Конспект занятия в старшей группе «Эколята лучшие друзья» 19.04.2022
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Михненок Анастасия Александровна

Конспект занятия в старшей группе «Эколята лучшие друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyati_pro_ekolyat.docx258.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

Конспект образовательной деятельности по «Экологическому развитию» раздел «Познавательное развитие»

Тема: "Путешествие по экотропинке"

(возраст детей: старшая группа 5-6 лет)

 Подготовила: воспитатель

Михненок Анастасия Александровна

                                               

г.о. Красногорск

2023 гг.

Цель: систематизировать и закрепить знания обучающихся об окружающем мире и его законах.

Программные задачи:

  • познакомить с понятием «юный натуралист»,
  • расширить представление о взаимосвязи всего живого, о временах года, о правилах поведения в лесу,
  • развивать навыки наблюдения, умения сравнивать, делать выводы, рассуждать по заданной теме,
  • сформировать познавательный интерес к изучению окружающего мира,
  • воспитывать любовь к окружающему миру, к родной природе и Родине.

Форма проведения занятия:

занятие построено в форме игры - путешествия по экотропинке, что соответствует рекомендуемому возрасту.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Формы организации образовательной области:

  • совместная деятельность педагога и детей,
  • самостоятельная деятельность.

Методы и приёмы:

  1. Наглядные: использование демонстрационных картинок, аудио запись птичьих голосов.
  2. Словесные: поисковые и проблемные вопросы к детям, объяснение, оценка деятельности детей, поощрение, пояснение к выводу.
  3. Практические: создание игровой мотивации, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставления.

 Материалы: разрезные картинки экопазла; картинки по данной теме; карточки животных и их домики; бумага формата А4 для печати раздаточного материала; фотоаппарат или телефон с фотокамерой, чтобы сделать фотографии для отчета.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по экотропинке и узнаем тайны, скрытые от нас природой, как самые настоящие юные натуралисты. На нашей тропинке будет несколько остановок, на каждой из которых мы будем выполнять задания и выигрывать часть экопазла. И в конце нашего занятия мы вместе соберем этот пазл.

 

Начинается наше путешествие с полянки юнната.

- Вы знаете, кто такой юннат? Кого так называют?

1 СТАНЦИЯ — ПОЛЯНКА ЮННАТА.

Слово «юннат» составлено из двух слов - «юный натуралист». Слово «натуралист» означает человека, изучающего природу. А зачем нужно ее изучать?

(ответы детей)

Чтобы много знать о том, что нас окружает, чтобы уметь защищать природу.

Каким самым важным качеством должен обладать юный натуралист?

Самое главное качество натуралиста - умение наблюдать, то есть внимательно смотреть на объект и подмечать детали. Давайте с вами потренируемся быть наблюдательными натуралистами. Посмотрите на рисунок на слайде, а потом ответьте на вопросы, чтобы выяснить, кто самый наблюдательный.

Обратите внимание на то, что нарисовано на картинке, какого цвета предметы, посчитайте их. (На фланелеграфе висит рисунок леса)

Педагог дает детям время внимательно рассмотреть рисунок, после чего, убирает картинку, и задает вопросы.

  • Какие деревья были на полянке?
  • Были ли на ели шишки?
  • Сколько кустов с ягодами на полянке?
  • Какого цвета ягоды растут ближе всего к ели?
  • Есть ли на полянке ядовитые грибы? Сколько их?
  • Деревце рябины находится позади ели или впереди?
  • Какие животные изображены на картинке?

После того, как дети ответят на вопросы, педагог возвращает обратно картинку, и вместе с ребятами отвечает на ранее заданные вопросы. В зависимости от уровня подготовки детей, можно не скрывать картинку, а задавать вопросы прямо по картинке.

Молодцы, ребята, я вижу, что здесь собрались очень внимательные юннаты! И самый внимательный получает первый кусочек экопазла. И мы с вами переходим на следующую остановку экотропинки.

 Но прежде чем отправится по тропинке в лес, нам надо узнать, что стоит взять с собой, как вести себя в лесу. Это очень важно, поэтому давайте внимательно посмотрим видеоролик, чтобы быть готовыми ко всему, что нас ждет в лесу. Дети смотрят видеоролик на тему «ПРАВИЛА ЛЕСНОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА», «ЧТОВЗЯТЬССОБОЙ ВЛЕС?»

Вы очень внимательно посмотрели видеоролик, давайте проверим, запомнили ли вы, что надо взять с собой, когда отправляешься в лес.

Перед вами на картинках представлены различные предметы, вещи, которыми мы пользуемся почти каждый день. Какие 6 предметов вы возьмете с собой, отправляясь в путешествие? Обведите их красным карандашом и назовите их

Педагог раздает детям картинку, на которой изображены разные предметы, ребятам нужно обвести красным карандашом те предметы, которые они возьмут с собой в лес, и объяснить, что они взяли и почему.

Ответы детей: в первую очередь необходимо взять дождевик, аптечку, фонарик, спички, воду, нож.

2 СТАНЦИЯ — ВРЕМЕНА ГОДА

Чтобы правильно подготовиться к путешествию, нужно знать, какое время года на дворе. Скажите, ребята, какое время года на картинке? А как вы это определили?

Педагог выслушивает и комментирует ответы детей.

Мы с вами знаем, что у каждого времени года есть свои приметы. И сейчас мы поиграем и потренируемся эти приметы определять.

ИГРА С МЯЧОМ «БЫВАЕТ — НЕ БЫВАЕТ»

Педагог произносит примету времени года и кидает ребенку мяч. А ребенок, которому бросили мяч, должен быстро ответить, бывает это или не бывает. В случае, если игра с мячом не подходит для формата занятия с конкретными детьми, педагог может провести эту игру без мяча. В таком случае он называет примету времени года, а дети должны хлопнуть в ладоши и сказать: «Бывает!», если эта примета верная.

Приметы:

  • Снег летом (не бывает)
  • Дождь осенью (бывает)
  • Радуга летом (бывает)
  • Жара зимой (не бывает)
  • Зима после осени (бывает)
  • Иней летом (не бывает)
  • Капель весной (бывает)
  • Град летом (бывает)
  • Туман осенью (бывает)
  • Листопад зимой (не бывает)
  • Урожай осенью (бывает)
  • Ледоход летом (не бывает)
  • Лето после зимы (не бывает)

Наша дружная команда отлично разбирается во временах года, значит, мы заработали еще один кусочек экопазла и можем смело отправляться в лес. 3СТАНЦИЯ — «Птичьи ГОЛОСА»

На картинке вы видите птиц и звучит запись их голосов. Вот только голоса перепутались. Наша с вами задача - определить, где чей голос.

На картинке вороны, воробья, синицы, совы, иволги). Педагог включает запись, дети определяют, чей это голос.

Педагог просит прокомментировать, как поет эта птица: тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее.

Затем педагог предлагает детям поупражняться в произнесении звуков птичьих песен.

Молодцы, ребята! Мы вернули птицам их голоса, научились различать их пение, даже сами исполнили их песенки и заработали третий кусочек экопазла.

Но прежде чем идти дальше, нужно размяться и потянуться. Поэтому я приглашаю вас на веселую звериную зарядку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА»

ПОДНИМАЙТЕСЬ-КА, РЕБЯТА,

РАССЧИТАЙТЕСЬ ПО ПОРЯДКУ, ПРИГЛАШАЮТ ВАС ЗВЕРЯТА НА ВЕСЕЛУЮ ЗАРЯДКУ!

ДЕТИ ВСТАЮТ НА НОСОЧКИ, ПОДНИМДЮТ РУКИ И ПОДТЯГИВАЮТСЯ - ТЯНУТСЯ ВВЕРХ

НЕ СИДИ И НЕ ЛЕНИСЬ,

С КРАСНОЙ ПАНДОЙ ПОТЯНИСЬ -

ТЯНЕТ ЛАПКИ В ПОТОЛОК

Этот МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК!

КАК ЛОШАДКА, МЫ С ТОБОЙ ПОКАЧАЕМ ГОЛОВОЙ.

СМОТРИМ ВВЕРХ И СМОТРИМ ВНИЗ, НЕ СПЕШИ, НЕ ТОРОПИСЬ!

ДЕТИ КАЧАЮТ ГОЛОВОЙ ВВЕРХ И ВНИЗ

ПОВРАЩАЕМ ГОЛОВОЙ,

Будто СУСЛИК-ПОСТОВОЙ!

ВЛЕВО-ВПРАВО, ВЛЕВО-ВПРАВО ОЧЕНЬ ЗОРКАЯ ЗАСТАВА!

ДЕТИ ПОВОРАЧИВАЮТ ГОЛОВУ ВПРАВО И ВЛЕВО

ВЕСЕЛО И С ОГОНЬКОМ

ПРИСЕДАЕМ С КУЛИКОМ По ПЕСОЧКУ ОН ШАГАЕТ,

ОЧЕНЬ ЛОВКО ПРИСЕДАЕТ.

ДЕТИ ДЕЛАЮТ НЕГЛУБОКИЕ ПРИСЕДАНИЯ

И С ЗАЙЧАТАМИ ВСЕ ВМЕСТЕ Мы ПОПРЫГАЕМ НА МЕСТЕ.

ДЕТИ ПРЫГАЮТ НА МЕСТЕ

ПОШАГАЕМ МЫ НЕМНОЖКО,

Мягко-мягко, БУДТО КОШКА.

ДЕТИ ШАГАЮТ НА МЕСТЕ

КАК СОБАЧКА, МЫ ВСТРЯХНЕМСЯ И ДРУГ ДРУГУ УЛЫБНЕМСЯ!

ДЕТИ ВСТРЯХИВАЮТ РУКАМИ И НОГАМИ И УЛЫБАЮТСЯ ДРУГ ДРУГУ

Вы прекрасно размялись, и мы идем дальше, если вы внимательно посмотрите, то сможете увидеть домики, в которых живут лесные обитатели. Но знаете ли вы, чьи эти домики?

Перед вами на рисунках (карточках) несколько животных. Но они потеряли дорогу домой. Помогите им, определите, где кто живет. Соберите рисунки (карточки) в пары. Назовите этих животных. Педагог может раздать участникам игры карточки с изображением домика и самого животного, а ребята должны положить рядом домик и его жильца.

ОТВЕТ: дятел - З, сорока - 2, лиса - 5, летучая мышь — 4, ласточка - б, тарантул -Ребята, вы настоящие юннаты: отлично знаете, кто где живет! Вы заслужили еще одну часть экопазла!

А сейчас, ребята, помогите мне закончить стихотворение.

Вот мальчишка в лес пришел,

И спросила кроха:

Что такое... хорошо

Что такое ... плохо

И нас ждет следующая станция экотропинки, которая называется «Хорошо или плохо?».

4 СТАНЦИЯ — «ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?»

Я вам буду предлагать ситуации, но не простые, а экологические, природные, а вы подумайте, хорошо это или плохо. Педагог предлагает детям ситуации, а дети рассуждают и делают умозаключения.

         Примеры ситуаций:

Ясный солнечный день — хорошо или плохо?

В лесу пропали все волки - это хорошо или плохо? Каждый день идут дожди — это плохо или хорошо?

Снежная зима — это хорошо или плохо?

Все деревья зеленые - это хорошо или плохо?

Много цветов в нашем саду — это плохо или хорошо?

Исчезли все птицы на земле — это плохо или хорошо?

В городе уничтожили всех комаров — это хорошо или плохо?

Педагог корректирует ответы детей, подсказывает, в каком направлении можно рассуждать.

 Мы видим, что на любую ситуацию можно взглянуть с разных сторон, поэтому ответить на такой, казалось бы, простой вопрос на самом деле не всегда легко. Вы замечательно рассуждали, и ваша команда получает четвертую часть экопазла.

5 СТАНЦИЯ — БЮРО НАХОДОК

На этой станции мы с вами заглянем в природное бюро находок, куда приносят потерянные вещи. Давайте-ка определим, кто потерял все эти вещи? На картинке — изображения «находки», которому она принадлежит. По возможности педагог может использовать натуральные объекты, давая детям подержать их в руках и рассмотреть. «Находки» (и их хозяин)

Яблоко (яблоня) Перо (птица); Еловая или сосновая шишка (ель или сосна); Раковина (моллюск); Желудь (дуб); Семена подсолнечника (подсолнух); Крылатки клена (клен)

Все находки мы вернули их хозяевам и получаем часть экопазла.

6 СТАНЦИЯ «Что БУДЕТ, Если?..»

Заключительная станция нашей экотропинки дает нам возможность подумать о последствиях наших поступков. Давайте с вами решим несколько экологических задачек, в которых нет цифр, зато есть ответ. Итак, что будет, если?..

Педагог задаёт ситуацию для обсуждения, а дети предлагают варианты ответа.

Педагог выслушивает и комментирует их ответы. Примеры ситуаций:

  1. Что будет, если в реку один мальчик бросит пластиковую бутылку? А два мальчика? А три? А много мальчиков?
  2. Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять?
  3. Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города?
  4. Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу?
  • Как мы видим, здоровье природы, здоровье нашей планеты и любого существа на ней зависит от каждого из нас.

Вы успешно справились с экологическими задачами, и у теперь нас есть последняя часть экопазла. Давайте же соберем его вместе. Дети собирают разрезную картинку. Вот какая картина у нас получилась. Что изображено на этой картине? Как вы думаете, хорошо ли жить на такой чистой планете?

Что нам с вами нужно делать, чтобы наша планета всегда оставалось такой чистой и прекрасной? ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М,ДУДИНА (ПЕДАГОГОМ ИЛИ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ)

- Завершим наше занятие словами Михаила Дудина:

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!

Список литературы и информационных источников

  1. Картотека подвижных экологических игр [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сесть nsportal.ru — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/09/25/kartoteka-ekologicheskih-podvizhnyh-igr
  2. Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру - URL: https://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/3813-ekologicheskie-igry-i-uprazhneniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

З. Ивнаова А.И., Михайленко В.Я. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010

  1. Рыжова НА. Экологические сказки Натальи Рыжовой. — М.: Мосприрода, 2015
  2. Соломеникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. — М.: МОЗАИ КАСИНТЕЗ, 2005

                   

C:\Users\Анастасия\Desktop\РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ\Путешествие по экотропинке\WRNUPBEF_ho.jpg

C:\Users\Анастасия\Desktop\РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ\Путешествие по экотропинке\_8H5f0daGAA.jpg


C:\Users\Анастасия\Desktop\РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ\Путешествие по экотропинке\SHunSL2Z5Yw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия в старшей группе " Наши пернатые друзья".

Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его  в работе с детьми....

Конспект занятия для старшей группы "КВН "мы друзья природы"

Развивать умение детей самостоятельно выпонять задания в условиях соревнавания. Уточнять экологические знания детей, на основе конкретных правил поведения в природе....

Конспект занятия в старшей группе книга лучший друг

Цель: формирование у детей понятия, что книга - это источник информации, знаний.Задачи:   Вызвать интерес к миру книг, формировать потребность в чтении.Обогатить представления детей о книге,...

Конспект занятия в старшей группе "Без воздуха, друзья, нам прожить никак нельзя".

Цель: формировать представления детей о свойствах воздуха, значения его для человека, животных и растений.  ...

Конспект занятия в старшей группе "Эколята-помощники природы"

Конспект занятия в старшей группе по экологическому воспитанию...

Конспект занятия в старшей группе «Эколята лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Эколята лучшие друзья»...