Проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Педагогический проект   "Космическое путешествие" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pozn_razvitiyu.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

«Космическое путешествие»
(для детей  старшего дошкольного возраста)

                                                                     

                       

                                     

Наименование проекта

Образовательный проект «Космическое путешествие»

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей.

Участники проекта

Педагоги, специалисты, родители и дети старшего дошкольного возраста

Цель проекта

Приобщение детей к знаниям о Вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Развитие свободной, творческой личности ребенка.

Задачи проекта

Задачи для педагога:

1. Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

2. Создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

3. Пополнить и обогатить методический, дидактический и наглядный материала по теме «Космос».

Задачи для воспитанников:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением Солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.

Родители

1.Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

2.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей

3.Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы. 

Сроки реализации

Краткосрочный (3 недели, апрель)

Вид проекта

-исследовательский;

-информационный;

-творческий

Итоги проекта

1.Оформление выставки детского рисунка «Мы рисуем Космос»

2. Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка по теме  космоса
2. Выставка поделок о космосе (совместная работа детей с родителями и педагогов).        
3.Развлечение «Знатоки»

                                                             

1. ВВЕДЕНИЕ

           1.1. Актуальность проекта. 

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.

 История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев.

1.2. Проблема.

Дети, живущие в современном мире, как губка впитывают все изменения в обществе. Потеря эталона культурных и духовно-нравственных ценностей и замена их виртуальными играми сказывается на воспитании у ребёнка чувства гордости и любви к Родине. Куда бы ни ступил ребёнок всюду изобилие чуждых нам героев для подражания: Бетмен, черепашки Ниндзя, космические монстры и т. д. Дети не знают истории своей страны, не умеют гордиться достижениями своего народа. И поэтому мы должны знакомить их с историей российского космоса.

1.3. Гипотеза

Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется активная творческая личность, способная получить представления об окружающем мире до глубин Вселенной,  получая их в своих изысканиях не в сомнительных фильмах,  а открывая их самим.

1.4. Условия реализации.

Краткосрочный (3 недели)

1.5. Цель: углубление представлений детей о космосе, о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением Солнечной системы.

3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).

4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.

5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности. 

1.6. Ожидаемые результаты.

Дети.

1. У  детей сформируется устойчивый интерес к познанию космического пространства.

2. Расширятся знания о Космосе, Солнечной системе,  планетах.

3. Дети познакомятся с историей развития космонавтики, с космонавтами.

4. Дети вместе с родителями будут участвовать в индивидуальных и подгрупповых проектах, искать ответы на вопросы, обращаться к различным источникам.

5. Возрастёт заинтересованность и вовлеченность родителей в педагогический процесс.

Родители.

1. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

2.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.

3.Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Педагоги.

1. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности.

2.Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов).

3.Распространение педагогического опыта. 

2. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

2.1. Взаимосвязь участников проекта.

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа с воспитанниками

1. Анкетирование по теме «Что мы знаем о Космосе?»

1.  Анкетирование по теме «Что мы знаем о Космосе?»

1. Беседа с детьми о космосе (определение уровня знаний )

2. Консультация «Знакомим ребенка с космосом»

Обсуждение проекта.

2. Консультация «Как знакомить ребенка с космосом»

Обсуждение проекта.

2. Обсуждение проекта. Планирование.

3. Папка- передвижка «Космические игры»

3. Семинар- практикум : «Организация сюжетно- ролевой игры «Космическое путешествие»

3. Поход в планетарий.

4. Организация сбора литературы по космической теме.

4. Организация сбора литературы по космической теме.

4. Организация сбора литературы по космической теме.

5. Организация по созданию атрибутов к играм на космическую тему.

5. Организация по созданию пособий , дидактических игр и атрибутов  на космическую тему.

5. Проведение ОД, с/ролевых  и дидактических игр.

5. Приглашение на викторину «Знатоки»

5. Приглашение на викторину «Знатоки»

5. Викторина «Знатоки»

2.2 Реализация проекта .

Познавательное развитие

Детское экспериментирование 

1. Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?»

2. Опыт с электрической лампочкой.

3.Опыт с лучом света

4. Опыт «почему день сменяется ночью?»

5. «Как образуются метеоритные кратеры»;

6. «Почему в космос летают ракете».

7.Моделирование размера солнца и земли (тыква и горошина)

Социально – коммуникативное развитие

1.Дидактическая игра «Подбери правильную одежду для космонавта»

2.Дидактическая игра «Что ближе, что дальше?»

3 Дидактическая игра «Мозаика созвездий».

Конструктивные игры:

- из деревянного конструктора «Космодром»; из пластмассового конструктора «Космический корабль».

Сюжетно – ролевые: «Инопланетяне». «Космическое путешествие»

Дидактические: «Планеты и солнце»; «Солнечная система».

Подвижные: «Обитатели космоса»; «Солнце. Земля. Луна»;

Беседы: « 9 планет Солнечной системы», «Голубая планета - Земля»; «Мой дом-Земля»; «Солнце – источник жизни на Земле»; «Луна – спутник Земли»; «Семья планет»; «Звёзды и созвездия»; «Освоение космоса», «Герои космоса!», «Космонавтика началась с…»

Речевое развитие

Рассказы Леонова

Чтение Г.Юрлин «Что внутри?».

 Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

Е.П.Левитан "Твоя Вселенная"

Е.П.Левитан "Звёздные сказки"

К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе”

Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе;

Чтение сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование. Тема: «Космическая фантазия». Техника цветной граттаж, «Космическое путешествие»

Аппликация.Тема:«Полет на Луну».

Лепка. Тема: «Космонавт в скафандре».

Конструирование. Тема: «Космонавты у ракеты»., «Космический корабль»

2.3. Интеграция образовательных областей.

Познавательное развитие

 Формировать  у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства;

Обобщить и систематизировать представление детей о космосе. Расширить представления о строение солнечной системы, через познавательную деятельность.

Речевое развитие.

Активизировать словарь по данной теме. Поупражняться в составлении предложений, коротких рассказов, описании картин на тему «Солнечная система».

Социально - коммуникативное развитие.

Развить и обогатить социально - личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Художественно эстетическое развитие.     

Развить эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты космического пространства, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закрепить навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развить мелкую моторику.

Научить детей понимать содержание художественного произведения и пересказывать его близко к тексту; научить образовывать новые однокоренные слова и отвечать на вопросы простыми, распространёнными предложениями.

Продолжить развивать интерес к музыке, развить песенное творчество, усовершенствовать музыкальную память, поспособствовать развитию навыков ритмичного движения, поощрить творческую активность, эмоциональную отзывчивость

Физическое развитие.

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучить коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развить физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддержать интерес детей, к активному здоровому образу жизни.

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

3.1. 1 этап.  Подготовительный

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

2. Создание планетарного уголка.

3.2. 2 этап. Планирование.

1.Информация родителей о предстоящей деятельности.

2. Подбор литературы о космосе,  фотографий, плакатов.

3. Составление перспективного плана.

4. Подбор материала.

3.3.  3 этап.  Деятельностный.

1. Проведение   «космических недель» в группе.

2. Работа с родителями по заданной теме.

3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3.4. 3 этап. Заключительный

  1. Организация выставки  поделок о космосе (совместная работа детей. родителей и педагогов)
  2. Организация выставки  детских рисунков о космосе
  3.  Развлечение «Знатоки».
  4. Презентация проекта.

4. ВЫВОДЫ

 В ходе реализации проекта, я пришли к выводу, что подобные ОД, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Вначале знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из      мультфильмов, а сейчас знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д. Дети увидели,  насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней.

Практическая значимость проекта состоит в том, что  его может использовать  в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

 Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о Космосе.

       ПЛАНИРОВАНИЕ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОФЕССИОНЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В связи с тем, что проект превзошел все мои ожидания, я планирую использовать технологию проектов и дальше. Я считаю, что коллектив (дети-воспитатель-родители) сплотился как никогда и родители поняли, что дошкольное образование- это первая ступень к образованности их ребенка.

                                           5.ЛИТЕРАТУРА.

1. А.Леонов «Выхожу в космос» - М.: «Малыш», 1984г.
2.А.Дитрих, Г.Юрмин, Р.Кошурникова «Почемучка» - М.: «Педагогока – Пресс», 1993
3.Бурмистрова Л., Мороз В. «Космос» - М: Издательство «Эксмо», 2006.(Серия «Всемирная детская энциклопедия»)
4.Волков Александр, Сурдин Владимир. «Планеты» - М.: «Слово SLOVO», 2001. (Серия «Что есть что»)
Перевод. Найденов В.В. «Космос» - Смоленск: «Русич», 2003 (Серия «Школьная энциклопедия»).
5.Виноградов Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» - М.-   «Просвещение»,1984 (Пособия для воспитателей д/с).
6. Г.Майорова «Игры и рассказы о космосе», 1999, ООО «Лист» -  М. (Серия «Через игру – к совершенству»)
7.Жан – Пьер Вердэ  / Пер. франц. Клоковой Н. «Вселенная» - М., «Эгмонт Россия Лтд», 2001. (Серия «Моя первая энциклопедия LAROUSSE»)
8.Канин А.Н. «Спроси меня и я отвечу» - Тверь: Издательство  «Полина», 1994г. мия» - М. «Росмэн», 2003 вух частей.(Серия « Энциклопедия для самых маленьких)
9.Куликов А.Н., Гурленд С.Г., Гурленд Г.А. «Скажи мне почему…»  - М.: «Багира», 1995г. (Серия «Детская энциклопедия») Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» - Москва; «Просвещение» 2000  (Серия «Зеленый дом») .
10. К. Курбатов.  «Я хочу в космос» Ленинград.«Детская литература» 1980г
11 Л. Обухова «Как малыш стал космонавтом» Москва. «Малыш» 1984г.
12.Лайза Майле и Алистер Смит / Перевод с английского.  «Астрономия и космос» Гальперштейна Л.Я.ООО «Издательство «Росмэт – пресс», 2001 (Серия «Тайны Вселенной» )
13. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с    окружающим и социальной действительностью» (Серия «Воспитание человека») – ООО «ЦГЛ» - М., 2004  
14.П.Клушанцев. «Дом на орбите»  Ленинград «Детская литература»1975г
15.Стюарт Аткинсон / Перевод с английского Викторовой И.И.  «Астрономия» - М. «Росмэн», 2003. (Серия «Энциклопедия  окружающего мира»)
16.Шустова И.Б. «Теперь я знаю…» - М.: «Детская литература»,1994
17.«Я познаю мир» - М.: ООО»Издательство АСТ – ЛТД», 1998г. (Серия «Детская энциклопедия: Космос»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...