Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
по теме: «Какая бывает осень»
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
Развивающие:
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
-Экскурсии по экологической тропе детского сада.
-Рассматривание картин и репродукций об осени.
-Чтение художественной литературы.
-Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: «Какая бывает осень», иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень»,мяч
I. Воспитатель приглашает детей на ковёр, обращает внимание на выставку:
- Сегодня к нам пришёл гость, попробуйте отгадать кто:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья»
- Да, это осень. Почему про неё так говорят?
- Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею.
- А всегда ли осень бывает такой красивой?
Дидактическая игра «Осень какая?» (с мячом)
- Если светит солнце - солнечная
- Если идет дождь - дождливая,
- Если дует ветер – ветреная,
- Если холодно – холодная,
- Если пасмурно – пасмурная,
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если ясно – ясная.
- Если тепло –теплая.
- Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.
- Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.
- Сентябрь обычно называют ранней осенью . В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (дети трава высыхает на полях, листочки на деревьях только начинают менять окраску и сначала желтеют).
- Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?
- Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Еще радуют нас цветы, их много, какие вы знаете.
- Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из этих цветов.
- Дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.
- Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это?
- На полях убирают хлеб, овощи, фрукты. Люди делают заготовки на зиму
Физминутка «Заготавливаем капусту»:
Мы капусту рубим - рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы морковку трём – трём, (имитация)
Мы капусту посолили, (движение щепоткой)
Посластили. (имитация накладывания сахарного песка ложкой)
Мы капусту мнем - мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
В баночку кладём. (имитация укладывания в банку)
А зимой достанем – вот такая вкуснота!
- Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе
- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Послушайте:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)
- Какое явление можно наблюдать?
- Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как?
- А какие изменения в природе происходят с насекомыми рыбами, птицами?
- Постепенно насекомые исчезают, засыпают лягушки и рыбы. Перелетные птицы начинают отлет .
- У диких животных можно наблюдать линьку. У каких? Зачем это происходит? А кое – кто заваливается в спячку .
- А как выдумаете, чем заняты люди в этот период?
- Затем наступает поздняя осень - ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?
- Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра Могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая
- Температура воздуха минусовая, всё покрывается снегом. На реках – ледостав, когда на поверхности появляется пока тонкий слой льда
- Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.
- Но с нами остались зимующие птицы. Какие?
Они ждут от нас с вами помощи
- Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.
Ответы детей.
- Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
по теме: «Какая бывает осень»
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.
Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
Развивающие:
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Предварительная работа:
- Наблюдения за живой и неживой природой.
-Экскурсии по экологической тропе детского сада.
-Рассматривание картин и репродукций об осени.
-Чтение художественной литературы.
-Заучивание стихов, отгадывание загадок.
Материал и оборудование: «Какая бывает осень», иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень»,мяч
I. Воспитатель приглашает детей на ковёр, обращает внимание на выставку:
- Сегодня к нам пришёл гость, попробуйте отгадать кто:
«Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья»
- Да, это осень. Почему про неё так говорят?
- Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею.
- А всегда ли осень бывает такой красивой?
Дидактическая игра «Осень какая?» (с мячом)
- Если светит солнце - солнечная
- Если идет дождь - дождливая,
- Если дует ветер – ветреная,
- Если холодно – холодная,
- Если пасмурно – пасмурная,
- Если сыро – сырая,
- Если хмуро – хмурая,
- Если ясно – ясная.
- Если тепло –теплая.
- Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.
- Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.
- Сентябрь обычно называют ранней осенью . В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (дети трава высыхает на полях, листочки на деревьях только начинают менять окраску и сначала желтеют).
- Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?
- Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)
- Еще радуют нас цветы, их много, какие вы знаете.
- Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из этих цветов.
- Дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.
- Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это?
- На полях убирают хлеб, овощи, фрукты. Люди делают заготовки на зиму
Физминутка «Заготавливаем капусту»:
Мы капусту рубим - рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы морковку трём – трём, (имитация)
Мы капусту посолили, (движение щепоткой)
Посластили. (имитация накладывания сахарного песка ложкой)
Мы капусту мнем - мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
В баночку кладём. (имитация укладывания в банку)
А зимой достанем – вот такая вкуснота!
- Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе
- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.
Послушайте:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)
- Какое явление можно наблюдать?
- Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как?
- А какие изменения в природе происходят с насекомыми рыбами, птицами?
- Постепенно насекомые исчезают, засыпают лягушки и рыбы. Перелетные птицы начинают отлет .
- У диких животных можно наблюдать линьку. У каких? Зачем это происходит? А кое – кто заваливается в спячку .
- А как выдумаете, чем заняты люди в этот период?
- Затем наступает поздняя осень - ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?
- Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра Могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая
- Температура воздуха минусовая, всё покрывается снегом. На реках – ледостав, когда на поверхности появляется пока тонкий слой льда
- Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.
- Но с нами остались зимующие птицы. Какие?
Они ждут от нас с вами помощи
- Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.
Ответы детей.
- Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».
Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)
Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема занятия «Город часов».
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия «Город часов».Задачи на развитие познавательных способностей:1. Познакомить детей со строением часов: циферблат, ...