Познавательный проект "Грибное лукошко и мухоморов немножко"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Беляева Алла Борисовна

 

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

«Грибное лукошко и мухоморов немножко»

группа младшего возраста (3-4 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhomory_proekt.docx763.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 69 комбинированного вида»

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ  

«Грибное лукошко и мухоморов немножко»

группа младшего возраста

(3-4 года)

        

воспитатель:

                               Беляева А.Б.

Тотикиди Е.В.

г. Полевской

2021 год

Информационная карта проекта

«Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать!»

Актуальность: Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень.  Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства.  Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание  беречь и охранять  природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного, но вместе с тем и опасного.  Мало кто задумывается, что за пределами дома или детского сада маленькие исследователи могут встретить ядовитые грибы и растения, которые малыши предпочитают пробовать «на вкус». От отсутствий знаний  об ядовитых и несъедобных  грибах может приключиться беда. Отсюда и появилась необходимость создания проекта «Грибное лукошко и мухоморов немножко», чтобы дать простейшие знания об подстерегающих опасностях при встрече с грибами, о мерах предосторожности. Именно поэтому мы с ребятишками взялись реализовать проект. Шагая по ступенькам к финалу проекта, они узнают много нового и интересного о грибах, познакомятся с ними, их особенностями, полезными свойствами, как для человека, так  для животных и птиц. Устроим выставкувгруппеиукрасимнашучасток.

Проблема:

    Однажды, прогуливаясь по территории детского сада малыши заметили в траве красивый высокий мухомор. Ребята еще маленькие, и назвали его гриб. Кто то из ребятишек сказал, что мама варит с ними суп. А  потом возник вопрос:  «А почему гриб грязный?».  Ребятишки с удивлением смотрели на меня, и в их глазах читались разные вопросы. Дети не имеют достаточных знаний о грибах. 

Тема проекта

«Грибное лукошко и мухоморов немножко»

По содержанию работы

Познавательно-информационный, творческий

Группа

Группа младшего возраста 3-4 года

Тип проекта

Исследовательский

  • По времени: Краткосрочный (1 неделя)
  • По характеру контактов: в контакте с семьей
  • По составу участников: коллективный (Дети, родители, педагог)
  • По целевой установке: информационный

Цель проекта

  •  Познакомить детей с грибами, в частности через организацию разных видов деятельности
  • создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.
  •  формирование начальных форм коммуникации и познания у детей раннего возраста;

Цель детей: почему мухомор есть нельзя

Задачи

  • знакомить детей с грибами, их видах, о ценности грибов для человека, животных, птиц.
  • развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности, вовлекать в деятельность родителей.

Форма проведения итогового мероприятия

Развлечение «Грибы-грибочки»

Продукты проекта

  • Для детей:

- Изготовление корзинки с грибами

- создание  тематической  выставки творческих работ;

- Развлечение «Грибы – грибочки».

  • Для педагога:

Организация работы в рамках проекта, лэпбук «Грибное лукошко», видео-отчет

  • Для родителей:

Подбор иллюстративного материала

создание фотовыставки « Мы- грибники» (совместно с родителями)

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

У детей расширятся знания о грибах и их ценности для человека, узнают новые игры.  Познакомятся с новыми литературными произведениями.

Для педагога:

  • Повышение педагогического мастерства по теме «Экологическое воспитание»
  • Сбор информации по теме проекта
  • Получение эмоционального отклика
  • Оформление проекта
  • Информация  на сайте группы,  выпуск лэпбука, видео-отчет
  • Формирование совместных традиций семьи и группы  в работе по проекту

Для родителей:

  • Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ
  • Активное участие в жизни группы и ДОУ
  • Получение эмоционального отклика

Этапы реализации проекта.

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом,  
Практический – реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы по  проекту.

       Содержание  исследования:

       Для знакомства детей с царством был отснят материал «Мухомор в детском саду», затем детям было предложено посмотреть видео. При вопросе воспитателя, что это? Дети ответили грибочек. Воспитателем были предложены картинки для рассматривания, ребятишкам нужно было показать на картинках грибочки и мухоморы. Ни кто из детей мухомор не показал.

        

        

Опрос родителей показал:

Ходите ли вы с малышами в лес? (9 из 15 ответили нет)

Рассказываете ли вы детям о грибах? ( да -3 чел, нет – 6 чел., иногда – 6 чел.)

Как вы думаете, с какого возраста можно рассказывать детям про грибы?( чаще всего ответ с 3 лет)

Этапы проекта:

    В силу отсутствия у ребенка раннего возраста жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль принадлежит взрослому.

Ребенок – заказчик проекта (через свои интересы и потребности).

   1 этап – подготовительный: Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей. Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, постановка целей и задач, предварительная работа с детьми и родителями. Работа с познавательной и художественной литературой. Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр. Составление вопросов для бесед. Конспекты занятий.

       Осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Его увлекает процесс совместной деятельности со взрослым. Малыша привлекают к участию в реализации намеченного плана. Затем идет совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

2 этап реализация проекта:
Просмотр видео «Мухомор в детском саду» :
Воспитатель: Ах какая осень, красивая, золотая, а сколько она подарков принесла, овощи, фрукты, и даже посмотрите, что это я увидела? Гриб? Нет, ребятки, это мухомор. Он стоит стоит среди полянки, но не гриб он, а  поганка.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

 - Чтение стихов, потешек, сказок

-  Проведение непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с грибами.

 - просмотр видео «Мухомор в детском саду, и экскурсия к нему

 - Рисование корзинки для грибов, рисование и конструирование мухомора.

 - Проведение подвижных игр.

-  Изготовление лэпбука «Грибное лукошко» и дидактических игр.

-  Подбор сюжетных картинок, иллюстраций, открыток.

Формы организации совместной деятельности по теме

Дидактическое обеспечение

- Проведение с детьми беседы о хомячке;

- Рассматривание картинок  иллюстраций

«Грибочки»

«Один и много»

 «Запомни картинки»

- Проведение  пальчиковых, подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр:

Игры с пальчиками: «Съедобные и не съедобные»

Подвижные игры: «Грибники», «Веселая минутка»,

Дидактические игры:  «Где?»,  «Собери грибочек»,  «Собери картинку», лото  «Найди такой же».

Игровые упражнения:  «Спрячь!»

- Чтение художественной литературы:

 «Мухоморы» - П.Потемкин

«Под грибом» В.Сутеев

Стихи разных авторов

- Слушание  песен:

«Грибы»,

Просмотр мультфильма

- Изобразительная деятельность:

 «Шляпки для мухоморочиков» (рисование ватной палочкой)

- Художественно-продуктивная деятельность:

Выставка поделок: «Все грибочки хороши», «Корзиночки», «Мухоморчики»

- Совместная деятельность детей и родителей:

Фотовыставка  «Я грибник»

- Деятельность родителей.

Подбор иллюстраций «Грибы»

  3 этап – итоговый:   обобщение результатов работы, их анализ, составление рекомендаций.

   Развлечение для детей: «Грибы-грибочки», создание видео-отчета, интерактивные игры

Вывод:

  1. Мухомор боятся мухи, они засыпают от его запаха.
  2. У мухомора есть точки на шляпке, и юбочка на ножке
  3. Мухомор полезен для животных в лесу, они им лечатся
  4. Это очень красивый гриб, его видно далеко.

    Продукт деятельности:        

Лэпбук «Грибное лукошко», создание игр, видео-отчет, подобраны стихи для  биоэнергопластики. Развлечение для детей: «Грибы-грибочки».

Приложение №1

Загадки о грибах

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

 

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

 

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

 

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка)

 

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

 

Он живет под елками,

Скрытый их иголками.

Много у него братишек.

Рыжий гриб зовется... (рыжик)

 

Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

 

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

 

На поляне шар лежит,

Лишь наступишь — дым валит.

Круглый гриб смешить мастак.

Это — дедушкин... (табак)

 

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке... (мухомор)

 

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный... (мухомор)

 

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте... (мухомор)

 

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

 

Кто повыше, кто пониже, —

На пеньке народец рыжий.

Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

 

Этот гриб найдешь весной

На опушечке лесной.

Весь в морщинках старичок

С именем смешным... (сморчок)

 

В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

Приложение №2

НОД «Ядовитые и съедобные грибы»

Цели и задачи: учить детей различать ядовитые и съедобные грибы, закреплять умение писать, лепить из целого куска пластилина, в ориентировке в пространстве.

Оборудование: ежата, корзина с грибами, плодами, материал для лепки.

Ход занятия

1 Артикуляционная разминка:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки:

Эта - с правой ножки,

Эта – с левой ножки.

Вот как хорошо!

Е. Благинина

2 Игровая часть:

- Ребята, к нам в гости пришли ежата. Они ходили по лесу, собирали ягоды, грибы и зашли в наш детский сад. Давайте посмотрим: - «Что у них в корзине»? (фрукты, овощи, грибы)

Дети перечисляют всё, что лежит в корзине, и обнаруживают ядовитые грибы.

Дети рассказывают ежатам о съедобных и ядовитых грибах.

Фрукты, овощи и грибы надо держать в отдельных корзинах, чтобы овощи, которые росли в земле, не испачкали фрукты и грибы, которые могут надломиться, и тогда их трудно будет промыть. К тому же яд ядовитых грибов может попасть на фрукты и овощи.

3 Беседа. Съедобные и несъедобные грибы.

Чтение стихотворений Е. Полозовой

В лесу среди грибов

Гадали папа и Олежка:

Съедобный мухомор или сыроежка?

Очень красивый гриб мухомор,

И яркий у него убор.

Стал Олежка размышлять,

Слово «мухомор» читать.

Выходило: мух морить,

Из этого суп не хочется варить.

- А хрупкая сыроежка? -

Думал про себя Олежка,

«Сырую съешь», как будто говорит,

Съедобный этот гриб на вид.

Но есть сыроежку Олежка не станет,

Это опасно, ребёнок знает.

И вот в корзине лежит сыроежка,

Маме на суп её несёт Олежка.

Загадки

Очень дружные ребята,

На пеньке растут (опята) .

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый. (боровик)

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна. (сыроежка)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются. (лисички)

В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный. (груздь)

Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу — кружево-узор.

Это — красный. (мухомор)

Воспитатель предлагает детям слепить с натуры съедобные грибы, подписать названия, своё имя, возраст и группу.

Воспитатель показывает картинки с надписями ядовитых грибов и растений. Тетерь и ежата знают, что надо быть осторожными и не трогать те грибы и растения, которые не знаешь.

Игра «Назови, о чём скажу».

Воспитатель говорит: «Третий справа во втором ряду» (подберёзовик) ; «Пятый слева в первом ряду» (огурец) и т. д.

4 Рефлексия

- «Кто был у нас в гостях? » (ежата)

-«Что лежало в корзине? » (фрукты, овощи, грибы)

-«Какие бывают грибы? » (съедобные и несъедобные)

Приложение №3

«Сорочьи сказки» А.Н.Толстого

«Грибы»

Братца звали Иван, а сестрицу – Косичка. Мамка была у них сердитая: посадит на лавку и велит молчать. Сидеть скучно, мухи кусаются или Косичка щипнет – и пошла возня, а мамка рубашонку задернет да – шлеп.

В лес бы уйти, там хоть на голове ходи – никто слова не скажет. Подумали об этом Иван да Косичка да в темный лес и удрали. Бегают, на деревья лазают, кувыркаются в траве, – никогда визга такого в лесу не было слышно.

К полудню ребятишки угомонились, устали, захотели есть.

– Поесть бы, – захныкала Косичка.

Иван начал живот чесать.

– Мы гриб найдем и съедим, – сказал Иван. – Пойдем, не хнычь.

Нашли они под дубом боровика, и только сорвать его нацелились, Косичка зашептала:

– А может, грибу больно, если его есть?

Иван стал думать. И спрашивает:

– Боровик, а боровик, тебе больно, если тебя есть?

Отвечает боровик хрипучим голосом:

– Больно.

Пошли Иван да Косичка под березу, где рос подберезовик, и спрашивают у него:

– А тебе, подберезовик, ну если тебя есть, больно?

– Ужасно больно, – отвечает подберезовик.

Спросили Иван да Косичка под осиной подосиновика, под сосной – белого, на лугу – рыжика, груздя сухого да груздя мокрого, синявку-малявку, опенку тощую, масленка, лисичку и сыроежку.

– Больно, больно, больно – пищат грибы.

А груздь мокрый даже губами зашлепал:

– Что вы ко мне приштали, ну ваш к лешему…

– Ну, – говорит Иван, – у меня живот подвело.

А Косичка дала реву. Вдруг из-под прелых листьев вылезает красный гриб, словно мукой сладкой обсыпан – плотный, красивый. Ахнули Иван да Косичка:

– Миленький гриб, можно тебя съесть?

– Можно, детки, можно, с удовольствием, – приятным голосом отвечает им красный гриб, так сам в рот и лезет.

Присели над ним Иван да Косичка и только разинули рты, – вдруг, откуда ни возьмись, налетают грибы: боровик и подберезовик, подосиновик и белый, опенка тощая и синявка-малявка, мокрый груздь да груздь сухой, масленка, лисички и сыроежки, и давай красного гриба колотить-колошматить:

– Ах ты, яд, Мухомор, чтоб тебе лопнуть, ребятишек травить удумал, а?

С Мухомора только мука летит.

– Посмеяться я хотел, – вопит Мухомор, посмеяться.

– Мы тебе посмеемся! – кричат грибы и так навалились, что осталось от Мухомора мокрое место – лопнул. И где мокро осталось, там даже трава завяла с мухоморьего яда.

– Ну, теперь, ребятишки, раскройте рты по-настоящему, – сказали грибы.

И все грибы до единого к Ивану да Косичке, один за другим, скок в рот – и проглотились.

Наелись до отвалу Иван да Косичка и тут же заснули.

А к вечеру прибежал заяц и повел ребятишек домой. Увидела мамка Ивана да Косичку, обрадовалась, всего по одному шлепку отпустила, да и то любя, а зайцу дала капустный лист:

– Ешь, барабанщик!

Приложеие №4

СТИХИ

Сто грибов в лесу найдем,Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем бледную поганку.
Мы обшарим все дубы, елки и осинки
И хорошие грибы соберем в корзинки.

Люди знают с давних пор,Что такое мухомор.
Привлекательный на видОн на деле – ядовит
Как и бледная поганкаИли сатанинский гриб,
Свежие и их останки.Яд сравним их с ядом рыб,
Ядовитых пауков, змеи.Детки милые мои,
Очень важно взрослых слушатьИ грибов плохих не кушать!

Где берёзки да дубыЛетом выросли  грибы.
Тут -  волнушки и опята,Там -  лисички и маслята.
Под сосной -  боровики,Так им рады грибники.

По тропинке шла,Белый гриб нашла.
Проходила по опушке –Отыскала три волнушки.
Пошла леском –Моховик под листком.
А шагнула напрямик –Увидала боровик.Шульжик В.

В красной шляпе тот сеньор,Ядовитый МУХОМОР:
«Каждый знает, жди беду,Если в суп я попаду!»

ПОДОСИНОВИК красивыйВырос прямо под осиной.
Под берёзою — смотри:ПОДБЕРЁЗОВИКА три!

На полянке я без спешкиСобираю СЫРОЕЖКИ.
Их сырыми есть не стану:На обед пожарит мама!

И красив он, и велик,Гриб отличный БОРОВИК!
С бурой шляпкой,С крепким телом,
Он ещё зовётся БЕЛЫМ!

Что за жёлтые сестрички?Это же грибы ЛИСИЧКИ!
Чем похожи на лису?Как она, живут в лесу!
Парошин А.

Приложение №5

Конспект тематического досуга «Грибы – грибочки»

 Цель: закрепление знаний дошкольников  по теме «Грибы»

  Дети ходят по группе, оформленной как осенний лес

Ведущий:

К нам в окошко смотрит осень –

Разноцветная, красивая пора!

А сегодня она В гости в лес нас позвала.

- А знаете зачем? (Ответы детей.)

- Мы сегодня отправимся в лес за грибами.

Мы пойдём в лес за грибами, за осенними дарами.

Их в корзины наберёми домой принесём.

Песня «По грибы» («Погуляем!»)

Ведущий: . В лесу растёт много грибов. Но все ли их можно собирать? Нет, конечно, нет.

Ведущий: Я вам сейчас расскажу одну историю про мухомор, а их собирать нельзя, они очень полезны животным, которые живут  в лесу (П.Потомкин «Мухоморы с просмотром иллюстраций на ТВ).  А сейчас я предлагаю поигратьИгра «Собери грибы» (Детям даются заготвки грибов и они выкладывают на столе грибочки)

Ведущий: Ох какие молодцы! У всех получились грибочки. А теперь попробуйте собрать картинку грибочек. (собирают) И все то у вас получается, ай да молодцы, малыши-карандаши.

Ведущий: Все загадки отгадали, ну а теперь предлагаю еще поиграть. Сейчас мы будем варить грибной суп. Выберите по картинке те грибочки, из которых можно сварить суп и складывайте их в кастрюльку. (складывают) а почему вы не взяли мухомор? (отвечают – нельзя) молодцы, с ним суп варить нельзя. Это гриб не съедобный. Молодцы ребята, вкусный и наваристый суп у нас получится! А теперь скажите:

■ Кто носит шляпку на ноге? (Гриб).

■ Какой самый красивый ядовитый гриб. (Мухомор).

■ Как называется человек, который собирает  грибы (грибник)

Ведущий: Посмотрите, что я вижу? У нас в группе корзиночка появилась! Что же тут лежит? Гостинцы от белочки (шоколадные грибочки)

Раздача гостинцев

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Капитошка, поиграй с нами немножко!

Использование персонажа в жизни группы....

Занятие по ПДД "О правилах кошке расскажем немножко"

Занятие в средней группе  по изучению правил безопасного поведения на дороге, улице....

Познавательно-речевая проектная деятельность «Чудесное лукошко"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской областиПознавательно-речевая проектная деятельн...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию " Лукошко первоцветов"

образовательная деятельность по ознакомлению детей с природой Кубани, растительным миром...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Лукошко здоровья для Винни Пуха»

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Задачи: Обучающие: Формировать знания о здоровом образе жизни продолжать формировать культурно гигиенические навыки закреплять представ...