Конспект НОД по экологии для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Приключение в сосновом бору»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Балдина Елена Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Конспект НОД по экологии

для детей среднего дошкольного возраста

 Тема: «Приключение в сосновом бору»

                                                                       Подготовила и провела

                                                                         воспитатель:  Балдина Е.М.

Задачи:

1. Формировать знания детей о разнообразии растений в сосновом бору.

2. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком.

3. Закрепить знания   о хвойных деревьях.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

5. Развивать речь детей.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Материал к занятию: искусственные елки, ветки сосны и ели, сосновые и еловые шишки, мягкие игрушки (лесные животные), "Старик-Лесовик"

Предварительная работа: наблюдение за елью, рассматривание иллюстраций; составление рассказов, просмотр презентаций и видеофильмов.

Ход занятия:

В групповой комнате создана обстановка зимнего леса. Расставлены искусственные ели. Мягкие игрушки зверей.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы  с вами отправимся на прогулку в зимний лес /звучит музыка/.

Дети закрывают глаза.

Воспитатель: А вот и он, прекрасный зимний лес. Как же здесь здорово!

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Автор: Сергей Есенин

- Давайте послушаем, как тихо в лесу.  ( слышны шаги) Ой, слышите, кто-то к нам идет! ( появляется Старик- Лесовик)

- Здравствуй старичок-лесовичок, ты почему такой грустный?

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята!  Я Старик- Лесовик. Много лет живу в лесу и охраняю всех лесных жителей. Но вчера случилось несчастье. Злой вихрь вскружил все вокруг и заколдовал все вокруг. Помогите мне расколдовать лесных жителей.

Воспитатель: Ребята, поможем Стричку- Лесовичку? (да)

Что нам нужно сделать?

Старичок-Лесовичок: Все задания находятся в конверте.

Воспитатель открывает конверт.

Задание№1

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки ...
(Ёлка) 

Дерево - Ёж
Носит платье клёш.
(Ель)

Держит лапы - косолапы,
А рост как у папы.
(Ель) 

Деревце колючее,
Зелёное, пахучее.
Прилетела к нам метель,
Стала белой наша...
(Ель)
Е. Зих

Старичок-лесовик: Правильно, ель.  Как называется еловый лес? ельник.

Молодцы!

Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский – ...
(Кедр)

- Какие еще хвойные деревья вы знаете? / ответы детей/

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
(Сосна)

Всем давным-давно известно,
Эта девушка прелестна.
Выше всех в тайге она,
Это - стройная ...
(Сосна)
А. Лисица

- Ребята, скажите, пожалуйста, как можно назвать сосновый лес?/сосновой бор/.

Задание№ 2

Поиграем в игру:  «С какого дерева ветка»

Под деревом стоит корзина наполнена ветками . давайте прикрепим веточки к нужному дереву. (игра детей)

Вот и еще с одним заданием мы справились.

Задание №3

Найдите что общего и чем отличаются ель и сосна.

Воспитатель: Правильно, их можно отличить по расположению веточек, по хвоинкам и форме шишек.

/Воспитатель берет шишку ели и постукивает ей по столу, вылетают семена/.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? /ответы детей/

Воспитатель: Правильно, это семена. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы это семечко выросло и превратилась в ель? /ответы детей/

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дерево живое или нет? /ответы детей/.

Воспитатель обобщает: Деревья -это живой организм, т. к. для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.

 Игра на релаксацию.

Сейчас мы с вами превратимся в семечко. Вы будете прорастать. Полил теплый дождик. Солнышко согрело вас своим теплом. Семечко прорастает и превращается в росточек. Подул ветерок. Росточек покачался, потянулся к солнышку и превратился в пушистую ель.

Воспитатель: В ельнике живет много лесных жителей.

 Задание №4

Какие птицы и звери живут в ельнике. Чем питаются? (ответы детей)

Задание№5

Просмотр видеоролика о жизни в ельнике.

- Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками: клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи. Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Что же может произойти с обитателями леса, если вдруг исчезнут ели? /ответы детей/

- Верно, все могут погибнуть, ведь им негде будет укрыться и не чем будет питаться.

Но ели помогают не только птицам и животным, они незаменимые помощники человека. Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, ткани, целлофан, музыкальные инструменты и даже лекарство. / все показываю детям. Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди других деревьев, пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, скверах, парках. Ель в любое время года очищает воздух и дарит людям здоровье.

Задание№ 6

Посади ель.

В конверте лежат семена. Давайте посадим их в горшочек и будем наблюдать за тем, как из зернышка вырастет пушистая ель.

Дети высаживают семена в приготовленные горшки.

 Старик- Лесовик: Ребята, спасибо вам большое. Вы помогли мне расколдовать мой ельник. Вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего понравилось в моем лесу? В чем были трудности?

За ваши старания я дарю вам настоящие еловые и кедровые шишки. Мне пора возвращаться в лес. До свидания!

Использованная литература:

  1. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Экология для малышей». Издательство «Центр Проблем Детства», 2002 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Конспект НОД по экологии

для детей среднего дошкольного возраста

 Тема: «Приключение в сосновом бору»

                                                                       Подготовила и провела

                                                                         воспитатель:  Балдина Е.М.

Задачи:

1. Формировать знания детей о разнообразии растений в сосновом бору.

2. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком.

3. Закрепить знания   о хвойных деревьях.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

5. Развивать речь детей.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран.

Материал к занятию: искусственные елки, ветки сосны и ели, сосновые и еловые шишки, мягкие игрушки (лесные животные), "Старик-Лесовик"

Предварительная работа: наблюдение за елью, рассматривание иллюстраций; составление рассказов, просмотр презентаций и видеофильмов.

Ход занятия:

В групповой комнате создана обстановка зимнего леса. Расставлены искусственные ели. Мягкие игрушки зверей.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы  с вами отправимся на прогулку в зимний лес /звучит музыка/.

Дети закрывают глаза.

Воспитатель: А вот и он, прекрасный зимний лес. Как же здесь здорово!

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Принагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Автор: 
Сергей Есенин

- Давайте послушаем, как тихо в лесу.  ( слышны шаги) Ой, слышите, кто-то к нам идет! ( появляется Старик- Лесовик)

- Здравствуй старичок-лесовичок, ты почему такой грустный?

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, ребята!  Я Старик- Лесовик. Много лет живу в лесу и охраняю всех лесных жителей. Но вчера случилось несчастье. Злой вихрь вскружил все вокруг и заколдовал все вокруг. Помогите мне расколдовать лесных жителей.

Воспитатель: Ребята, поможем Стричку- Лесовичку? (да)

Что нам нужно сделать?

Старичок-Лесовичок: Все задания находятся в конверте.

Воспитатель открывает конверт.

Задание№1

Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки ...
(Ёлка) 

Дерево - Ёж
Носит платье клёш.
(Ель)

Держит лапы - косолапы,
А рост как у папы.
(Ель) 

Деревце колючее,
Зелёное, пахучее.
Прилетела к нам метель,
Стала белой наша...
(Ель)
Е. Зих

Старичок-лесовик: Правильно, ель.  Как называется еловый лес? ельник.

Молодцы!

Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский – ...
(Кедр)

- Какие еще хвойные деревья вы знаете? / ответы детей/

Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
(Сосна)

Всем давным-давно известно,
Эта девушка прелестна.
Выше всех в тайге она,
Это - стройная ...
(Сосна)
А. Лисица

- Ребята, скажите, пожалуйста, как можно назвать сосновый лес?/сосновой бор/.

Задание№ 2

Поиграем в игру:  «С какого дерева ветка»

Под деревом стоит корзина наполнена ветками . давайте прикрепим веточки к нужному дереву. (игра детей)

Вот и еще с одним заданием мы справились.

Задание №3

Найдите что общего и чем отличаются ель и сосна.

Воспитатель: Правильно, их можно отличить по расположению веточек, по хвоинкам и форме шишек.

/Воспитатель берет шишку ели и постукивает ей по столу, вылетают семена/.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? /ответы детей/

Воспитатель: Правильно, это семена. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы это семечко выросло и превратилась в ель? /ответы детей/

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, дерево живое или нет? /ответы детей/.

Воспитатель обобщает: Деревья -это живой организм, т. к. для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.

 Игра на релаксацию.

Сейчас мы с вами превратимся в семечко. Вы будете прорастать. Полил теплый дождик. Солнышко согрело вас своим теплом. Семечко прорастает и превращается в росточек. Подул ветерок. Росточек покачался, потянулся к солнышку и превратился в пушистую ель.

Воспитатель: В ельнике живет много лесных жителей.

 Задание №4

Какие птицы и звери живут в ельнике. Чем питаются? (ответы детей)

Задание№5

Просмотр видеоролика о жизни в ельнике.

- Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками: клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи. Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Что же может произойти с обитателями леса, если вдруг исчезнут ели? /ответы детей/

- Верно, все могут погибнуть, ведь им негде будет укрыться и не чем будет питаться.

Но ели помогают не только птицам и животным, они незаменимые помощники человека. Из древесины ели делают мебель, бумагу, картон, ткани, целлофан, музыкальные инструменты и даже лекарство. / все показываю детям. Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди других деревьев, пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, скверах, парках. Ель в любое время года очищает воздух и дарит людям здоровье.

Задание№ 6

Посади ель.

В конверте лежат семена. Давайте посадим их в горшочек и будем наблюдать за тем, как из зернышка вырастет пушистая ель.

Дети высаживают семена в приготовленные горшки.

 Старик- Лесовик: Ребята, спасибо вам большое. Вы помогли мне расколдовать мой ельник. Вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего понравилось в моем лесу? В чем были трудности?

За ваши старания я дарю вам настоящие еловые и кедровые шишки. Мне пора возвращаться в лес. До свидания!

Использованная литература:

  1. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. «Экология для малышей». Издательство «Центр Проблем Детства», 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»

Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема: «Приключения Смешариков продолжаются»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастатема:  «Приключения Смешариков продолжаются»Цель: создание условий для  развития у детей старшего...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Прогулка в Балаковском сосновом бору"

Знакомство детей с красивыми местами, где они могут отдохнуть вместе с родителями. Закрепление знаний детей о правилах поведения на природе, способствовать осознанному их применению....

Конспект спортивно – познавательного развлечения на прогулке с элементами геокешинга для детей среднего дошкольного возраста «Летнее приключение»

Цель: пропагандировать и приобщать к здоровому образу жизни всех участников мероприятия через спортивно-познавательную  игру.Задачи: Развивать умение ориентироваться в пространстве. Тренировать л...

Конспект спортивно – познавательного развлечения на прогулке с элементами геокешинга для детей среднего дошкольного возраста «Летнее приключение»

Цель: пропагандировать и приобщать к здоровому образу жизни всех участников мероприятия через спортивно-познавательную  игру.Задачи: Развивать умение ориентироваться в пространстве. Тренировать л...

Конспект по ФЭМП для детей среднего дошкольного возраста. Тема: Круг, квадрат. Большой, маленький

Тема: Круг, квадрат. Большой, маленький.Цель: Развивать память, внимание, логическое мышление.                              ...