Самообразование по теме "Экспериментальная деятельность детей 2 группы раннего возраста"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. В публикации представлен план по самообразованию и план работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
Тема «Экспериментальная деятельность детей 2 группы раннего возраста»
Актуальность
«Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства…». Существенную роль в достижении цели играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, создают условия для возможности делать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель: создать условия для повышения своего профессионального уровня по вопросу «детское экспериментирование».
Задачи:
1. изучить нормативно-правовые документы, методическую литературу и ИКТ;
2. выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей
2. составить картотеку опытов и экспериментов;
3. развивать мелкую моторику детей;
4. развивать любознательность, воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
5. создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
5. совершенствовать предметно-развивающую среду группы - пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом;
7. использовать разработанный материал в различных видах деятельности, режимных моментах;
8. объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной работы по познавательно-исследовательской деятельности детей;
9. совершенствовать знания родителей о значимости проведения опытов и экспериментов для развития детей.
Предполагаемый результат
- Повышение профессионального уровня в вопросах исследовательской деятельности.
- Изучение нормативно-правовых документов (ФГОС ДО).
- Изучение методической литературы и ИКТ.
- Использование разработанного материала в различных видах деятельности, режимных моментах.
- Возникновение интереса к экспериментированию у детей раннего возраста.
- Готовность к логическому познанию.
- Совершенствование знаний родителей о значимости опытов и экспериментов для развития детей.
Алгоритм работы по самообразованию
№ | Содержание работы | Итог работы | Срок выполнения | |||
Информационно-аналитический этап | ||||||
1 | Изучение нормативно-правовых документов | Аннотация | Сентябрь | |||
2 | Изучение методической литературы и ИКТ. | Аннотация | Сентябрь | |||
Практический этап | ||||||
3 | Подбор и оснащение развивающей предметно-пространственной среды. | Обогащение развивающей среды методическим материалом. | В течение года | |||
4 | Подборка опытов и экспериментов | Картотека опытов и экспериментов | Сентябрь | |||
5 | Разработка перспективного плана работы с детьми | Перспективный план | Октябрь | |||
6 | Разработка перспективного плана работы с родителями | Перспективный план | Октябрь | |||
7 | Подготовка консультации для педагогов ‘Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста ’ | Консультация для педагогов | Декабрь | |||
Заключительный этап | ||||||
8 | Разработка и реализация занятия «Вода-чудесница». | Конспект Самоанализ | Апрель | |||
9 | Разработка презентации по теме самообразования. Составление отчёта по самообразованию | Презентация Отчёт | Май |
Перспективное планирование работы с детьми
Цель: создать условия для развития опытно-экспериментальной деятельности у детей раннего возраста.
Задачи:
- учить детей вести наблюдения за объектами неживой природы;
- учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы;
- учить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- развивать мелкую моторику, тактильное восприятие;
- развивать мышление и воображение;
- формировать положительный настрой на занятия со взрослым
Месяц | Тема | Содержание | Задачи | |
Сентябрь | «Вода» |
| Дать представление о том, что вода может изменять направление, ее можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | |
«Буруны» | Дать представление о том, что вода может бурлить. | |||
«Рыбалка» | Закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок. | |||
«Пенный замок» | Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. | |||
Октябрь | «Песок» | «Какой бывает песок?» | Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой - рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету). Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение сравнивать, обозначать действия словом. | |
«Как отделить песок?» | Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок. | |||
«Почему раздувается песок?» | Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. | |||
«Как рисовать песком?» | Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке можно рисовать палочкой. | |||
Ноябрь | «Воздух» | «Где находится воздух?» | Помочь детям выявить воздух; познакомить с таким его свойством, как невидимость. Обогащать словарь детей понятиями «невидимый, заполнять, пузырьки, вдыхать»; развивать умение устанавливать связь между предметами и делать простейшие выводы. | |
«Для чего нужен воздух?» | Дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами. | |||
«Как заставить лодочку плыть?» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением ( движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу. | |||
«Игрушка - вертушка» | Познакомить детей со свойством воздуха - приводить в движение предметы.
| |||
Декабрь | «Камни» | «Сказка о камешке» | На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми. | |
«Почему камешки тонут в воде?» | Формировать представления детей о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь между предметами, сортировать камушки по величине. | |||
«Шумелки» | Послушать, какой звук издают камешки. | |||
Январь | «Снег» | "Свойствами снега" "Разные ножки топают по снежной дорожке" | Познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок, в тепле тает. Научить детей получать четкие следы на снегу. | |
"Ледяная горка" | Показать детям, как делать горку для куклы | |||
"Снежный городок" | Научить детей делать из снега колобки и большой дом. | |||
Февраль | «Бумага» | «Волшебная бумага» | Познакомить детей с разной бумагой и некоторыми ее свойствами. | |
«Свойства бумаги». | Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная. | |||
«Свойства бумаги» | Познакомить детей со свойством бумаги намокать. | |||
«Бумажные комочки» | Познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием. | |||
Март | Опыты с разными предметами | «Какие следы оставляют фрукты и овощи?» | Дать детям представление о свойстве некоторых овощей и фруктов окрашивать бумагу, ткань и руки. Развивать умение обозначать действие словом, различать и правильно называть фрукты и овощи. | |
«Какими свойствами обладает мел?» | Познакомить детей с о свойствами мела (твёрдый, но может крошиться, оставляет следы на разных предметах, может окрашивать песок, сырой не рисует). | |||
«Тонет-не тонет» | Способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет». | |||
«Чудесный мешочек» | Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик). | |||
Апрель | «Солнце» | «Солнечный зайчик» | Познакомить с естественным источником света – солнцем. | |
«Тень» | Познакомить детей со свойством солнечного света. | |||
«Разноцветные стекляшки» | Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. | |||
«Что-то в коробке» | Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. | |||
Май | «Ткань» | «Разноцветные лоскутки» | Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря. | |
«Свойства ткани» | Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется). | |||
«Свойства ткани» | Познакомить детей со свойствами ткани (намокает). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность детей группы раннего возраста"Веселые каникулы-Снеговик"
Проект включает в себя экспериментальную деятельность с водой и снегом,НОДы-аппликация,лепка,рисование,подвижные игры и т.д....

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста ....

Конспект Руководства игровой деятельностью детей группы раннего возраста на тему: «Приготовим постель для куклы»
Конспект составлен с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . .Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"
Представляю вашему вниманию развивающие игры на липучках, которые стали для меня очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Проектная деятельность детей группы раннего возраста: «В гости к нам пришла зима »
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со снегом и экспериментальной деятельности с водой....
Рабочая программа образовательной деятельности детей группы раннего возраста. (Группа раннего возраста детского сада общеразвивающей направленности, полного дня пребывания).
Рабочая программа образовательной деятельности детей группы раннего возраста...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...