Конспект социально-педагогического проекта "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Требования социума района Коротчаево связаны с задачей воспитания
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима систематичная и последовательная работа, включающая создание ряда педагогических условий. В этой связи нам представляется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста и их родителей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. И на основе воспитания ребёнка – жителя района Коротчаево, с опорой на общечеловеческие ценности: любви к родителям, семье, месту, где родился и вырос, к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-pedagogicheskiy_proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina_.docx | 30.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность:
развитие патриотизма и гражданственности заявлено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Это и любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку, родному краю, которые играют огромную роль в становлении личности. Личностные свойства формируются на этапе дошкольного детства в условиях семейного и общественного воспитания.
Требования социума района Коротчаево связано с задачей воспитания
гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима систематичная и последовательная работа, включающая создание ряда педагогических условий. В этой связи нам представляется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста и их родителей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. И на основе воспитания ребёнка – жителя района Коротчаево, с опорой на общечеловеческие ценности: любви к родителям, семье, месту, где родился и вырос, к Родине.
Актуальность опыта работы связана с содержанием стандарта по
образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (развитие норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование представлений социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве…).
Одной из инновационных технологий, позволяющей скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» является проектная деятельность. Именно в проектной деятельности через решение актуальных проблем, у детей развивается любознательность, активность, умение планировать свои действия, повышается интерес к новому в окружающем мире, и предоставляется возможность детям выбирать способы деятельности, что значительно увеличивает потенциал каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, так и с другими людьми. Поэтому технология проектной деятельности является одним из перспективных и оптимальных направлений модернизации современного образования.
В процессе работы с детьми по краеведению мы обратили внимание на то, что
дети группы недостаточно знают о родном городке. Диагностика по выявлению уровня
знаний и представлений о родном городке, показала следующие результаты:
высокий уровень – 13%,
средний уровень –57%,
низкий уровень - 30%.
Перед нами встала проблема: в группе ведётся краеведческая работа, но у детей недостаточно формируется целостная система представлений о своей малой Родине.
Вместе с родителями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, руководителем по ИЗО деятельности и педагогами группы были выявлены причины:
- недостаточно насыщена РППС в группе по патриотическому воспитанию;
- недостаточно создано условий для развития познавательного интереса у детей к родному городку, его прошлому;
- недостаточный объём мероприятий с детьми и родителями по краеведению;
- низкий уровень знаний у родителей о родном районе и городе.
Участники проекта: родители, воспитатели, дети среднего дошкольного возраста
Приглашённые участники: музыкальный руководитель, руководитель по ИЗО, деятельности, инструктор по ФИЗО.
Количество участников: 31 взрослых, 26 детей
Продолжительность: 6 месяцев.
Ресурсное обеспечение:
- центр по патриотическому развитию в группе «Наша малая родина-район Коротчаево»
- карта Коротчаево с маршрутами:
- настольно-печатные и дидактические игры о Коротчаево;
- фотоальбомы: «Мое Коротчаево»;
- альбом с репродукциями художников;
- картотека экскурсий по Коротчаево
Цель проекта: формирование у дошкольников и их родителей знаний, и представлений о природном, социальном, культурном окружении родного района.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
- обогатить развивающую предметно пространственную среду в группе по патриотическому воспитанию;
- расширить спектр мероприятий по краеведению;
- формировать у детей представления о символике родного города и района;
- развивать у дошкольников познавательный интерес к родному городку, его достопримечательностям, традициям, событиям прошлого и настоящего;
- содействовать проявлению инициативы и желания принимать участие в традициях района, социальных акциях, детско-родительских проектах;
- формировать экологическую культуру у детей и их родителей через эколого-туристическую деятельность;
- воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, улице, родному району;
- вовлекать в образовательный процесс родительское сообщество, повышать компетентность и активность родителей;
Ожидаемые результаты:
- развитие у детей и родителей познавательного интереса к родному краю, к его истории, культуре, природе, к родному дому;
- умение детей ориентироваться в ближайшем социальном, природном и культурном окружении, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;
- повышение родительской компетентности и активное участие семей воспитанников в реализации проекта;
- выпуск детских книжек-малышек о Коротчаево;
Стратегия и механизм достижения поставленных целей.
Осуществление данного проекта невозможно без создания ряда педагогических
условий:
- внутренних условий: положительной мотивации деятельности, учета, индивидуально-типологических особенностей детей, развития самосознания, формирования самостоятельного стиля жизнедеятельности;
- внешних условий: организации детской деятельности детей, в которой создается возможность выбора, имеет место общение со взрослыми с разумной "опекой", осуществляется формирование системы знаний, умений, навыков, соответствующих особенностям мышления детей, формирование индивидуального
опыта самостоятельного поведения, использование вариативных методов и приемов воспитания, патриотизма и гражданственности в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей;
- взаимодействия внутренних и внешних условий как важнейшего условия саморегуляции человека, проявления его гражданственности и патриотизма, других целевых ориентиров (Бабаева Т.И., Токаева Т.Э. и др.).
Конструирование образовательного процесса с детьми строится в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Основной общеобразовательной программы, на основе интеграции всех видов детской деятельности - познания, общения, игры и труда. Для детей старшего дошкольного возраста сформированы эколого-туристические маршруты по городку, которые позволяют дошкольникам приобретать новые знания по истории городка, его памятникам, достижениям работающих на его территории жителей, учатся ценить и беречь свою малую Родину. Наполнение каждого маршрута дифференцируется по объёму и содержанию, с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап -организационный:
- диагностика детей;
- подбор литературы, материалов;
- амплификация развивающей среды;
- разработка эколого-туристических маршрутов;
- разработка дидактических игр;
- разработка анкет для родителей, анкетирование;
- разработка дидактических игр;
Для изучения уровня родительской компетентности составлена анкета, вопросы которой раскрывают не только уровень знаний о родном городке, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Анкетирование показало, что уровень знаний и представлений у родителей невысок, но многие отмечают необходимость знакомства детей
с историей родного района и воспитание любви к нему.
II этап –реализация проекта:
На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом в запланированных мероприятиях.
№ | Мероприятие | Результат | Сроки проведения |
1. | Д/игра «Путешествие по Коротчаеву». Д/игра «Расшифруй улицу Коротчаево». | Обогащение и систематизирование знаний и представлений о Коротчаево. | В течение проекта |
2. | Рассматривание карты Коротчаево в малом масштабе. | Изготовление карты Коротчаево в большем масштабе. | В течение проекта |
3. | Экскурсии по ближайшим улицам, рассматривание достопримечательностей. | Прокладывание маршрута на Карте. Фотоотчет | ноябрь |
4. | Выставка рисунков, коллажей «Мой дом». | Рассказ детьми о своём доме, нахождение его на карте Коротчаево. | ноябрь |
5. | Создание альбома «Достопримечательности Коротчаево». . | Нахождение достопримечательностей на карте Коротчаево | декабрь |
6. | Совместная деятельность с родителями «Мы любим и знаем свой район». | Презентация детской книги «Главная улица Коротчаево». | декабрь |
7. 8. | Изготовление новогодних игрушек для главной ёлки Коротчаево. Оформление игрового центра в группе «Коротчаево - наша малая родина» | Экскурсия к главной ёлке Коротчаево. Центр развивающей предметно-пространственной среды «Коротчаево- наша малая родина» | декабрь январь |
9. | Экскурсии к памятнику солдатам павшим в ВОВ | Фотоотчёт. Заметка на сайте детского сада. | февраль |
10. | Совместный досуг с папами «Бравые ребята» | Фотоотчёт. Заметка на сайте детского сада. | февраль |
11. | Коллаж «Моя улица» | Рассказ детьми о своём доме, нахождение его на карте Коротчаево. | март |
12. | «Мы знаем и любим свой район» | Совместное выступление родителей с детьми. Рассказывание о своей улице, о ее истории нахождение его на карте Коротчаево. | март |
III -обобщающий:
На последнем этапе проекта организованы:
- вернисаж рисунков, коллажей «Мое любимое Коротчаево»;
- альбом с рассказами детей о достопримечательностях Коротчаево;
- выпуск детской книги «Улицы нашего Коротчаево»;
- диагностика и анализ результатов на выходе из проекта;
- совместная деятельность детей и родителей «Мы любим и знаем свой район»;
Мониторинг результативности проекта:
- анкетирование родителей (активность участия родителей в образовательном процессе,
регулярность бесед с ребенком о родном районе);
- наблюдение за детьми (повышение интереса к истории района и его достопримечательностях);
- игровые ситуации для детей «Путешествие по Коротчаево», «Найди герб, флаг города Новый Уренгой и символический знак Коротчаево», беседы.
- анализ продуктов детской деятельности
Эффективностью проектной деятельности стало:
- у детей повысилась познавательная активность к родному краю, к его истории,
культуре, природе, к родному дому;
- дети ориентируются в ближайшем социальном, природном и культурном окружении, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности;
- выпуск книжек-малышек о Коротчаево для детей других групп;
- повысилась компетентность и активность родителей (90% родителей активные участники выставок, конкурсов, акций, турпоходов, реализации детско-родительских проектах);
Анализируя активность родителей в проекте, можно сказать что, большинство из них с азартом включаются в него. Еще более отрадным является то, что дети сами подключают родителей, активизируют их в сборе необходимой информации, участии в совместной деятельности, экскурсиях, детско-родительских
проектах, акциях, выставках, туристических слётах. Всё это сближает детей и взрослых, даёт положительные эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность позволила сформировать представления у детей в социальном, природном и культурном окружении родного района:
Трансляция проекта.
1. Защита проекта на родительско - педагогической конференции.
2. Выступление на ГМО г. Новый Уренгой «Введение ФГОС ДО: проблемы современного периода и перспективы».
Перспективы проекта.
Данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть предложен для реализации в любых ДОУ.
Библиография:
1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной
действительностью». - Москва: ТЦ- Перспектива, 2008.
2.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание»;
3.Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия»;
4.Т.А.Бударина, О.Л. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством»;
5. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
6. М.Н.Власова «Неизведанные материалы экспедиций на русский север»;
7.Н.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»;
8.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1.- С. 60 - 68.;
9. О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением;
10.Н.М. Журавель. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа;
11. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России». - Москва: ООО «Издательство Скрипаторий»;
12. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»;
13. Т.С.Комарова, О.А. Соломенникова. Педагогическая диагностика развития детей;
14. Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»;
15. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры»;
16. С.А.Козлова «Мы имеем право»;
17. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?»;
18. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста». - Москва: АРКТИ, 2005.
19. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
20. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества»;
21. Федотова А.М. «Пермский край - мой родной край». - Пермь, 2001.
22. М.Ю.Новицкая «Наследие»;
23. Е.К.Ривина «Российская символика»;
24.Т.И. Стафеева, Л.Ф.Емельянова «В объятиях севера. К 35-летию Коротчаева»;
25. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект НОД тема: «С чего начинается Родина»
Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....
Конспект открытого занятия «C чего начинается Родина» в подготовительной группе «Дубравушка»
Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям, к любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу. Уже в дошкольном возрасте необхо...
План-конспект ОД «Беседа «С чего начинается Родина?»
Беседа с использованием ИКТ технологий для детей страшего дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности "С чего начинается Родина"
Методическая разработка образовательной деятельностиПо нравственно - патриотическому воспитанию в средней группедля детей средней группытема: «С чего начинается Родина?»...
Серия конспектов по проекту " С чего начинается Родина"
Серия конспектов по проекту " С чего начинается Родина"...
конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."
конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."...
План-конспект ОД тема: «С чего начинается Родина» старшая группа Образовательная область «Социально-коммуникативная + развитие речи»
Задачи: образовательные: а) уточнить знания детей о государственной символике Россииб)познакомить детей с понятием «неофициальные символы России»: матрёшка, берё...