Экологическая игра "Счастливая планета"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хоршева Юлия Александровна

Конспект образовательной деятельности в форме квест-игры для старших дошкольников. Содержит разнообразные упражнения по познавательному, речевому, социально-коммуникативному и физическому развитию. Конспект разработан для воспитанников от 5 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologicheska_igra.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №30» г.о.Самара

Конспект образовательной деятельности

Экологическая игра «Счастливая планета»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Автор:

Хоршева Юлия Александровна

  воспитатель МБДОУ «Детский сад№30»

 г.о.Самара

Самара, 2023

Экологическая игра «Счастливая планета»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры, развитие связной речи и навыков речевого общения, укрепление психоэмоционального и физического здоровья детей.

Задачи:

воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и пополнить детские представления о планете Земля как большом доме для всех живых существ, ее модели глобусе, многообразии природных объектов;
  • закрепить знания детей о растениях, птицах и животных;
  • закрепить правила поведения в природе;
  • обучать составлению предложений разных типов (простых и сложных);

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, слуховое внимание, мышление, сообразительность.
  • Развивать связную, грамматически правильную речь;
  • Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.
  • формировать грамматический строй речи  (формирование умения согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже;
  • Развивать умение детей правильно держать и сохранять осанку

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
  • воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, магнитофон, запись звуков леса, муляж березы, карточки с предметными картинками, коробка для сюрпризного момента, конверты с заданиями, экологические знаки (карточки).

Ход игры:

Дети с воспитателем входят в зал и произносят приветствие

Утро начинается.

Добрый день. (3 хлопка)

Люди просыпаются.(трем щечки)

Добрый день. (3 хлопка)

Солнце улыбается.(наклоны головы с улыбкой)

Добрый день. (3 хлопка)

Новый день рождается.(руки к верху)

Добрый день. (3 хлопка)

Скажем мы друг другу. (поворачиваются друг к другу)

Добрый день. (3 хлопка)

Всем друзьям, подругам.(жмут руки)

Добрый день.  (3 хлопка)

И гостям пришедшим (показывают)

Добрый день. (машут гостям)

Всем кто с нами вместе

Добрый день.

Дети садятся на стульчики.

В: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы попал в сказочный лес (звучит запись «Звуки леса»). Воспитатель обращает внимание детей на стоящую в зале березку (на березе развешены карточки с правилами поведения в природе, изображения развешены обратной (пустой) стороной к зрителям).

- посмотрите как красиво вокруг, в нашем сказочном лесу растет мудрая береза, а как вы думаете, что означает слово «мудрый» (ответы детей)

Наша береза тоже очень много знает, поэтому она и мудрая, она будет подсказывать нам экологические правила.

В.: Ой, ребята, а под березой стоит коробка, что же в ней может быть?

 (дети предлагают свои варианты)

 В.: Я вам подскажу (загадка):

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны. (глобус)

В.: Правильно, а что такое глобус?

Дети: это наша планета.

В.: Верно, это модель Земли, которая в миллион раз меньше самой планеты. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши, воды, гор, пустынь и т.д.

В.: какая наша планета? 

Д.: красивая, большая, круглая и т.д.

В.: А кто живет на нашей планете? 

(ответы детей: люди, животные, насекомые, растения и т.д.)

В.: Значит наша планета – это большой дом для ее жителей, где все должны жить в мире и согласии, посмотрите на экран, там тоже изображена наша планета. (на экране слайд с изображением)

- Но с нашей планетой что-то случилось, она стала грустной и не такой красивой, посмотрите на экран (на экране появляется изображение планеты, заполненная мусором).

- Ребята, как вы думаете, что случилось с нашей планетой?

Д.: Покрылась мусором.

В.: А как мы можем помочь Земле?

Д.: Очистить.

В.: Мы с вами можем спасти землю и очистить ее от загрязнений. А для этого мы должны выполнить игровые задания и упражнения, справившись с которыми, мы уберем весь мусор и получим подсказки «мудрой березы».

В.: Итак, вы готовы?

Д.: Да.

Воспитатель достает из коробки конверт, на котором изображены: земля, воздух, вода.

В.: Давайте посмотрим задание.

Конверт №1

Игра «Воздух. Земля. Вода»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы, среде обитания живых существ. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

 В.:Я буду бросать вам мяч и говорить слова, если назову слово «воздух», то ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу, на слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов, ответ.

Воспитатель: с этим заданием  справились на отлично, посмотрите на экран, земля немного стала очищаться и на березе появилась подсказка (по окончании игры воспитатель незаметно переворачивает одну из карточек на березе изображением к зрителям)

-Давайте подойдем поближе и посмотрим, что же нам говорит мудрая береза. (на березе открыт знак «Не загрязняй природу!»).

В.: Дети, посмотрите, что нам подсказывает березка?

Д.: Что нельзя загрязнять природу.

В.: Молодцы, запомните это правило! Чтобы всем живым существам жилось хорошо, нельзя загрязнять водоемы, леса и т.д.

(дети садятся на стульчики)

В.: Ребята, готовы узнать, что нам еще приготовила «мудрая береза»?

Д.: Да.

(воспитатель достает из коробки второй конверт)

Конверт № 2

Подвижная игра ««Волшебный лес» (проводится 2 раза)

Цель: учить детей сохранять правильную осанку, бегать врассыпную не наталкиваться друг на друга; расширять знания о работе лесничего; воспитывать бережное отношение к лесу.

Ход игры: Выбирается лесничий, остальные дети деревья. Воспитатель объясняет, что волшебном лесу деревья могут бегать, но за порядок в лесу отвечает лесничий, который следит, чтобы в его лесу росли ровные деревья, не мешая друг другу расти. По сигналу «Волшебный лес!»- дети бегают, по сигналу: «Лесничий!» - дети останавливаются, встают прямо, держа ровную осанку. «Лесничий» ходит и смотрит, чтобы дети соблюдали правила игры.

Если ребёнок забыл расправить плечи, голова опущена, то лесничий должен его исправить, далее игра продолжается по команде «Волшебный лес», «лесничий» уходит, дети бегают.

В: Молодцы ребята, лес у нас получился очень ровный и красивый! Посмотрите на экран, планета снова очищается (на изображении планеты пропадает элемент загрязнения). Как же здорово! Вы снова успешно справились с заданием, а «мудрая береза открыла нам еще одну подсказку (воспитатель незаметно переворачивает еще один знак «Береги лес!»), давайте ее посмотрим! (Дети вместе с воспитателем подходят к березе и рассматривают знак).

В.: ребята, что нам подсказывает береза?

Д.: Что нельзя оставлять огонь, в лесу! Нельзя ломать деревья! Нельзя оставлять мусор!

В.: Верно! Если мы будем соблюдать эти правила, то наш лес будет всегда красивым!

(дети садятся на стульчики)

В.: Итак, посмотрим следующее задание! (воспитатель достает конверт с изображением животных, птиц, растений, читает задание)

Конверт №3

 «Карточку посмотри и о пользе предмета расскажи»

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о пользе живых существ в природе, учить правильно строить предложения.

В.: я вам буду показывать карточки, а вы будете называть, что изображено и какую пользу природе приносит.

Муравей - Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птицам – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой.

Мухомор - лечатся животные лоси, медведи, олени.

Дождевой червяк – рыхлит землю, улучшает приток воды и воздуха к корням растений

Дятел – лесной доктор – убивает личинок жуков короеда из-под коры деревьев и строит новые дупла для других птиц и животных.

Рябина – дерево помогает очищать воздух, а ягоды служат кормом для птиц и животных в зимнее время.

Лягушка – ловит насекомых с неприятным запахом и вкусом, которые, не едят птицы.

Скворец – за день ловит столько вредителей, сколько он сам весит.

Пчела – опыляет растения и приносит мед, который употребляет в пищу человек  животные, а так е вырабатывает прополис, обладающий лечебными свойствами

Еж - он поедает вредных насекомых, змей.

Божья коровка - питаются многими вредителями растений, например тлей или мучнистыми червецами.

Грибы - роль грибов в круговороте веществ заключается в том, что, как и бактерии, эти организмы способствуют разложению всех органических элементов, которые остаются после гибели животных и растений, обогащая почву.

В.: Вы справились и с этим заданием, и наша планета еще немного очищена! (на экране с изображения планеты пропадает еще один элемент загрязнения, в это время воспитатель незаметно переворачивает знак на березе и открывает карточку «Береги животных!»  Давайте посмотрим что нам подсказывает березка. (Дети вместе с воспитателем подходят к березе и рассматривают знак).

В.: Какие правила, мы видим на картинке?

Д.: Не разоряй птичьи гнезда! Не обижай животных! Оставляй корм для животных в лесу!

В. Верно! Молодцы ребята! Каждый житель нашей планету приносит свою пользу природе, поэтому нужно беречь каждое живое существо! Нас уже ждет следующее задание! (Дети встают полукругом, воспитатель достает следующий конверт с изображением «Хорошо» и «Плохо», читает задание)

Конверт № 4  Разминка

Цель: закрепление правил поведения в лесу, укрепление мышц живота, снятие психоэмоционального напряжения

В.: А сейчас у нас разминка «Если я приду в лесок».

Ярослава будет называть действия, а вы отвечайте: если это хорошо, делаем наклоны вперед, а если плохо, то наклоны делаем в стороны!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

В.: Прекрасно справились с заданием! На нашей планете осталось последнее загрязнение! Мы с вами добрались до последнего задания, но прежде чем к нему приступить посмотрим подсказку мудрой березы! (воспитатель переворачивает последнюю карточку «Береги насекомых!»)

В.: Ребята, какие правила нам подсказывает «мудрая береза»?

Д.: Не лови насекомых! Не дави насекомых! Не разрушай муравейники  улья! И т.д. (дети садятся на стульчики)

В.: ну что, ребята приступим к последнему упражнению?

Д.: да! (Воспитатель достает последний конверт с изображением насекомых и читает задание)

Конверт № 5 «Массаж для лица»

Цель: автоматизация звука «Л», профилактика простудных заболеваний.

 (Дети вместе с воспитателем произносят стихотворение, выполняя массажные движения лица)

Ла-ла-ла

На цветке сидит пчела

(провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам – 7 раз)

Ул-ул-ул

Ветерок подул

(провести пальцами по щекам сверху вниз – 7 аз)

Ала-ала-ала

Пчелка крыльями махала

(кулачками энергично провести по крыльям носа- 7 раз)

Или-ила-ила

Пчелка меда носила

(растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком)

В.: Молодцы, ребята мы с вами выполнили все задания, открыли все подсказки «мудрой березы»! посмотрите как наша планета преобразилась, стала чистой, красивой! Чтобы она всегда оставалась такой, мы с вами должны выполнять правила, которые подсказала нам березка! Какие правила вы запомнили?(Ответы детей)

В.: Отлично! Ой, ребята посмотрите, наша планета заулыбалась! (На экране появляется изображение планеты с улыбкой) У нее хорошее настроение! А у вас какое настроение?

Д.: Веселое! Хорошее! Радостное!...

В.: Ребята, а давайте поделимся своим хорошим настроением с нашими гостями!

Д.: Давайте!

Дети исполняют танец «Улыбки», прощаются с гостями и выходят из зала.

Список литературы:

  1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
  2. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  3. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  5. Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
  6. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  7.  Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию:"Планета Земля в опасности"

Конспект занятия разработан  для детей подготовительной группы, для знакомсва с планетой Земля, её особенностями. О важности чистой экологии для всего живого на Земле. Учить работать с картой....

Игра – соревнование по экологическому воспитанию "Планеты солнечной системы"

Уточнить знания детей о планетах солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к солнцу....

Родительское собрание в старшей группе Экологический КВН «Планета, на которой мы живем»

Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии...

Родительское собрание в старшей группе Экологический КВН «Планета, на которой мы живем»

Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения. Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии...

Экологический проект "Планета - наш дом, не мусори в нем!"

Совместный проект педагогов и детей МБДОУ д/с п. Дивное...

Экологическая викторина "Планета Земля в опасности!"

Экологическое образование дошкольников-это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, который проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру и отношен...