Педагогический проект "Я и моя тень"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Погорелова Нина Юрьевна

Паспорт проекта

Проблема. На прогулке в первой половине дня, дети обратили внимание на объекты на участке, которые отбрасывают тень, (деревья, постройки, дети и т.д.). Тогда мы с детьми решили узнать больше о природном явлении тень.

Актуальность проекта. Дети 4-5 лет, познают окружающий мир, стремятся не только рассмотреть предмет, но почувствовать его, через ощущение и задействовать в игре. Исследовательское поведение для ребенка источник получения знаний об окружающем мире. В связи с этим мы педагоги и родители должны активно помогать ему в этом.

Гипотеза: Если ребенок 4-5 лет будет включен в исследовательскую деятельность, то у него сформируется о понятие «Тень».

Цель проекта: Расширять знание о природном явлении «Тень».

Задачи:

Образовательные:

  •  Расширить знание детей о таком, природным явлением, как «Тень», показать зависимость от источника света;
  • Показать, как создать с помощью тени образы.
  • Познакомить с одним из видов театра – театром теней.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и активность.
  • Развивать речь; обогащать словарный запас (образы, силуэт, полутень)
  •  Формировать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Воспитательные:

  • Поддерживать у детей доброжелательные отношения друг к другу в процессе исследовательской деятельности.

Целевая группа: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).

Объект исследования – дети 4-5 лет.

Предмет исследования: Формирование представлений у детей о природном явлении «Тень».

Основные методы: беседы с детьми, изучение литературы, наблюдение за объектами не живой природы, проведение опытов, игры с тенью.

Планируемые результаты проекта:

  • У детей расширились представление о природном явлении «Тень».
  • В результате совместных и самостоятельных исследований, направленных на изучение такого явления, как тень, у детей формируются естественнонаучные представления о явлениях окружающего мира.
  • Дети знакомятся с одним из видов «Театра теней».

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап: (2 дня)

определение проблемы; формирование актуальности, цели и задач; подбор методической и художественной литературы; подбор опытов по данному возрасту; поиск оборудования для проведения экспериментов.

Основной этап: (4-5 дней)

 Проведение опытов в группе и на прогулке, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, продуктивная деятельность детей (изготовление персонажей дня театра теней «Колобок»).

Заключительный этап: (2 дня)

Обогащение картотеки опытов.

Изготовление теневого театра «Колобок»

Презентация проекта.

Ресурсы: Материально технические:

 Коробка с заранее подготовленным экраном, фонарик, лампа, стол; силуэты животных, плоскостные формы: овал, квадрат, круг, треугольник; схемы для создания силуэтов из рук.

Познавательное развитие

Задачи

Сроки

Содержание

  • Расширить знание детей о таком, природным явлением, как «Тень», показать зависимость от источника света;
  • Показать, как создать с помощью тени образы.

2 дня

НОД

Опыты: «Движение тени», «Какая форма?». Эксперимент: «Большой – маленький»

Игры-экспериментирования:

«Угадай что спрятано?», «Узнай, кто по тени?», «Создание образов из теней», «На кого похожа тень?»

Речевое развитие

Задачи

Срок

Содержание

  • Развивать речь; обогащать словарный запас

2 дня

Беседа: «Что такое тень?» «Как сделать тень?».

Д/И «Подбери к слову тень рифму»

Чтение стихотворение И. Даль «Тень»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

Сроки

Содержание

  • Познакомить с одним из видов театра – театром теней.
  • Формировать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

2 дня

Изготовление персонажей для теневого театра

«Колобок».

Продуктивная деятельность. «Дорисуй тень»

Физическое развитие

Задачи

Сроки

Содержание

  • Развивать наблюдательность и активность.

 

1 день

Подвижные игры:

«Догони тень» «Беги туда, куда бежит тень»

    

 

 Вывод: в результате реализации проекта «Я и моя тень» у детей 4-5 лет, расширилось представление о природном явлении «Тень». Обогатилось содержание опытов и экспериментов, дети самостоятельно могут проводить простые опыты со светом и тенью. Проявился устойчивого познавательного интереса к экспериментированию. Дети сами могут разделять свет - искусственный и естественный. В ходе опытов у детей проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

Игра на кого похожа тень?

image

image

 

Диафильмы

image

 

Театр теней «Колобок»

image

image

image

 

 

Литература

  1. Н. Е. Веракса «От рождения до школы» Мозаика-Синтез, Москва, 2020
  2. Неизведанное рядом О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, Творческий Центр “Сфера”, Москва 2002.
  3. «Теневой театр в детском саду, или как приручить тень» Лыкова И.А., Шипунова В.А. ИД Цветной мир, 2018 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ten.docx735.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Крюковская средняя общеобразовательная школа (дошкольное отделение)

Проектная работа

Тема:  «Я и моя тень?» 

Воспитатель:  Погорелова Нина Юрьевна

Г.О. Чехов, 2023.

Паспорт проекта

Проблема. На прогулке в первой половине дня, дети обратили внимание на объекты на участке, которые отбрасывают тень, (деревья, постройки, дети и т.д.). Тогда мы с детьми решили узнать больше о природном явлении тень.

Актуальность проекта. Дети 4-5 лет, познают окружающий мир, стремятся не только рассмотреть предмет, но почувствовать его, через ощущение и задействовать в игре. Исследовательское поведение для ребенка источник получения знаний об окружающем мире. В связи с этим мы педагоги и родители должны активно помогать ему в этом. 

Гипотеза: Если ребенок 4-5 лет будет включен в исследовательскую деятельность, то у него сформируется о понятие «Тень».

Цель проекта: Расширять знание о природном явлении «Тень».

Задачи:

Образовательные:

  •  Расширить знание детей о таком, природным явлением, как «Тень», показать зависимость от источника света;
  • Показать, как создать с помощью тени образы.
  • Познакомить с одним из видов театра – театром теней.

Развивающие:

  • Развивать наблюдательность и активность.
  • Развивать речь; обогащать словарный запас (образы, силуэт, полутень)
  •  Формировать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Воспитательные:

  • Поддерживать у детей доброжелательные отношения друг к другу в процессе исследовательской деятельности.

Целевая группа: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (2 недели). 

Объект исследования – дети 4-5 лет.

Предмет исследования: Формирование представлений у детей о природном явлении «Тень».

Основные методы: беседы с детьми, изучение литературы, наблюдение за объектами не живой природы, проведение опытов, игры с тенью.

Планируемые результаты проекта:

  • У детей расширились представление о природном явлении «Тень».
  • В результате совместных и самостоятельных исследований, направленных на изучение такого явления, как тень, у детей формируются естественнонаучные представления о явлениях окружающего мира.
  • Дети знакомятся с одним из видов «Театра теней».

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап: (2 дня)

определение проблемы; формирование актуальности, цели и задач; подбор методической и художественной литературы; подбор опытов по данному возрасту; поиск оборудования для проведения экспериментов.

Основной этап: (4-5 дней)

 Проведение опытов в группе и на прогулке, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, продуктивная деятельность детей (изготовление персонажей дня театра теней «Колобок»).

Заключительный этап: (2 дня)

Обогащение картотеки опытов.

Изготовление теневого театра «Колобок»

Презентация проекта.

Ресурсы: Материально технические:

 Коробка с заранее подготовленным экраном, фонарик, лампа, стол; силуэты животных, плоскостные формы: овал, квадрат, круг, треугольник; схемы для создания силуэтов из рук.

Познавательное развитие

Задачи

Сроки

Содержание

  • Расширить знание детей о таком, природным явлением, как «Тень», показать зависимость от источника света;
  • Показать, как создать с помощью тени образы.

2 дня

НОД

Опыты: «Движение тени», «Какая форма?». Эксперимент: «Большой – маленький»

Игры-экспериментирования:

«Угадай что спрятано?», «Узнай, кто по тени?», «Создание образов из теней», «На кого похожа тень?»

Речевое развитие

Задачи

Срок

Содержание

  • Развивать речь; обогащать словарный запас

2 дня

Беседа: «Что такое тень?» «Как сделать тень?».

Д/И «Подбери к слову тень рифму»

Чтение стихотворение И. Даль «Тень»

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

Сроки

Содержание

  • Познакомить с одним из видов театра – театром теней.
  • Формировать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

2 дня

Изготовление персонажей для теневого театра

«Колобок».

Продуктивная деятельность. «Дорисуй тень»

Физическое развитие

Задачи

Сроки

Содержание

  • Развивать наблюдательность и активность.

1 день

Подвижные игры:

«Догони тень» «Беги туда, куда бежит тень»

 Вывод: в результате реализации проекта «Я и моя тень» у детей 4-5 лет, расширилось представление о природном явлении «Тень». Обогатилось содержание опытов и экспериментов, дети самостоятельно могут проводить простые опыты со светом и тенью. Проявился устойчивого познавательного интереса к экспериментированию. Дети сами могут разделять свет - искусственный и естественный. В ходе опытов у детей проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.

Игра на кого похожа тень?

Диафильмы

Театр теней «Колобок»

Литература

  1. Н. Е. Веракса «От рождения до школы» Мозаика-Синтез, Москва, 2020
  2. Неизведанное рядом О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, Творческий Центр “Сфера”, Москва 2002.
  3. «Теневой театр в детском саду, или как приручить тень» Лыкова И.А., Шипунова В.А. ИД Цветной мир, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СВЕТ И ТЕНЬ"

ПРОЕКТ РАССЧИТАН НА ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СВЕТ И ТЕНЬ"

ПРОЕКТ РАССЧИТАН НА ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ, ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Презентация к проекту:"Откуда берутся тени?"

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Даже такое привычное явление, как тень вызывает заинтересованность у детей с раннего дет...