Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.
Задачи:
Развивающие:
-развивать внимание, мышление.
- развивать художественный вкус, фантазию.
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.
- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.
Обучающие:
-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.
-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.
-упражнять в подборе прилагательных к существительным.
-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к красоте зимней природы.
-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.
-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Бэлэкэч»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир)
Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»
за 2020-2021 учебный год
Воспитатель: Куличкова И.П.
Бавлы, 2021г.
Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.
Задачи:
Развивающие:
-развивать внимание, мышление.
- развивать художественный вкус, фантазию.
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.
- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.
Обучающие:
-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.
-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.
-упражнять в подборе прилагательных к существительным.
-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к красоте зимней природы.
-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.
-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети на Земле в разных странах наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето. Есть такие места, где всегда стоит холод, круглый год – зима. А есть такие страны, щедрая природа дарит весну, лето, осень, зиму.
Воспитатель: - Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно!
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
- О каком времени года эта загадка?
Воспитатель: - После, какого времени года приходит зима? После дождливой, грязной, холодной поздней осени приходит со своей белоснежной, сверкающей красотой.
- Ребята, назовите, пожалуйста, характерные признаки зимы.
- Какой стала длительность светового дня?
Дни становятся короче, а ночи – длиннее.
- Как изменилась температура воздуха?
Температура понижается, становится очень холодно, по ночам трещит мороз.
- Какие выпадают осадки?
Зимой часто идет снег, бывают метели, вьюга.
-Что стало с водой рек и озер?
Реки, озера, пруды покрываются слоем льда.
-Какой стала почва (земля)?
На земной поверхности образуется – снеговой покров – нетающий слой снега.
- Как одеваются зимой люди?
Зимой дети и взрослые надевают теплые шапки, шубы, варежки, валенки.
- Как люди заботятся о зимующих птицах?
Люди зимой подкармливают птиц.
- Что происходит с дикими животными?
Зимой некоторые животные меняют свои шубки (белки, зайцы), а некоторые животные впадают в спячку (медведи, ежи, барсук).
Воспитатель: - У меня есть волшебный снежок. Он хочет поиграть с вами.
Я буду бросать вам его, и задавать вопрос, а вы должны ответить на вопросы: «Какой, какая, какое?»
- А почему он волшебный вы мне скажите после игры?
Зима, какая? Снежная, холодная, морозная, лютая, белоснежная, красивая, белая.
- Снег зимой, какой? Белый, холодный, пушистый, глубокий, скрипучий, липкий, рыхлый, легкий, сверкающий.
- Снежинки, какие? Серебристые, узорчатые, белые, красивые, холодные, маленькие.
Молодцы! Вы правильно и точно подобрали слова. Почему мой снежок волшебный? Он не таит, он тёплый.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением снежной зимы.
Воспитатель: - Куда ни посмотришь зимой, всё вокруг бело. Неужели зимой вся жизнь в природе остановилась? Конечно же, нет! Снег, словно пушистым одеялом, защищает землю от мороза. Природа зимой не погибает, а просто засыпает. Это можно увидеть на примере растений. Жизнь растений хорошо укрыта под надёжной корой в маленьких почках.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Плавные движения руками.)
Воспитатель: - Зима, как и другие времена года, длится три месяца.
Первый – декабрь. Обычно в декабре бывает холодно и снежно, часто выпадает иней и дуют сильные ветра.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Иней – это очень мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки, чаще всего ложится в холодные, ясные и тихие ночи на различные предметы. Образуются красивые белые пятна с причудливым узором.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Второй месяц зимы – январь. Январь – хороший месяц. Правда, считается самым холодным в зиме. Есть такое понятие – январская стужа.
Открываем календарь, начинается январь
В январе, в январе много снегу на дворе!
Третий месяц – февраль, последний месяц зимы. Часто в феврале дуют сильные ветра.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко!
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Позёмка – это метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.
Дует ветер, и снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы.
Пурга – снежная буря.
Снегопад, узор на стекле, метель – это явление, при котором ветер переносит массы снега, поднятые им же с земли, вьюга.
Вот такая она наша зимушка-зима.
«Зима – не лето, в шубу одета!»
- За что вы любите зиму? Зима замечательное время года.
За румянец на щеках от мороза, за зимние забавы, за праздник Новый год.
- Какие зимние забавы вы любите?
Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем,
Все дружно лыжи одеваем,
Потом все встали на коньки,
Зимой веселые деньки!
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.
Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
Но необходимо помнить, что надо быть очень осторожным играя на улице зимой. Почему как вы думаете?
-можно переохладиться
-или обморозиться
-снежком попасть в глаз
-пораниться на катке.
Итог занятия:
- О чем говорили? Что узнали нового?
Самоанализ образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) Тема: «Здравствуй, зимушка-зима!»» для детей старшей группы «Колобок»
Образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 19 человек, на протяжении 25 минут, что соответствует нормам СанПин.
Физкультурно-музыкальный зал был подготовлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала. Занятие построено с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития.
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы и возрастными особенностями детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
В каждом этапе занятия были использованы: презентация и наглядные пособия и необходимые атрибуты, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Атрибуты достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Во время занятия использовалось музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие детей; использовала мультимедийную презентацию, которая стимулировала воспитанников к активной деятельности на разных этапах занятия.
Учитывая все это определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель: Закрепить знания детей о времени года - зима.
Задачи:
Развивающие:
-развивать внимание, мышление.
- развивать художественный вкус, фантазию.
-развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод.
- вырабатывать глубокий вдох и длительный выдох.
Обучающие:
-повторить и закрепить знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы.
-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом.
-упражнять в подборе прилагательных к существительным.
-расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к красоте зимней природы.
-вызвать чувство сострадания к птицам зимой.
-прививать любовь к классической музыке, художественным произведениям
Первая часть занятия включала психологический настрой, установление дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
В основной части занятия была проведена беседа с детьми, игры: «Какое время года изображено?», «Составь предложение по картинке», дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов»; опыт «Почему снег хрустит»; словесная игра «Доскажи словечко», видео разминка ________________________; использовала отрывок стихотворения И.Сурикова; вспомнили название зимних месяцев, а так же закрепили, как их называли раньше в народе; закрепили признаки зимы, какие изменения произошли с приходом зимы в жизни животных, птиц, растений и людей; какие зимние праздники у нас проходят зимой; дала детям понятие откуда берется снег; дети приготовили угощение для птиц на прогулке.
Методы и приемы работы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами: словесные методы были использованы неоднократно - при создании игровой мотивации, при решении проблемных ситуаций, при коллективной работе по изготовлению пряников для птиц. Наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в следующих моментах – рассматривание презентации, проведение опыта.
На всех этапах занятия я старалась активизировать речевую, познавательную деятельность детей. Для получения обратной связи я использовала ласковое слово, мимику, жесты.
Мною был выбран темп речи умеренный, материал излагала эмоционально. В течение всего занятия дети были активны, работоспособны, проявляли интерес к содержанию и процессу деятельности.
Я считаю, что с заданиями дети справились.
Третья часть заключительная включала в себя подведение итогов (рефлексия). Детей ожидал приятный сюрприз от Зимушки - Зимы, в виде «маленьких снежных комочков» - зефир.
Считаю, что занятие получилось интересным, логичным, последовательным, поставленная цель и задачи реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ИКТ «Прогулка по Жигулевскому заповеднику» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественное – эстетическое развитие », «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему: «Путешествие на остров сокровищ» детей старшей группы (5-6 лет)...
Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».
Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) на тему «Играем и считаем» для детей средней группы
Закреплять умение считать в пределах 5, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?» «На котором месте?&r...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) на тему "Волшебная пуговица"
Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет, закреплению знаний о пуговицах, ознакомление детей с историей произхождения пуговиц....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) на тему "Зимующие птицы"
Занятие по познавательному развитию для детей 5-6 лет, закреплению знаний о зимующих птицах, воспитание к бережному отношению к зимующим птицам....