Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Валенки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство со старинной русской обувью - валенками, их производством в родном краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Валенки" | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Валенки»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель: познакомить детей со старинной русской обувью- валенками, их производством в родном краю, формировать элементарные представления о народном промысле нашего края – изготовлении валенок.
Задачи:
Образовательные: формировать умение слушать собеседника, не перебивать; активизировать речь детей, побуждать отвечать полными предложениями, обогащать словарный запас детей; продолжать знакомить детей с Дымковской росписью, Гжелью, Городецкой росписью, Хохломой.
Развивающие: развивать активную познавательную позицию детей; зрительное восприятие; закреплять умение различать фигуры по размеру.
Воспитывающие: воспитывать уважение, любовь к народным традициям, интерес, любовь к родному краю, чувство патриотизма.
Предполагаемый результат: имеет первоначальные представления об истории валенок, валяльного ремесла, проявляет интерес к истории родного края.
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная, опытно-экспериментальная.
Словарная работа: валенки, шерсть, валять, сапоговаляльная фабрика, галоши, кожа, Елец, Липецкая область.
Предварительная работа: беседа на тему: «Что носили наши бабушки и дедушки?»
Оборудование: Проектор, экран, ноутбук.
Демонстративный материал: валенки, шерсть овечья, галоши, кожа, войлок, вода, заготовки для подвижной игры «Найди пару» и для дидактической игры «Подбери по размеру».
Ход ООД:
- Приветствие.
В: Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку справа)
Здравствуй, дружок! ( предложить руку ребёнку слева)
Скорей становитесь со мною в кружок!
Давайте скажем друг другу «Привет!»,
А гостям «Здравствуйте!»
- Основная часть.
В: Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Д: Осень.
В: А какое время года следует за осенью?
Д: Зима.
В: Верно. А как мы готовимся к зиме? Как одеваемся, обуваемся?
Д: Одеваемся и обуваемся теплее.
В: Вот и я решила подготовиться к зиме заранее. Вчера я была в магазине. Я стояла и думала, что же мне купить к зиме: резиновые сапоги, валенки, кожаные ботинки или меховые сапоги. И, знаете, мне было трудно выбрать : какая же обувь самая тёплая для зимы? А вы как думаете?
Д: ответы детей. Обувки нет в России
В: Шагают по дорожке Удобней и красивей!
Не унты, не сапожки, Тепло в них и свободно
А валенки шагают, И очень-очень модно!
Снежинки приминают.
- Просмотр презентации.
В: Усаживайтесь на стульчики. Давайте посмотрим на экран.
1 слайд:
Валенки – известная русская обувь. В России валенки появились очень давно и являлись отличной обувью. Семья, имеющая валенки, считалась богатой. Валенки никогда не выбрасывались, их передавали друг другу: старики передавали молодым. Если они протирались, их подшивали.
2 слайд:
В: Ребята, а вы знаете, почему валенки так назвали?
Д: ответы детей.
В: Вслушайтесь в слово «ва-лен-ки». Валенки так называют потому, что их делают путём валяния, их валяют.
3 слайд:
В: Это уникальная – без начала и конца, без шва, без рубца – обувь, любима всеми и в наше время.
4 слайд:
В: В валенках не страшны самые лютые морозы. Ведь сделаны они из настоящей овечьей шерсти.
5 слайд:
В: Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много-много терпения.
6 слайд:
В: Сначала овечку стригут. Для одной пары валенок требуется шерсть с одной овцы.
7 слайд:
В: Затем моют шерсть и вычёсывают её.
8 слайд:
В: Потом прогоняют через шерстобитную машину. В результате получается тонкое мягкое полотно. Попробуйте , какое оно мягкое. (показывает шерсть)
9 слайд:
В: Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка.
10 слайд:
В: Затем, её вываривают в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась ещё плотнее. Весь процесс изготовления валенок – чесание, обработка паром, водой, прессом и называется валяние.
11 слайд:
В: Потом заготовку натягивают на колодку и отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и будет нужного размера.
12 слайд:
В: Затем валенок отправляют сушиться. И получается вот такая обувь ( показывает настоящие валенки).
13 слайд:
В: Как вы думаете, а в настоящее время валенки нужны? Кто их носит?
Д: ответы детей.
В: Есть люди таких профессий, у которым валенки очень нужны. Назовите их.
Д: Строители, лесорубы, рыбаки, полярники.
14 слайд:
В: В наши дни валенки популярны не только как тёплая обувь. Модельеры превращают обычный валенок в произведение искусства. Украшенные рисунками, вышивкой и расписанные вручную, они привлекают внимание всех модниц.
15 слайд:
В:Валенки – это символ России.
Ребята, мы увидели, как много надо трудиться, чтобы получились валенки. Какая тяжёлая и ответственная работа – валять валенки. А где же их валяют, как вы думаете?
Д: ответы детей.
16 слайд:
В: Ребята, совсем недалеко от нас ( а в какой области мы проживаем, напомните), в славном городе Ельце есть сапоговаляльная фабрика, где все валенки делают вручную. Она единственная в Липецкой области. Елецкие мастера изготавливают очень много валенок, украшают их вышивкой, рисунками и бисером.
- Малоподвижная игра «Найди пару»
В: Давайте немножко отдохнём и поиграем. Выходите на ковёр. Сейчас я раздам каждому по 1 валенку (валенки расписаны в разном стиле: Гжель, Хохлома, Дымковская роспись, Городец). Под музыку («Валенки») вы ходите врассыпную по ковру, а как только музыка выключается, вы должны найти себе пару (того, у которого рисунок на валенке такой же как у вас).
Игру повторяют 2-4 раза.
В: Но, нужно помнить правило: нельзя толкаться, столкнувшиеся выбывают из игры.
- Опыт «Валенки промокают»
В: Молодцы, вы справились. Маша и Даша, у вас какая роспись на валенках? А у Вани и Миши? ( перечисляют виды росписи).
Ребята, валенки – замечательная обувь. Но, есть у них один недостаток. Как вы думаете, какой?
Д: ответы детей.
В: Подходите к столу. Что здесь лежит?
Д: Кусочек кожи и кусочек валенка.
В: Попробуйте пальчиками кожу, что о ней можно сказать? Что вы чувствуете?
Д: Кожа холодная, гладкая, тонкая.
В: А кусочек валенка?
Д: Тёплый, шершавый, толстый.
В: Как вы думаете, что случится, если вы наденете валенки в мокрую погоду?
Как это проверить?
Дети капают воду пипеткой на войлок и на кожу.
В: Что произошло?
Д: Валенок впитал воду, а на коже остались капли. Значит, валенок впитывает воду, промокает. В сырую погоду валенки не носят.
В: Да, они промокают. Как вы думаете, как можно избежать того, чтобы валенки промокли?
Д: На них нужно надеть резиновые галоши.
В: (показывает галоши) Давайте повторим слово «Галоши». (надевают галоши на валенки).
- Дидактическая игра «Подбери по размеру».
В: Поиграем с вами?
Дети делятся на 2 команды. Напротив каждой - по мольберту с нарисованными валенками разного размера. Детям раздаются галоши разного размера – картонные заготовки. Задача: по сигналу первый ребенок из каждой команды бежит к мольберту и приклеивает свою галошу к валенку нужного размера и возвращается на место. После того, как он добежал до команды, следующий игрок проделывает то же самое со своей галошей. Выигрывает та команда, которая успеет надеть первой галоши на все валенки.
- Подведение итогов. Рефлексия.
В: Молодцы! Вам понравилась игра?
А что ещё вам сегодня понравилось?
Что мы сегодня делали7
Почему валенок так назвали, помните?
Из шерсти какого животного делают валенки?
В каком городе Липецкой области валяют валенки?
Что надевают на валенки, чтобы они не промокали?
А кому нужны валенки?
Д: Всем!
В: Да, и мне тоже. Теперь я точно знаю какую обувь мне нужно купить к зиме. Валенки. Куда мне за ними нужно отправиться, в какой город?
А вы хотите себе валенки?
Д: Да!
В: А давайте на следующем занятии украсим эти валенки узорами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"
Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Водичка-водичка» Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды. Задачи: Побуждать к о...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...
- Мне нравится (1)