Квест-игра по экологии для детей старшей группы «Спасаем лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

В квест-игре  рассматривается экологические проблемы: распространение вирусов, накопление мусора, исчезновение растений и редких видов животных, загрязнение воды. Дети совместно с воспитателем находят способы решения этих экологических проблем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест-игра по экологии для детей старшей группы «Спасаем лес»

Цель: повышение экологической грамотности детей;

Задачи:

Образовательная:  привлечь детей, через творческий подход, к познанию экологии;

- вырабатывать навыки применения  экологических знаний через экспериментирование;

  Развивающая: способствовать развитию у дошкольников умений работать в группе, развивать мыслительную деятельность, смекалку, сообразительность, находчивость, фантазию.

Воспитательная:  содействовать формированию здорового образа жизни, чувства сопереживания, воспитывать заботливое отношение к окружающему миру.

Аннотация:   в квест-игре  рассматривается экологические проблемы: распространение вирусов, накопление мусора, исчезновение растений и редких видов животных, загрязнение воды. Дети совместно с воспитателем находят способы решения этих экологических проблем.

Организация пространства: одноразовые стаканы и тарелки, пузырёк с «вирусами», таз с водой, камешки, листья, стакан с закрашенной водой, фантики от конфет, кусочки бумажной салфетки, кусочки белого полиэтиленового пакета, стаканы с землёй, стаканы с водой и ложки, мусорный пакет с «мусором», три контейнера с разноцветными обозначениями

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Мотивация детей к деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Посмотрите в окно. Как прекрасен этот мир! Небо и солнце, птицы и животные - все радует нас. Давайте поприветствуем друг друга такими словами:

Я держу в ладошках солнце,

Я дарю его друзьям,

Улыбнитесь - это просто,

Лучик солнца - это вам.

Воспитатель: Ребята, сегодня на почту я получила видеописьмо. Хотите его посмотреть?

Звучит музыка. На слайде

- Здравствуйте, ребята! Я Профессор экологической лаборатории, обращаюсь к вам за помощью, так как не могу приехать сам  и посылаю вам подсказки  для выполнения заданий. Послушайте видеообращение  (говорящее дерево).

« Помогите. Погибаем.  В нашем лесу было  много  цветов, пели птицы, обитали разные животные, протекал ручеек, где жили рыбки, а теперь наш лес похож на мусорку.  Помогите узнать, что происходит».

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось?

Дети улыбаются, приветствуют друг друга.

Соединяют ладошки, прижимают к себе.

Улыбаются друг другу.

Протягивают руки вперёд.

Ответы детей (дерево говорит о загрязнении мусором)

2

Поисковый

Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь?

Ответы детей (очистить лес от мусора, очистить ручеек  от мусора)

3

Практический  

Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы с вами  попробуем найти причины и способы загрязнения . А для этого нам с вами предстоит поработать в экологической   лаборатории и выполнить ряд заданий, где нам будут предложены подсказки

Дети одеваются в специальную одежду и проходят к первой станции.

Лаборатория № 1 «МИКРОБНАЯ» (на экране микробы)

Воспитатель: Ребята, смотрите, волшебная коробочка,  здесь флакончик?

- Как вы думаете, что это?  (похоже он  с микробами)

- Как их победить, чтобы обезопасить себя от заражения?    

Воспитатель: Правильно, ведь микробы боятся чистоты, а значит мыло-это их главный враг. Мы сейчас это продемонстрируем.

Эксперимент 1.

Оборудование и материал: тарелка с водой, перец, жидкое мыло, блюдце, бумажные салфетки.

Ход эксперимента: необходимо набрать в глубокую тарелку воду, насыпать чёрного перца. В блюдце налить немного жидкого мыла. Попросить ребят обмакнуть кончик указательного пальца в жидкое мыло и опустить в тарелку с водой и перцем. «Микробы» разбегутся в разные стороны.

Вывод: Необходимо чаще мыть руки, чтобы не загрязнять экологию, потому что микробы вредят всему живому.

 Вот  первая подсказка (дети находят фрагмент дерева).

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете названия деревьев нашего края.

Лаборатория № 2 «СЕКРЕТНАЯ»

Воспитатель: Это задание смогут выполнить настоящие знатоки леса, вам нужно отгадать загадки о деревьях.

1. Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

2. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

3. Пусть жара или метель,

Но, такая же, как ель,

Зелена, хоть не весна,

Стройна высится... (Сосна).

4. Во дворе белым-бело,

Весь июнь мело, мело…

Нет, не снег вокруг, а пух,

Лезет в нос он хлеще мух!

Расчихались мы не зря –

Распушились ... (Тополя)

Воспитатель: Вот и с этим заданием мы справились. Вот нам вторая подсказка (находят второй фрагмент дерева).

Пойдем дальше.

Звучит звукозапись журчание воды.

Воспитатель: Ребята, слышите? Что это за звуки?

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами переходим в следующую лабораторию.

Лаборатория № 3 «ВОДНАЯ»

Эксперимент 3

Воспитатель: Ребята послушайте одну сказку. Жил - был один маленький Ручеёк, а в нем плавали золотые рыбки.  Ручейку было весело и хорошо. Но однажды подул сильный ветер.

- Подуйте сильно на воду в тазу так, как это делает ветер. Что стало с водой?

Воспитатель: В Ручеёк  попали мелкие камешки, песок, листья с деревьев.

- Бросьте в воду камешки.

- Что появилось на воде? Где оказались камешки?

 -Насыпьте в воду песок и подождите некоторое время. Что стало с песком?

Осталось ли вода прозрачной? Бросьте в воду листья. Что происходит с листьями в воде?

Воспитатель: Стих ветер, и Ручеёк  засмеялся. Ему стало хорошо от того, что в нем теперь есть не только золотые рыбки, но и песок, камешки, листочки. Выглянуло солнышко, Ручейку стало ещё веселее. В это время мимо проходили дети. Они смеялись и ели конфеты. Фантики они бросали в воду. А потом  ещё взрослый  человек вылил в него грязную воду.

- Бросьте в таз фантики от конфет и вылейте в него окрашенную воду. Что стало с водой?

- Где в ней находятся фантики?

 - Видны ли теперь камешки в пруду?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, могут ли выжить в таких условиях рыбки и почему?

Вывод: нельзя бросать мусор в водоёмы, нельзя сливать туда грязную воду (промышленные отходы), потому что,  могут погибнут и животные и деревья.

Находят ещё одну подсказку (фрагмент дерева)

Воспитатель: Переходим с вами в следующую лабораторию..

Лаборатория № 4«МУСОРНАЯ»

Эксперимент 4

На экране появляются слайды с изображением мусора.

Воспитатель: Есть ещё одна проблема – много мусора. Что же делать нам с мусором?

Воспитатель: Совершенно верно, ребята.

Воспитатель: Послушайте задание. Два пирата решили оставить друг другу записки. Один написал секретное письмо на бумажной салфетке, а другой на - обрывке белого полиэтиленового пакета. Оба пирата закопали свои послания в землю. Проверим, кто сможет прочитать послание.

Закопайте в один стакан с землей кусочек салфетки, а в другой – кусочек полиэтилена. Полейте землю водой. Возьмите ложки и тщательно перемешайте мокрую землю в стаканах. Подождите немного. Теперь с помощью ложки найдите письма пиратов.

 - Они  сохранились?

Вывод:  бумага в почве быстрее разлагается, чем полиэтилен.

Воспитатель: Бумажная упаковка начинает разлагаться почти сразу, а на разложение полиэтиленовых пакетов может уйти до 400 лет. Пластиковые бутылки вообще не разлагаются. Пластик и полиэтилен скапливаются на свалках, мусора становится все больше и больше.

Воспитатель: Как можно справиться с мусором? Может быть, все-таки есть выход?

Воспитатель:  Переходим в следующую лабораторию.

Лаборатория №5 «Сортировочная»

Слайд: свалка мусора, на столе перед детьми пакет с мусором из различного материала.

Воспитатель: как мы будем сортировать мусор? (сортируют мусор в контейнеры с символами «бумага», « пластик», « металл»)

Вывод:  мусор можно  рассортировать и отправить на переработку, чтобы сделать из него много полезных вещей.

Ответы детей (соблюдать гигиену, мыть руки).

Рассказ детей по алгоритму

Дети выполняют словесную инструкцию

Вывод «Микробы» разбегаются в разные стороны.

 Дети отгадывают загадки, отгадки показывают на картинке

Ответы детей (речка шумит).

Дети слушают сказку

Дети дуют, отвечают на вопросы воспитателя  

Дети выполняют словесную инструкцию:

 

Ответы детей:

На воде образуются круги.

 Камушки опустились на дно.

Песок опустился на дно.

Листья плавают на поверхности воды.

Вода стала мутная, грязная.

Фантики плавают на поверхности.

Камешки в пруду не видны.

Нет, не могут, потому что в грязной воде рыбкам трудно дышать и не видно корма.

Дети переходят в следующую лабораторию.

Ответы детей (сортировать и перерабатывать мусор, чтобы делать из отходов нужные людям вещи.)

Дети слушают задание

Дети выполняют словесную инструкцию

Сохранилось послание, написанное на обрывке пакета. Послание на салфетке не сохранилось.

Ответы детей. Нужно мусор рассортировать

Ответы детей. В синий контейнер мы отправим бумагу и картон, в красный - пластик, в зелёный - металл.

Дети сортируют мусор.

Рефлексивно - оценочный

Воспитатель: Итак, дети, как вы думаете, мы справились со своей задачей?  Давайте сложим картинку,  и увидим, что получилось (складывают, получается картинка  дерево).

- За  какой помощью обратились к нам?

-Как мы справились с этой проблемой?

- С какими трудностями столкнулись?

-Если занятие вам понравилось, возьмите зелёный листочек, если - нет коричневый. Ответы детей

 Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем теперь как сберечь нашу природу, наш лес. Но ведь есть много людей, которым об этом ничего не известно. Я предлагаю раздать родителям на территории нашего детского сада памятки, где говорится о том, как правильно вести себя на природе.

Ответы детей

Литература

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2015. – 362 с.

2. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей: учебн. пособие / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.

3. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты: Мир растений: учеб.пособие/ А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 98 с.

4.Международный образовательный портал  МААМ.RU

5.Образовательная социальная сеть  nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра "Один дома". Развлечение для детей старшей группы.

Квест-игра "Один дома" - развлечение тематической недели по безопасности дома, в саду и на улице для детей старшей группы....

Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).

Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....

Квест игра по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги».

Квест игра по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие по сказкам или проказы Бабы Яги»....

Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы «В поисках клада»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Конспект совместной игровой деятельности Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик.

Конспект совместной игровой деятельностиКвест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группыв форме культурных практик. Возраст: старшая группаТема: &l...