Проект "Народы края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект разработан для ознакомления детей с коренными жителями края- "малыми народностями" об их образе жизни, традициях, играх, природных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Народы края" | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Светлячок»
Проект
«Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края»
«Народы края»
Автор проекта:
Хотулева Елена Александровна,
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Лесосибирск, 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр | ||
Информационная карта проекта | 3 | |
Актуальность проекта | 5 | |
Цели и задачи проекта | 5 | |
Содержание проекта | 6 | |
Алгоритм реализации проекта | 7 | |
Перспективы развития и возможности использования проекта | 8 | |
Список использованной литературы | 9 | |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Полное название проекта | «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края» |
Автор и руководитель проекта | Хотулева Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 «Светлячок» |
Территория, представившая проект | Г. Лесосибирск, Красноярский край |
Юридический адрес организации | 662543 Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского 5 |
Название организации | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Улыбка» г.Лесосибирска» (далее МАДОУ «Детский сад № 6») |
Телефон (факс) | 8 (39145) 6-29-15 |
Цель проекта | создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями. |
Задачи проекта |
|
Актуальность проекта | На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос, почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект «Практико - ориентированный подход в изучении малых народностей Красноярского края». Данный проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. |
Ожидаемые результаты | 1. Повышен интерес детей к познавательной деятельности по изучению Красноярского края - дети обладают развитым интеллектом, который реализуется в разных видах исследовательской и творческой деятельности, в интеллектуальной игре, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения той или иной задаче; дети склонны наблюдать, экспериментировать. 2. Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми - дети участвуют в совместных видах деятельности, творческих начинаниях, имеют навыки работы с различными источниками информации. 3. Дети самостоятельно продолжают играть в дидактическую игру, выполняют поставленные задачи, контролируют собственные действия - способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты; способны к принятию собственных познавательных и творческих решений, опираясь на свои знания и умения. 4. Повышенный интерес у родителей к формированию знаний детей по краеведению - проводят игры с ребенком в домашних условиях. Участвуют в акциях, конкурсах. |
Сроки реализации | с 11.01. по 22.01.2020 года |
Механизм реализации | I. Информационно-накопительный - Изучение интереса детей для определения целей проекта; - Сбор и анализ информации взрослыми и детьми. II. Организационно-практический - Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края»; - Оформление альбома «Народы Красноярского края»; - Выставка рисунков и аппликаций «Красноярский край» (совместно с родителями); -Онлайн – конференция «Краски Крайнего Севера» с ДОУ «Льдинка» г. Дудинка. III. Завершающий - Презентация проекта, отчёт о проделанной работе; - Презентация альбома «Малые народы Красноярского края» - Оценка этапов реализации проекта детьми; - Подведение итогов; - Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?». |
Место реализации | МБДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок» г. Лесосибирска |
Актуальность проекта.
На одной из тематических недель мы с детьми проживали тему «Наш край - Красноярский». В одной из познавательных бесед мы говорили о жителях Красноярского края, о многонациональном населении, а также о коренных жителях нашего края. Детей очень заинтересовала тема коренных жителей. Они задавали много вопросов об условиях, в которых живут люди, образе жизни, почему жизнь этих народностей отличается от нашей. Их интересовал вопрос, почему коренных жителей называют «малыми народностями». Исходя из этого, мы предложили детям узнать больше о малых народностях, их образе жизни, традициях, играх, природных условиях. Дети с большим удовольствием поддержали наше предложение, и мы совместно с детьми и родителями разработали проект по этой теме.
Проблема. Принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства является основополагающим принципом в законе «Об образовании в РФ» и ФГОС дошкольного образования, поэтому изучение дошкольниками основ культуры народов своего края относится к числу наиболее актуальных. Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна осуществляться в дошкольном образовательном учреждении - первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому возникает острая необходимость в изучении своей малой Родины, где ребенок родился и живет. Богат и могуч Красноярский край не только несметными богатствами, которые хранятся в недрах земли, водятся в огромных просторах Енисея, но и народностями, проживающими на территории края, их культурой, традициями, обычаями.
Целью проекта является создание условий для удовлетворения интереса у детей к познанию о малочисленных народностях Красноярского края, условиями их жизни, бытом, обычаями и традициями.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач:
- Сформировать у детей целостную картину о жизни малочисленных народностей нашего края; бытом и традициями. Создать условия для получения знаний о коренных народах края;
- Развивать самостоятельность, коммуникативные качества, умения добывать знания; способствовать расширению кругозора детей;
- Воспитывать уважительное отношение к малочисленным народностям нашего края, их традициям;
- Привлечь родителей к совместной реализации проектных идей, мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов о городах Красноярского края.
- Технологический блок: создание альбома «Малые народы Красноярского края».
- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы и социальным миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие (приобщение к искусству, изобразительная деятельность).
Методы проекта:
-словесные - беседа «Наш край»; рассказ ребенка о поездке в краеведческий музей г. Красноярска, дискуссия «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»;
-наглядные - рассматривание с детьми фотоальбома «Сибирь», рассматривание и описание кукол в национальной одежде; демонстрация достопримечательностей Красноярского края; виртуальный тур по музею г. Дудинка.
-практические - оформление альбома «Народы Красноярского края», выставка рисунков и аппликаций «Красноярскому краю 85 лет» (совместно с родителями); оформление и презентация альбома «Малые народы Красноярского края»;
продуктивные (проблемные, поисковые, эвристические) - изучение интереса детей для определения целей проекта;
- Сбор и анализ информации взрослыми и детьми.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
- данный проект будет проводиться в течении двух недель с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;
- совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);
- самостоятельной детской деятельности;
- деятельности детей и родителей.
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Краткое описание деятельности | Перечень продуктов по реализации проекта |
I этап Информационно-накопительный (с 11.01. по 15.01.2021) | |
Сбор и анализ информации при изучении методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по краеведению взрослыми и детьми. | Готовая информация для альбомов «Путешествие по родному краю», «Малые народы края» |
Организация деятельности группы. | План работы, сбор практического и методического материала |
Мониторинг знаний детей о Красноярском крае, о народах, проживающих в нем. | Анкетирование детей, аналитическая справка |
Разработать план мероприятий на 2 практический этап. | План мероприятий |
II этап Практический (с 18.01. по 22.01.2021) | |
Изготовление альбома «Малые народы Красноярского края» | Презентация, сообщение, картинки.
|
Проведение цикла познавательных занятий на темы: «Мой край», «Народы нашего края», «Достопримечательности Красноярского края» | Конспекты НОД |
Рисунки и аппликации на тему «Красноярский краю» | Выставка рисунков и аппликаций «Красноярский край» (совместно с родителями) |
Лепка, рисование, оригами на тему «Достопримечательности Красноярского края» | Выставки для родителей, фотоотчёт |
Оформление альбома «Малые народы Красноярского края» | Информационный альбом для детей старшего дошкольного возраста «Малые народы Красноярского края» |
Онлайн – конференция «Краски Крайнего Севера» с ДОУ «Льдинка» г. Дудинка | Дети подготовительных групп МАДОУ №6 «Светлячок» г. Лесосибирска и МБДОУ «Льдинка» г. Дудинка обменивались информацией о своих родных городах, задавали вопросы. |
Разработать план мероприятий на 3 этап | План мероприятий |
III этап Обобщающий (Завершающий) (22.01.2021 года) | |
Оформление выставки продуктов детской деятельности | Выставка продуктов детской деятельности |
Оценка этапов реализации проекта детьми. Подведение итогов | Презентация проекта, отчёт о проделанной работе |
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?». | Аналитическая справка |
ЦЕЛЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Показатель (результат-эффект) | Критерии |
Повышен интерес детей к познавательной деятельности по изучению Красноярского края | Обладает развитым интеллектом, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческой деятельности, в интеллектуальной игре, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения той или иной задаче; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать |
Сформированы коммуникативные навыки у детей на основе сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Участвует в совместных видах деятельности, Творческих начинаниях, имеет навыки работы с различными источниками информации |
Дети самостоятельно продолжают играть в дидактическую игру, выполняют поставленные задачи, контролируют собственные действия | Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен к принятию собственных познавательных и творческих решений, опираясь на свои знания и умения. |
Повышенный интерес у родителей к формированию знаний детей по краеведению | Проводят игры с ребенком в домашних условиях. Участвуют в акциях, конкурсах. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
9. Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...
ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Сценарий "Край родной - Чувашский край"
Сценарий развлечения о Родном крае....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."
Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...
Интегрированное занятие, посвящённое 73 годовщине Приморского края (музыка, окружающий мир, аппликация): "Край мой любимый"
Данное занятие - совместная разработка воспитателя Бельковой Алёны Михайловны и музыкального руководителя Манжуриной Натальи Викторовны. В занятии использованны подборка стихов о Приморском крае, позн...