Творческий, информационно-исследовательский проект "Деревья -наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_prespektivnyy_derevya_nashi_druzya.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Творческий, информационно-исследовательский проект
«Деревья наши друзья»
в группах дошкольного возраста.
Автор: Ахметшина А.Ф.
Хасанова Н.В..
Перовская О.Н.
Гаянова А.А.
2022-2023 гг
ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Автор проекта:
воспитатели: Ахметшина Алсу Фаритовна, Гришина Лиля Ильясовна, Перовская Ольга Николаевна, Гаянова Анна Александровна.
Участники проекта: воспитатели, дети разновозрастных групп , родители.
Срок реализации проекта: (сентябрь-май)
Вид проекта: по виду – групповой; по длительности- долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный
Предварительная работа: чтение художественной литературы о воде, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей основ экологической культуры в ходе работы с знакомством с деревьями через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
Для педагогов:
- повышение профессионализма;
-внедрение новых методов работы по формированию экологической культуры дошкольников;
Для воспитанников:
-расширить знания о деревьях;
-выявить разнообразие деревьев;
-развивать познавательные способности.
Для родителей:
-повышать экологическую культуру;
-активизировать участие в проектной деятельности.
Особенности проекта: составлен с учетом психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, с использованием инновационных технологий.
Итоги проекта: дети узнали, что нужно делать, чтобы наша планета стала чище, научились делать первые шаги к сохранности деревьев.
Введение.
Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней, нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. И в этом нам помогает наиболее эффективный метод - метод экологических проектов. Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние родного края зависит только от человека, развить способность понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. Деревья окружают нас постоянно, однако дети часто не обращают на них внимание, относятся к ним небрежно.. И мы с детьми тоже обсуждаем эту проблему, потому что в дошкольном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающему миру. Вот поэтому нами был разработан этот проект.
Гипотеза: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление о ценности деревьев, о пользе озеленении территории детского сада, которая будет способствовать здоровому образу жизни, эстетическому развитию, а также формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
Условия реализации, ресурсное обеспечение:
- Программа по экологическому воспитанию дошкольников. Николаева С.Н. «Юный эколог»
- Уголок экспериментирования.
- Наблюдения на прогулках.
- Детские энциклопедии по экологическому воспитанию:
- энциклопедия дошкольника «Про экологию детям»
- Энциклопедия «Я познаю мир. Экология»
5. Видеофильмы: «Деревья в нашей жизни»
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: способствовать созданию условий для формирования основ экологического мировоззрения детей дошкольного возраста по обогащению и систематизации представлений детей о деревьях, как живых объектах природы , имеющих большое значение для окружающей среды.
Задачи:
- совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
- разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
- создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника о деревьях и их значении в жизни человека.
Для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- способствовать формированию представлений у детей о деревьях, как о живых объектах природы и их значении в жизни человека;
- углублять знания детей о деревьях: особенностях их строения (ствол, ветки, корень, листья), произрастания, видах деревьев на территории детского сада и за его пределами; об условиях, необходимых для роста деревьев; возможности использования дерево человеком;
- воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе родного края; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения к деревьям и растениям, умение заботиться о них.
Для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам эстетического и экологического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству и озеленению пространства детского сада.
Ожидаемые результаты для детей:
- Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к деревьям и растениям растущими на территории детского сада и за его пределами и их свойствами для здоровья человека.
- Овладение воспитанниками навыками к основам ландшафтного озеленения территории, овладения приемами выращивания растений.
Ожидаемые результаты для родителей:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
- повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
- повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Продукт проекта:
- Выставка поделок «Академия природных даров»
- Фотовыставка «Деревья наши друзья»
- Изготовление макета «Зеленый мир детского сада- деревья и кустарники»
- Дидактическое пособие «Найди дерево по семенам»
- Поделки «Дом, для зеленых друзей» (создание композиций из бросового и природного материала)
- Коллективная работа «Защитим наши деревья»
Этапы работы над проектом:
Этапы проекта | Деятельность педагога. | Деятельность детей. |
1 этап. Подготовительный. | Изучение методической и художественной литературы по теме проекта. -Формирование проблемных вопросов. - Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей. -Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний старших дошкольников о деревьях. -Планированиесовместной деятельности. -Создание условий для реализации проекта. | Принимают задачи проекта. Предлагают свои идеи и высказывают предложения. |
2 этап. Деятельностный. | Беседа Рассматривание Чтение Наблюдение Экскурсии Творческое рассказывание Рассказывание из личного опыта Игра Экспериментирование Познавательная деятельность Продуктивная деятельность Конструктивно - модельная деятельность Трудовая деятельность Музыкальная деятельность | Совместная деятельность педагога и воспитанников:
Работа с родителями
|
3 этап. Заключительный. | -Выставка из природного материала «Академия природных даров». -Изготовление макета «Зеленый мир детского сада- деревья и кустарники» (озеленение территории детского сада). - Результаты диагностики по выявлению уровня знаний старших дошкольников о деревьяхи определение наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта (приложение 1). | Выполнение коллективной работы
Изготовление с родителями поделок. |
Выводы:
Дети в ходе организованной исследовательской деятельности выявили свойства деревьев. В результате проделанной работы мы доказали, что можно способствовать созданию условий для формирования основ экологического мировоззрения детей дошкольного возраста по обогащению и систематизации представлений детей о деревьях, как живых объектах природы , имеющих большое значение для окружающей среды. Мы, педагоги и родители, должны этому учить детей, учить систематически и целенаправленно с самого раннего детства, ведь только от нас зависит наше будущее. Планирование дальнейшей профессиональной деятельности. В дальнейшем мы планируем углубленно заниматься этой темой , использовать интернет-ресурсы, инновационные технологии, активно вовлекать родителей в проектную деятельность, формируя основы экологической культуры у детей.
Используемая литература:
Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок» СПб.: АКЦИДЕНТ, 2005г.
А.И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» 2008 год.
А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2009 год.
С.Н. Николаева «Юный эколог» 2009 год.
В.Г. Кирман «Оформление в ландшафтном и интерьерном дизайне» Феникс 2014г.
Ю.В.Новиков«Природа и человек»М.: Просвещение, 2007 г.
Иллюстрированная энциклопедия деревьев и растений. М., 2012г.
Перспективный план по проекту «Деревья наши друзья»
в подготовительной к школе группе дошкольного возраста.
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа педагога |
Сентябрь | 1. Беседа «Что мы знаем о деревьях?»; 2. Рассматривание книг «Красная книга растений России»; 3. Наблюдение «Веточка тополя и березы» (Для чего растению корни, свет, вода? иКак родился листок у веточки?); 4. Подвижные игры: «Ветки и детки» 5. «Что выделяет растение?» (о выделении кислорода) 6. Рисование:«Белоствольная красавица» | 1.Консультация для родителей «Человек- защитник окружающей природы» 2.Анкетирование родителей. Цель: выявить уровень экологической культуры родителей по данной теме. | Зональный конкурс для педагогических работников дошкольных образовательных организаций «Ярмарка педагогических идей – 2022» |
Октябрь | 1. Беседа "Какие деревья растут на территории детского сада?" 2. Чтение «Экологические сказки»,«Деревья – какие они?»Т.Шорыгина; 3. «Веточка тополя и березы» (Для чего растению корни, свет, вода? и Как родился листок у веточки?) 4.Эксперентирование «С кем дружат деревья?»(зависимость роста от условий); 5. «Деревья и растения небывалой красоты» (лего-конструкторы); 6.Экологический волонтерский отряд «Зелёный дозор»: -Акция«Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами, птичья столовая в детском саду); | 1.Выставка рисунков детей и родителей на тему «Деревья наши друзья». 2. Акция « Собери макулатуру – сохрани дерево!» | Республиканский конкурс детского рисунка"Мой любимый дом" |
Ноябрь | 1.Беседа «Чистый воздух – спасет наше здоровье!»(о пользе деревьев-кислород) Цель: расширить знания детей о деревьях и его свойствах. 2. Рассматривание книг «Деревья и их значение»(энциклопедии, коллекция пород деревьев); 3. «Эта важная профессия –эколог» (в детскую районную библиотеку); 4. Творческое рассказывание «Если бы я был экологом,лесником, ландшафтным дизайнером …» (по мнемотаблице); 5. Сюжетно-ролевые игра: « Фабрика по дереву ». 6.вечер загадок «Загадки от Дуба Дубовича»; 7. Лепка:«Моё любимое дерево»; | 1.Консультация для родителей: "Берегите наши деревья " 2. Экспериментирование «Деревья большие и маленькие» (уход за деревьями в домашних условиях) | ГМО "Формирование экологических знаний дошкольников о родном крае" |
Декабрь | 1.Беседа «Профессии людей, занятых в выращивании деревьев»; 2. Чтение «Почему у земли платье зелёное?», « Жизнь дерева» А. Лопатина; 3. Экскурсия в медицинский кабинет «Лечебные свойства березы». 4. «Приключения капельки» (значение воды для растений); 5. Познавательная деятельность Лэпбук «В гостях у Старичка -Лесовичка»; 6. Аппликация -коллаж «Наш зеленый детский сад»;«Все деревья хороши , и полезны, и важны!» | 1.Сбор материала для изготовления альбома «Свойства деревьев». 2.Консультация для родителей: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях». | Республиканский конкурс детских проектов "Я познаю мир" в рамках республиканского конкурса исследовательских проектов(МБДОУ 90) |
Январь | 1.Беседа «Зелёная аптека рядом с человеком» (удивительное целебное свойство деревьев); 2.Просмотр фильмов, мультфильмов: -«Мудрые сказки тетушки Совы»; -«Сказки старого дуба»; 3. Творческое рассказывание «Сказки на полянке у Старичка-Лесовичка» (составление сказок, историй, загадок о деревьях); 4. Подвижная игра: «Деревья и ветер» 5. Дидактическая игра«Узнай дерево по описанию» 6. Лепка «Елка - колкая иголка и чудо доктор-рябина». | 1.Беседа родителей с детьми: «Как знакомить детей с деревом?» 2. Папки-передвижки «Полезные советы по выращиванию деревьев, кустарников и растений ». | Муниципальный конкурс "Книга своими руками" |
Февраль | 1.Беседа«Хозяйственное применение дерево»(мини-музей «Чудо-дерево»); 2. Чтение «Разговор деревьев»М.М. Пришвин. 3. Наблюдение «Малая Академия Экоши» (выращивание рассады для клумб); 4. Игра – драматизация: «Лесная история», «Сказки старого дуба» 5. Экспериментирование «Секреты под микроскопом»(размножение, болезни и вредители деревьев и растений); 6. Конструктивно - модельная деятельность «Прибор для полива растений» (обучающая робототехника) | 1.Анкета «Что Вы знаете о деревьях?» 2. Экспериментирование «Во саду, ли в огороде…» (уход за рассадой в домашних условиях); | Муниципальный конкурс дидактических пособий по экологическому воспитанию "Лучшее экологическое пособие" (ДОУ 14) |
Март | 1. Беседа «Если б не было деревьев и растений», «Как хорошо будет если…». 2. Просмотр фильмов, мультфильмов: -«Детские новости» (видео и презентации о деревьях и растениях): 3. Наблюдение за трудом взрослых по уходу и размножению комнатных растений, овощных культур, саженцев (способы размножения растений) 4. Рассказывание из личного опыта «Как я дома ухаживаю за растениями?» 5. Дидактическая игра «Что и как растет?» 6. Продуктивная деятельность «Женские руки творят чудеса» (встреча с сотрудниками детского садаОнчуковой Л.Р.., мастер- класс по бисероплетению). | 1. Консультация для родителей на тему: «Знает ли Ваш ребенок о том, что нужно беречь природу? » 2. Изготовлении фотоальбома с пояснением- «Деревья моего двора» (совместная деятельность ребенка и родителей ) | Памятка для воспитателей «Организация детского экспериментирования» |
Апрель | 1. Беседа о правилах поведения на природе. 2. Чтение «Спор деревьев» К.Д. Ушинский; 3. Наблюдение «Птичий городок» (деревья с кормушками) 4. Сюжетно-ролевая игра :«Магазин семян» 5. Рисование:«Чудо – дерево для мамы»; 6. Трудовая деятельность «Начинается весна - мы сажаем семена» (уход за огородом на подоконнике, уход за комнатными растениями и саженцами в мини-питомнике,за рассадой для летнего газона). | 1. Консультация для родителей -«Прогулки в природу – основа здоровья ребенка». 2. Акция «Чистый дом и двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории); | Республиканский фестиваль "Арт- малыш"(ДОУ 90) |
Май | 1. Просмотр видеофильма «О пользе деревьев» Цель: расширить знания детей о пользе деревьев, развивать наблюдательность, развитие связной речи. 2. Наблюдение «Метеостанция» (влияние погоды на деревья). 3. Рассказывание из личного опыта «Зеленые друзья - возле дома моего». 4. Сюжетно-ролевая игра«Мы дизайнеры участков» 5. Продуктивная деятельность -плакат «Мы и природа» 6. Конструктивно - модельная деятельность «Зеленый мир детского сада- деревья и кустарники» ( изготовление макета). | 1. Анкета для родителей «Экологическое образование в семье и ДОУ»
2. Продуктивная деятельность совместно с родителями «Аптека рядом с человеком» (познавательная информация для детей о лечебных свойствах деревьев). | Всероссийский семинар по международной программе "Эко- Школы/Зеленый Флаг"(ДОУ 86) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий, информационно-исследовательский проект по работе с детьми 6-7 лет "Моя семья"
информационно-исследовательский проект для детей 6-7 лет по расширению представлений о семье через организацию разных видов деятельности...
Информационно-исследовательский проект "Деревья нашего детского сада"
В данном проекте представлен тематический план работы по реализации проекта....
Творческо - информационный, исследовательский проект " Семья - это радость, тепло и уют, семья - это дом, где тебя всегда ждут!"
Обогатить отношения родителей и детей посредством совместной познавательно - творческой деятельности....
ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...
Информационно-исследовательский проект: " Птицы нашего края"
О птицах нашего края...
Творческо-информационный, исследовательский проект «Растения нашей клумбы »
Расширить, уточнить, обобщить представления детей о разнообразии растений, их роли в жизни человека.Познакомить детей с травянистыми растениями, вызвать интерес к растению хоста.Развитие исследо...
Творческий, информационно-исследовательский проект «Деревья-наши друзья» в группах дошкольного возраста.
Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревь...