"Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Маркова Светлана Михайловна

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

Изготовление с детьми вееров из бумаги.

Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

 

Словарная работа:

Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.

Пособия:

Стаканчики с водой и соломинками, веер на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vozduh_nevidimka.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Воздух - невидимка»

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

Изготовление с детьми вееров из бумаги.

Чтение: С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарная работа:

Прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха.

Пособия:

Стаканчики с водой и соломинками, веер на каждого ребёнка, целлофановый пакет, мячи, воздушный шарик, мыльные пузыри, дудочки, крылатки.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:

Невидимка озорной

Живёт рядышком с тобой,

Он невидим и неслышим,

И куда мы ни пойдём,

Невидимку мы найдём.

Дети: Воздух. 

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с ним познакомиться. Где его искать?

Дети: Он везде: и в комнате, и в земле, и в воде.

Воспитатель: А почему мы его не видим?

Дети: Воздух прозрачный, через него всё видно.

Воспитатель: А хотите воздух увидеть, почувствовать? Как же его можно обнаружить, если воздух невидим? Давайте проведём несколько опытов. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1.  «В стакане есть воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. «В стакане есть воздух и он невидим»

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

 

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3: «Что в пакете?»

Воспитатель показывает детям пустой целлофановый пакет. Что в пакете? (ответы детей). А сейчас? (воспитатель отворачивается, наполняет воздухом пакет, показывает его детям) (ответы детей). Почему мы не видим воздух?

Вывод: воздух прозрачный. Что еще прозрачное?  (Оконное стекло, аквариум, очки, лампочка)

        

Опыт 4. «Воздух – упругий»

Воспитатель предлагает детям поймать воздух в пакет, потрогать его руками. Что чувствуют? (Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, он опять принимает свою форму, когда опускаешь пальцы).

Вывод: воздух упругий. Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравнить, как прыгает надутый и не надутый мяч.

Опыт 5. «Воздух находится везде».

Взять комочек земли и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков воздуха.

Вывод: В почве есть воздух.

Взять сухой камень и опустить в стакан с водой. Наблюдать за появлением пузырьков.

Вывод: В камне есть воздух.

Воспитатель. А ещё мы воздух можем почувствовать. Как? (подуем на ладонь). Что получается? (ветер)

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».

Физминутка «Ветер»

Дует ветер нам в лицо,                                   махи руками в лицо

Закачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоны

Ветерок всё тише, тише,                                 приседание

Деревцо всё выше, выше,                               поднимание вверх на носочках

Опыт 6. «Веер»

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Вывод: воздух чувствуем.

Воспитатель:  Где используется ветер человеком?

Дети: Парусные лодки, ветряные мельницы.

Опыт 7 «Мы дышим воздухом».

 Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.

Что видим? – пузырьки. Что это значит?

 

Вывод: Мы дышим воздухом. И все живые существа на земле дышат воздухом: растения, рыбы в воде.

Воспитатель: Вдохните носиком воздух. Чем он пахнет?

Дети: Воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Воздух вкуса не имеет.

Подведение итогов

Какие свойства воздуха вы сегодня узнали?

 (Невидимый, прозрачный, упругий, лёгкий, его можно услышать)

Где можно встретить воздух?

Почему мяч прыгает?

Почему мы не видим воздух?

Что такое ветер?

Воспитатель: Дети, вот мы и познакомились с воздухом-невидимкой. Мы с вами позже ещё узнаем:

* Почему бывают волны на море, на реке?

* Почему летают птицы, самолёты, ракеты и не падают?

* Воздух бывает холодным, тёплым.

* Воздух бывает чистым, грязным. От чего это зависит?

Вы хотите об этом узнать? Тогда до встречи в нашей лаборатории!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...