Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментальная лаборатория дома»
опыты и эксперименты (средняя группа)
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Экспериментальная лаборатория дома»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_eksperimentalnaya_laboratoriya_doma.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей и
воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
«Экспериментальная лаборатория дома»
Подготовила: воспитатель Рябинина Т.Е.
Цель:
- заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность;
-дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Ход:
- Вступительное слово воспитателя
Ребенок самый пытливый исследователь окружающей действительности. Это вполне очевидно: дети любят брать в рот различные предметы, открывать и закрывать двери и крышки, выбрасывать из кроватки все игрушки, ходить по лужам, есть снег и т.д. – перечислять можно бесконечно. Дети экспериментаторы и исследователи от природы. Эта способность заложена у них на биологическом уровне. Так почему же мы говорим о том, что необходимо развивать исследовательские способности детей?
Дети охвачены жаждой познания, часто задают нам вопросы «Почему?», «Зачем?», «Где?» и т.д. Очень часто они нам докучают такими вопросами, мы пытаемся уйти от ответов «Отстань», «Потому что, потому», «Мне сейчас некогда» и т.д., тем самым пресекая детскую любознательность. Очень часто говорим: «Не лезь», «Не тронь», «Не поднимай» - тем самым ограничиваем пути детского познания и совершаем родительские ошибки. К сожалению, "мамины промахи" дадут о себе знать очень скоро - в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.
Демонстрация и объяснение опытов.
Опыт 1: «Поиски цвета»
На занятии по рисованию воспитатель предлагает детям нарисовать картинку, в которой присутствует зеленый цвет (трава, цветок). Но дети замечают, что у них нет нужной краски. Воспитатель предлагает получить нужный цвет путем смешивания других красок: синей и желтой. Дети на палитре смешивают краски и рисуют картинку.
Опыт 2: «Свойства песка»
Действие происходит на прогулке.
Воспитатель предлагает детям сделать формочки сначала из сухого песка, а затем из мокрого. Спрашивает у детей: «Из какого песка формочки получаются лучше? Как вы думаете, почему?» Получив ответы детей объясняет, что когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, они слипаются, будто держат друг друга за ручки (можно еще раз через лупу рассмотреть сухой и мокрый песок). На ровной поверхности мокрого песка можно рисовать палочкой (показывает).
Опыт 3: «Живительное свойство воды»
Воспитатель вместе с детьми приносят в группу две веточки. Воспитатель спрашивает: «Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение «живая вода»? (Дети говорят, что так говорят о воде в сказке). Да, правильно. Но живительными свойствами вода обладает не только в сказке. Хотите проверить?» Воспитатель предлагает детям провести эксперимент: в одну вазу поставить ветку без воды, а в другую добавить воду. Последить результат эксперимента через неделю. Вывод: вода необходима для жизни растений, а без воды они погибнут.
Опыт 4: «Управление светом»
После сна. Воспитатель читает стихотворение: А. Барто « Кто, кто в этой комнате живет, кто, кто вместе с солнышком встает…». Говорят о том, что детей будят лучики солнца. Воспитатель спрашивает: « А как вы думаете, можно ли управлять солнечными лучами?» Показывает детям, что меняя направление маленького зеркала, можно передвигать солнечный луч
(солнечного зайчика) по комнате. Вывод: гладкие, зеркальные поверхности способны отражать солнечные лучи.
Опыт 5: «Найди клад в пустыне»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Найди клад в пустыне». Нужно положить в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее? Дети по очереди пробуют достать скрепки с помощью магнита.
Этот эксперимент поможет детям понять, что магнит притягивает железные предметы.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Сейчас предлагаю вам провести несколько простых опытов, которые вы сможете повторить дома и заинтересовать своих детей, интересно провести досуг.
Опыт № 1. «Волшебные бумажки»
Этот старый опыт проводили еще наши родители, чтоб развлечь нас. Возьмите и надуйте обычный воздушный шарик, заготовьте маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик об шерстяную ткань или об волосы.
Поднесите шарик к бумажкам. По идее, бумажки должны как бы "примагнитить" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.
Опыт № 2 «Почему апельсин не тонет?»
Наберите в емкость воды и опустите в нее апельсин. Апельсин плавает — и вот почему: кожура у апельсина менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают апельсину оставаться на поверхности. То же самое явление держит лед на поверхности воды: частички воздуха замораживаются, плотность уменьшается. Теперь очистите фрукт от кожуры и вновь опустите в воду: апельсин утонул из-за того, что увеличилась его плотность.
Такие опыты вы можете провести и с другими фруктами и овощами. Еще можно предложить ребенку угадать фрукт или овощ по вкусу, запаху, на ощупь. И это тоже будет маленькое исследование: у фрукта (овоща) есть свой неповторимый вкус, аромат, структура поверхности.
Опыт № 3 «Спрятанная картинка»
Желтым мелком нарисуйте птичку на белой бумаге. Накройте картинку красным прозрачным пластиком (красная прозрачная папка из пластика). Желтая птичка исчезла. Объясните ребенку почему. Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников.
Опыт №4 «Вулкан»
Сильное впечатление на детей производит и такой опыт: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем при изготовлении теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Вылепите из пластилина «вулкан» - конус с отверстием наверху, разместите его на блюдце, насыпьте в отверстие соду и наливайте уксус прямо из бутылки сверху в отверстие (осторожно, не наклоняться). В какой-то момент пена начнет выплескиваться из вулкана, - такое зрелище ребенок запомнит надолго.
Заключительное слово воспитателя.
Для организации опытов не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но это может быть подходящее место для проведения интересных опытов и экспериментов.
Для опыта понадобятся несколько одинаковых мисочек, несколько поролоновых губок разного размера и цвета, вода. Такой опыт хорошо проводить если в семье не один ребенок.
«У меня на столе несколько одинаковых мисочек и губки. Нальем немного воды в мисочку. Как ты думаешь какая из губок наберёт в себя больше воды. Отожми воду в приготовленные пустые мисочки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу?» Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Когда занимаетесь посадкой или уходом за растениями, старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов.
К сожалению, исследования показывают, что современные дети реже задают вопросы типа: «Почему?», «Зачем?», «Что будет, если?» Для побуждения дошкольников к таким вопросам необходимо развивать исследовательское поведение. В этом Вам помогут игры и опыты.
Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету
В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами строго соблюдайте правила безопасности.
При работе с водой:
- береги воду;
- аккуратно пользуйся емкостью для воды;
- своевременно поддерживай порядок на рабочем месте, подтирай разлившуюся на стол или пол воду.
Можно прочитать стихи, которые очень просты и легко запоминаются:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
При работе с землей и песком:
- во время опыта не разбрасывай землю и песок;
- не три глаза грязными руками;
- если во время исследования запачкались руки – их необходимо вымыть;
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
При работе с красками:
- не бери краски в рот;
- содержи место в порядке;
- не брызгай красками в товарища, будь осторожен.
При работе с зеркалом, стеклом:
- будь осторожен с зеркалом, стеклом оно может разбиться;
- если зеркало разбилось, не трогай осколки;
- солнечные зайчики вредны для глаз, не пускай их в глаза другим.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Помочь ребенку убрать рабочее место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса, посвященный Дню Матери во второй группе раннего возраста
В данной работе представлен конспект проведения досугового мероприятия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста (2-3 года) посвященный Дню Матери....
Мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования в группе раннего возраста
Автор представлен материал по изготовлению нестандартного оборудованию...
МАСТЕР КЛАСС "КОРАБЛИК" ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
МАСТЕР КЛАСС И НЕБОЛЬШОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»...
Мастер-класс для родителей воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Экспериментируем вместе с детьми дома»
Мастер-класс для родителей воспитанников группы среднего возраста «Экспериментируем вместе с детьми дома»...
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Домашняя лабортория»
Мастер-класс для родителей и воспитанников группы среднего возраста «Радуга» «Домашняя лабортория»...
Мастер – класс Тема «Формирование критического мышления у детей среднего возраста»
Развивать у детей критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать решение.Расширять знания об окружающем мире, находить следственную связь между предметами.Развивать воображение, речь...