, весь лесной народ учит крепкой дружбе».
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой, иными словами – развитие экологической воспитанности дошкольников.
Экологические связи не всегда видимы. Детям трудно осознавать многие из них, а еще труднее на их основе прогнозировать свое собственное поведение в природной среде. Ведь дошкольный возраст является периодом
чувствительного восприятия природы. Очень важно не пропустить этот
благоприятный момент для создания условий по формированию экологического мировоззрения дошкольника.
Дошкольное образовательное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами, воспитателями, стоит задача - формировать у детей основы экологической культуры. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
- Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.
- Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
- Накопление детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Задача нашего дошкольного образовательного учреждения на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому. Проблемы экологического воспитания мы обсуждаем на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях.
Целенаправленная работа в данном направлении стала приоритетом в воспитании и обучении детей нашего дошкольного образовательного учреждения. Экологические знания включаются во все виды детской деятельности, а так же в кружковую работу.
Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми.
В группе подобрана библиотечка художественных произведений, сказок, энциклопедий, дидактических и информационных материалов по экологическому воспитанию дошкольников.
В непосредственной образовательной деятельности дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке как части природы, учатся моделировать , выделяя самые главные существенные признаки .
Воспитывать в детях любовь ко всему живому нам помогает деятельность детей в уголке природы. В уголке природы имеются разнообразные комнатные растения, фигурки животных, которые относятся к разным климатическим зонам (полюс, пустыня, средняя полоса), мини-лаборатория.
Систематические и длительные наблюдения, эксперименты, опыты позволяют удовлетворять любознательность ребят..Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами (песок, глина, соль, сахар, дерево, металл, и мн.др). Выращивая отдельные экземпляры растений в огороде летом, на окне весной дети познают их характер и потребности на разных стадиях роста и развития. Например, посадив репчатые луковицы в емкости с землей и водой, ребята узнали, где активнее растет зелень лука и корневая система. Очень интересно наблюдать за всходами семян, помещенных в темное место и место с избытком света.
Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно на прогулках мы обращаем внимание наших воспитанников на красоту родной природы.
На участке нашего учреждения есть экологические уголки-зоны, которые позволяют значительно расширить объекты наблюдений. Маршрут этих уголков-зон предусматривают следующие объекты:
- Огород (где посажены овощные культуры).
- Цветник (с радующими с весны до осени яркими цветами -ноготки, настурции, портулак ,петунии, астры, циннии и др.)
- Птичье дерево (в зимнее время дети наблюдают за прилетающими на кормушки птицами, весной – за витиям гнёзд и птенцами ).
- Старый пенёк ( где дети наблюдают за живущими под корой насекомыми).
- Вытоптанные и невытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания).
- Метеоплощадка ( где дети могут наблюдать за изменениями природы и природными явлениями).
Каждый сезон, и не один раз, дети совершают экскурсии по этим уголкам, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу. Мы считаем, что уголки-зоны помогают в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств.
Анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что необходим тесный контакт с семьёй. При работе с родителями мы используем следующие формы: анкетирование по вопросам экологии, оформляем экологические стенгазеты, информационные листы, а также проводим как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам экологического воспитания детей. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются в проводимой нами работой.
Большое внимание мы уделяем проблеме охраны окружающей среды. Показываем и объясняем на примере фотографий, видеозаписей загрязнения водоёмов, лесных массивов, как ухудшение экологических условий сказывается на жизни человека и живой природы.
Целенаправленная работа по экологическому воспитанию приведет к формированию праильного поведения детей по отношению к окружающей природе. Они осознанно относяться к природному богатству, ко всему живому, внимательнее, трудолюбивее и наблюдательнее, что отражается в их рисунках и рассказах. В процессе решения задач по экологическому воспитанию мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Учитывая всё выше сказанное, считается, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»
Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1) Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Презентация "Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание в детском саду....