Конспект нод в старшем дошкольном возрасте по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметами обихода русской избы: прялкой и веретеном, праздником Покрова Пресвятой Богородицы посредством музейной педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspek_nod_znakomstvos_prazdnikom_pokrova_presvyatoy_bogoroditsy.docx | 674.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с предметами обихода русской избы: прялкой и веретеном, праздником Покрова Пресвятой Богородицы посредством музейной педагогики.
Цель: приобщение детей к традиционным для православной России духовно – нравственным ценностям посредством музейной педагогики.
Задачи:
- познакомить дошкольников с обычаями и традициями русского народа; с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, народной традицией обращения о заступничестве к Богородице;
- познакомить детей с предметами обихода: веретеном и прялкой.
- пополнять словарный запас детей словами: Покров, омофор; прялка, веретено, кудель, рукодельница;
- формировать знания детей о предметах старины, их назначении;
- учить переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги;
- воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году, отзывчивость, доброту, милосердие, уважение к старшим;
- воспитывать у детей любовь к традициям русского народа
Предварительная работа: знакомство с предметами обихода в мини – музее «Русская изба», с обычаями и традициями русского народа; слушание русской народной музыки.
Формирование словаря: Покров, омофор, прялка, веретено, кудель, рукодельница;
Оборудование: наглядные материалы - икона «Покрова Пресвятой Богородицы», иллюстрация с изображением храма «Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли», экспонаты мини-музея: прялка, веретено, кудель; лукошко с клубками ниток; вязаные вещи; лоскутки ткани; заготовки для бумажных ковриков, цветные полоски бумаги, клей.
Ход НОД
1.Вступительная часть
Хранительница музея - Здравствуйте люди добрые.
Вам ли сегодня по домам сидеть,
Да в окно глядеть, грустить да печалиться!
Рада вас видеть у себя в гостях.
В нашем мини-музее «Избе русской»!
Рассказ об истории возникновения праздника «Покров Пресвятой Богородицы».
Хранительница музея - Сядем рядком, да поговорим ладком.
Пришел к нам октябрь-батюшка
Принес с собой наш любимый праздник – Покров!
А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?
Один из православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы, отмечается 14 октября.
Хотите, я вам расскажу, почему стали отмечать этот праздник?
Рассматривание иллюстрации иконы «Покров Пресвятой Богородицы».
2. Основная часть
Хранительница музея - Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в Х веке во время всенощной службы в церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, платок, простёрла его над молящимися, и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий. И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. Так этот день стал означать переход от осени к зиме.
Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а также исцеляет от болезней и невзгод.
Именно с того дня, когда было это видение и начали отмечать праздник. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется –Покров Пресвятой Богородицы.
Обсуждение традиции празднования праздника.
Хранительница музея – Как вы думаете, почему Покров – осенний праздник? (Ответы детей)
- С наступлением холодов девушки и женщины одевали на голову платок. Земля покрывалась снегом – снежным покрытием, как покрывалом. Старые люди говорили: «Придет Покров – девке голову покроет».
- Какие головные уборы носили женщины в старину? (Ответы детей: платок, косынку, шаль.)
- Как вы думаете, сохранился ли обычай покрывать голову в наше время? (Ответы детей.)
Совершенно верно, в день свадьбы голова невесты покрыта фатой – свадебным покрывалом. В храм женщины и даже девочки могут заходить только с покрытой головой.)
В старину только молодые девушки могли ходить с непокрытой головой, у женщин голова всегда должна быть покрыта.
Хранительница музея – Ребята, скажите, что происходит осенью в природе? Какие работы происходят в огородах и на полях? (Ответы детей)
- После Покрова Пресвятой Богородицы, к середине октября на Руси полевые и огородные работы в деревнях заканчивались, и крестьяне приступали к делам домашним.
С Покрова дня во всей Руси начинались регулярные девичьи посиделки. Обычно девушки собирались на посиделки по понедельникам, средам и пятницам и продолжались они с заката до полуночи.
- Как вы думаете, чем занимались девицы и женщины во время этих посиделок? (Ответы детей)
Женщины садились за прялки и начинали прясть пряжу и ткать холсты. Обратите внимание в нашем музее есть одна из таких прялок.
Демонстрация экспонатов мини- музея: прялки и веретена.
Хранительница музея- В каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, а самую первую прялку получала дочь от своего отца. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку расписывали разными видами росписи, в зависимости от места проживания хозяйки. Прялку–подарок бережно хранили всю жизнь и передавали, как великую ценность, следующему поколению.
- Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопаски (гребня) куда привязывали кудель (волокнистый пучок льна или шерсти). Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено.
- На что похоже веретено? (Ответы детей)
- Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором, острая сверху и утолщенная внизу. Вот за то, что оно вертится, его называли - веретено. Это женское занятие и называлось прядение, вот так садились прясть (показ).
Дети рассматривают веретено, трогают руками, пробуют покрутить его.
Хранительница музея - Есть такая русская пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».
- Давайте с вами порассуждаем, как такое маленькое веретено может всех одеть? Что на веретено наматывали? (Ответы детей)
Хранительница музея - Правильно, а из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Шерстяные нитки сматывают с веретена в клубки. Посмотрите, какие они круглые и плотные. Из ниток вязали теплые вещи. (Показ шерстяных вещей: носки, рукавицы, шарфики…)
А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка Игра «Веревочка»
Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за верёвку. Тот из играющих, чьей руки коснется водящий, сам становится водящим.
Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать
Хранительница музея - Пряденье - это тяжелый труд. Долгими вечерами трудились пряхи.
Получив от матерей задание, девочки-подростки и молодые незамужние девушки собирались в какой-нибудь избе на посиделки, коротая долгие вечера. Еще их называли рукодельницами. Рукодельница - женщина, искусно занимающаяся рукоделием, лучше всех вяжет, шьёт, прядет. Мастер своего дела.
А чтобы было веселее работать, приговаривали:
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне работа эта нравится.
Хранительница музея - Из ниток не только ткали полотно, шили и вязали одежду, но еще и мастерили игрушки, плели пояса, коврики. (Демонстрирую игрушки из ниток, пояс плетеный)
Вот и мы сегодня попробуем себя в роли мастериц – рукодельниц. Сделаем аппликацию «Плетеный коврик»
- Готовим основу для коврика – прочную бумагу сгибаем пополам, делаем надрезы и раскрываем. Подбираем разноцветные бумажные полоски.
- Берем одну полоску и начинаем плести, продевая поочередно через полоски основы: под/над/ под/ над… Затем берем еще полоску и продеваем ее рядом, но только наоборот – над/под/над\ под…
- Продолжаем плести, чередуя полоски, чтобы получился красивый коврик. Закрепляем концы ленточек или полосок клеем.
Самостоятельная работа детей.
А сейчас приступаем к работе. Дети конструируют коврики способом «плетение»
Полюбуйтесь, какие замечательные коврики у вас получились!
3.Заключительная часть. Итог.
Хранительница музея - Что вы нового узнали, посетив русскую избу?
- Какой православный праздник считается началом зимних холодов?
- Ребята, для чего нужны прялка и веретено?
Дети отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Хранительница музея - Спасибо вам за интересную добрую встречу. Коврики, которые вы сплели очень красивые и могут украсить группу, оформив из них выставку.
- А сейчас, ребята, давайте встанем в круг. Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Ответы детей)
- Вот это тепло мы подарим друг другу. На этом я говорю вам до свидания. Спасибо за ваше внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Двунадцатый подвижный (переходящий) праздник Входа Господня в Иерусалим»
Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования.Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обраще...
Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию. Тема: «Моя дружная семья».
Способствовать формированию нравственно – патриотической культуры детей, уважительного отношения к родителям, к семье и семейным традициям....
Сказки для детей старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию
Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формируют нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве....
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»Самоанализ проведённого занятия...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по духовно- нравственному воспитанию на тему: "Минин и Пожарский - герои земли Нижегородской"
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о истории родного города, о национальных героях: Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском и воспитание уважения к истории нашей Родины и национ...
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию Тема: «Моя крепкая и дружная семья»
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста по духовно – нравственному воспитанию...
Конспект интерактивной игры с детьми среднего дошкольного возраста по духовно -нравственному воспитанию “В поисках добра”
Конспект интерактивной игры в средней группе...