Конспект социально-педагогического проекта "С чего начинается Родина?"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ахмерова Лариса Семеновна

Требования социума района Коротчаево связаны с задачей воспитания

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима систематичная и последовательная работа, включающая создание ряда педагогических условий. В этой связи нам представляется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста и их родителей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. И на основе воспитания ребёнка – жителя района Коротчаево, с опорой на общечеловеческие ценности: любви к родителям, семье, месту, где родился и вырос, к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность:

развитие патриотизма и гражданственности заявлено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный. Это и любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку, родному краю, которые играют огромную роль в становлении личности. Личностные свойства формируются на этапе дошкольного детства в условиях семейного и общественного воспитания.

Требования социума района Коротчаево связано с задачей воспитания

гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Однако единичные мероприятия, не могут решить эту задачу. Необходима систематичная и последовательная работа, включающая создание ряда педагогических условий. В этой связи нам представляется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста и их родителей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. И на основе воспитания ребёнка – жителя района Коротчаево, с опорой на общечеловеческие ценности: любви к родителям, семье, месту, где родился и вырос, к Родине.

Актуальность опыта работы связана с содержанием стандарта по

образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» (развитие норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование представлений социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве…).

Одной из инновационных технологий, позволяющей скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» является проектная деятельность. Именно в проектной деятельности через решение актуальных проблем, у детей развивается любознательность, активность, умение планировать свои действия, повышается интерес к новому в окружающем мире, и предоставляется возможность детям выбирать способы деятельности, что значительно увеличивает потенциал каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, так и с другими людьми. Поэтому технология проектной деятельности является одним из перспективных и оптимальных направлений модернизации современного образования.

В процессе работы с детьми по краеведению мы обратили внимание на то, что

дети группы недостаточно знают о родном городке. Диагностика по выявлению уровня

знаний и представлений о родном городке, показала следующие результаты:

высокий уровень – 13%,

средний уровень –57%,

низкий уровень - 30%.

Перед нами встала проблема: в группе ведётся краеведческая работа, но у детей недостаточно формируется целостная система представлений о своей малой Родине.

Вместе с родителями, музыкальным руководителем, физ. инструктором, руководителем по ИЗО деятельности и педагогами группы были выявлены причины:

  • недостаточно насыщена РППС в группе по патриотическому воспитанию;
  • недостаточно создано условий для развития познавательного интереса у детей к родному городку, его прошлому;
  • недостаточный объём мероприятий с детьми и родителями по краеведению;
  • низкий уровень знаний у родителей о родном районе и городе.

Участники проекта: родители, воспитатели, дети среднего дошкольного возраста

Приглашённые участники: музыкальный руководитель, руководитель по ИЗО, деятельности, инструктор по ФИЗО.

Количество участников: 31 взрослых, 26 детей

Продолжительность: 6 месяцев.

Ресурсное обеспечение:

  • центр по патриотическому развитию в группе «Наша малая родина-район Коротчаево»
  • карта Коротчаево с маршрутами:
  • настольно-печатные и дидактические игры о Коротчаево;
  • фотоальбомы: «Мое Коротчаево»;
  • альбом с репродукциями художников;
  • картотека экскурсий по Коротчаево

Цель проекта: формирование у дошкольников и их родителей знаний, и представлений о природном, социальном, культурном окружении родного района.

Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:

  • обогатить развивающую предметно пространственную среду в группе по патриотическому воспитанию;
  • расширить спектр мероприятий по краеведению;
  • формировать у детей представления о символике родного города и района;
  • развивать у дошкольников познавательный интерес к родному городку, его достопримечательностям, традициям, событиям прошлого и настоящего;
  • содействовать проявлению инициативы и желания принимать участие в традициях района, социальных акциях, детско-родительских проектах;
  • формировать экологическую культуру у детей и их родителей через эколого-туристическую деятельность;
  • воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, улице, родному району;
  • вовлекать в образовательный процесс родительское сообщество, повышать компетентность и активность родителей;

Ожидаемые результаты:

  • развитие у детей и родителей познавательного интереса к родному краю, к его истории, культуре, природе, к родному дому;
  • умение детей ориентироваться в ближайшем социальном, природном и культурном окружении, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности;
  • повышение родительской компетентности и активное участие семей воспитанников в реализации проекта;
  • выпуск детских книжек-малышек о Коротчаево;

Стратегия и механизм достижения поставленных целей.

Осуществление данного проекта невозможно без создания ряда педагогических

условий:

  • внутренних условий: положительной мотивации деятельности, учета, индивидуально-типологических особенностей детей, развития самосознания, формирования самостоятельного стиля жизнедеятельности;
  • внешних условий: организации детской деятельности детей, в которой создается возможность выбора, имеет место общение со взрослыми с разумной "опекой", осуществляется формирование системы знаний, умений, навыков, соответствующих особенностям мышления детей, формирование индивидуального

опыта самостоятельного поведения, использование вариативных методов и приемов воспитания, патриотизма и гражданственности в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей;

  • взаимодействия внутренних и внешних условий как важнейшего условия саморегуляции человека, проявления его гражданственности и патриотизма, других целевых ориентиров (Бабаева Т.И., Токаева Т.Э. и др.).

Конструирование образовательного процесса с детьми строится в соответствии с ФГОС ДО и с учётом Основной общеобразовательной программы, на основе интеграции всех видов детской деятельности - познания, общения, игры и труда. Для детей старшего дошкольного возраста сформированы эколого-туристические маршруты по городку, которые позволяют дошкольникам приобретать новые знания по истории городка, его памятникам, достижениям работающих на его территории жителей, учатся ценить и беречь свою малую Родину. Наполнение каждого маршрута дифференцируется по объёму и содержанию, с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап -организационный:

  • диагностика детей;
  • подбор литературы, материалов;
  • амплификация развивающей среды;
  • разработка эколого-туристических маршрутов;
  • разработка дидактических игр;
  • разработка анкет для родителей, анкетирование;
  • разработка дидактических игр;

Для изучения уровня родительской компетентности составлена анкета, вопросы которой раскрывают не только уровень знаний о родном городке, но и отношение к патриотическому воспитанию детей. Анкетирование показало, что уровень знаний и представлений у родителей невысок, но многие отмечают необходимость знакомства детей

с историей родного района и воспитание любви к нему.

II этап –реализация проекта:

На этом этапе проводится вся непосредственная работа по реализации проекта через интеграцию с детьми, коллегами, родителями, социумом в запланированных мероприятиях.

Мероприятие

Результат

Сроки проведения

1.

Д/игра «Путешествие по Коротчаеву».

Д/игра «Расшифруй улицу Коротчаево».

Обогащение и

систематизирование знаний и

представлений о Коротчаево.

В течение

проекта

2.

Рассматривание карты Коротчаево в малом масштабе.

Изготовление карты Коротчаево

в большем масштабе.

В течение

проекта

3.

Экскурсии по ближайшим улицам,

рассматривание достопримечательностей.

Прокладывание маршрута на

Карте. Фотоотчет

ноябрь

4.

Выставка рисунков, коллажей «Мой дом».

Рассказ детьми о своём доме,

нахождение его на карте Коротчаево.

ноябрь

5.

Создание альбома

«Достопримечательности Коротчаево».

.

Нахождение

достопримечательностей на

карте Коротчаево

декабрь

6.

Совместная деятельность с родителями

«Мы любим и знаем свой район».

Презентация детской книги

«Главная улица Коротчаево».

декабрь

7.

8.

Изготовление новогодних игрушек для

главной ёлки Коротчаево.

Оформление игрового центра  в группе «Коротчаево - наша малая родина»

Экскурсия к главной ёлке

Коротчаево.

Центр развивающей предметно-пространственной среды «Коротчаево- наша малая родина»

декабрь

январь

9.

Экскурсии к памятнику солдатам павшим в ВОВ  

Фотоотчёт. Заметка на сайте детского

сада.

февраль

10.

Совместный досуг с папами «Бравые

ребята»

Фотоотчёт. Заметка на сайте детского

сада.

февраль

11.

Коллаж «Моя улица»

Рассказ детьми о своём доме,

нахождение его на карте Коротчаево.

март

12.

«Мы знаем и любим свой район»

Совместное выступление родителей с  детьми. Рассказывание о своей улице, о ее истории нахождение его на карте Коротчаево.

март

III -обобщающий:

На последнем этапе проекта организованы:

  • вернисаж рисунков, коллажей «Мое любимое Коротчаево»;
  •  альбом с рассказами детей о достопримечательностях Коротчаево;
  • выпуск детской книги «Улицы нашего Коротчаево»;
  •  диагностика и анализ результатов на выходе из проекта;
  • совместная деятельность детей и родителей «Мы любим и знаем свой район»;

Мониторинг результативности проекта:

  • анкетирование родителей (активность участия родителей в образовательном процессе,

регулярность бесед с ребенком о родном районе);

  • наблюдение за детьми (повышение интереса к истории  района и его достопримечательностях);
  • игровые ситуации для детей «Путешествие по Коротчаево», «Найди герб, флаг города Новый Уренгой и символический знак Коротчаево», беседы.
  • анализ продуктов детской деятельности

Эффективностью проектной деятельности стало:

  •  у детей повысилась познавательная активность к родному краю, к его истории,

культуре, природе, к родному дому;

  • дети ориентируются в ближайшем социальном, природном и культурном окружении, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности;
  •  выпуск книжек-малышек о Коротчаево  для детей других групп;
  • повысилась компетентность и активность родителей (90% родителей активные участники выставок, конкурсов, акций, турпоходов, реализации детско-родительских проектах);

Анализируя активность родителей в проекте, можно сказать что, большинство из них с азартом включаются в него. Еще более отрадным является то, что дети сами подключают родителей, активизируют их в сборе необходимой информации, участии в совместной деятельности, экскурсиях, детско-родительских

проектах, акциях, выставках, туристических слётах. Всё это сближает детей и взрослых, даёт положительные эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность позволила сформировать представления у детей в социальном, природном и культурном окружении родного района:

Трансляция проекта.

1. Защита проекта на родительско - педагогической конференции.

2. Выступление на ГМО г. Новый Уренгой «Введение ФГОС ДО: проблемы современного периода и перспективы».

Перспективы проекта.

Данный проект разработан для детей среднего дошкольного возраста, может быть предложен для реализации в любых ДОУ.

Библиография:

1. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной

действительностью». - Москва: ТЦ- Перспектива, 2008.

2.Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание»;

3.Н.В.Алешина «Мое Отечество Россия»;

4.Т.А.Бударина, О.Л. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством»;

5. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А.Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

6. М.Н.Власова «Неизведанные материалы экспедиций на русский север»;

7.Н.Г.Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»;

8.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» //Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1.- С. 60 - 68.;

9. О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением;

10.Н.М. Журавель. Краеведение Ямало-Ненецкого автономного округа;

11. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России». - Москва: ООО «Издательство Скрипаторий»;

12. Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»;

13. Т.С.Комарова,  О.А. Соломенникова. Педагогическая диагностика развития детей;

14. Л.А.Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»;

15. О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам народной культуры»;

16. С.А.Козлова «Мы имеем право»;

17. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?»;

18. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста». - Москва: АРКТИ, 2005.

19. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;

20. Т.Л. Мирилова «Путешествие по истории Отечества»;

21. Федотова А.М. «Пермский край - мой родной край». - Пермь, 2001.

22. М.Ю.Новицкая «Наследие»;

23. Е.К.Ривина «Российская символика»;

24.Т.И. Стафеева, Л.Ф.Емельянова «В объятиях севера. К 35-летию Коротчаева»;

25. Г.А. Урунтаева. Дошкольная психология;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД тема: «С чего начинается Родина»

Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине....

Конспект открытого занятия «C чего начинается Родина» в подготовительной группе «Дубравушка»

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям, к любви к своему дому, к улице, стране в которой он живет, к родному городу. Уже в дошкольном возрасте необхо...

План-конспект ОД «Беседа «С чего начинается Родина?»

Беседа с использованием ИКТ технологий для детей страшего  дошкольного возраста....

Конспект образовательной деятельности "С чего начинается Родина"

Методическая разработка образовательной деятельностиПо нравственно -  патриотическому воспитанию в средней группедля детей средней группытема: «С чего начинается Родина?»...

Серия конспектов по проекту " С чего начинается Родина"

Серия конспектов по проекту " С чего начинается Родина"...

конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."

конспект познавательного занятия "С чего начинается Родина..."...

План-конспект ОД тема: «С чего начинается Родина» старшая группа Образовательная область «Социально-коммуникативная + развитие речи»

Задачи: образовательные:  а) уточнить знания детей о государственной  символике Россииб)познакомить детей с понятием «неофициальные символы России»: матрёшка, берё...