Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
план-конспект занятия (старшая группа)
Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
Самоанализ проведённого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_konspekt_nod_dorogoyu_dobra.docx | 20.67 КБ |
samoanaliz_otkrytogo_zanyatiya_dorogoyu_dobra.docx | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Конспект НОД
по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы
«Дорогою добра»
Подготовила:
воспитатель Довжикова О.А.
Смоленск, 2021 г.
Цель: создать условия для формирования в сознании детей понятия «доброта».
Задачи:
- расширить знание детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- продолжать формировать представление о том, что доброта, вежливость есть проявление красоты души;
- расширить словарный запас детей;
- подвести их к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми.
В начале занятия воспитатель предлагает детям пройти к стульчикам по двум дорожкам, приготовленным заранее (одна дорожка длинная и извилистая, другая короткая и прямая). Дети присаживаются на выбранные для себя стульчики.
Воспитатель: «Доброта». Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы). Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы) доброта должна жить в ваших сердцах.
Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы)Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками.
А как вы понимаете выражение «быть добрым человеком»?
а) Быть заботливым, стараться сделать людям что-нибудь хорошее.
б) Разговаривать с людьми вежливо.
в) Если товарищ не знает, как правильно поступить или что-то сделать, надо показать ему, научить его.
г) Если человек добрый, он заметит, что что-то грустит, придумает, как развеселить человека, вместе с ним порадуется.
д) Добрый человек щедрый, делится всем, чем может, замечает, что кому-то нужна помощь.
е) Добрый человек уважает старших, не дерзит, не перебивает во время разговора.
ж) Он любит природу, бережно к ней относится.
з) Добрый человек заботится о родителях.
и) При разговоре с людьми смотрит в глаза ласково.
к) Добрый человек – добродушный.
Воспитатель: В словаре С.И. Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро - это все положительное, хорошее, полезное.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Я буду называть 1-ю часть пословицы, а вы - вторую.
1. Делать добро - … (спеши).
2. На добрый привет - … (добрый ответ).
3. Про доброе дело - …. (говори смело).
4. Жизнь дана на - … (добрые дела).
5. Доброе слово человеку -… (что дождь в засуху).
6. Доброе слово железные ворота … (отворяет).
7. Добрые дела … (красят человека).
8. Без добрых дел … (нет доброго имени).
9. Злой не верит, что есть … (добрые люди).
Дети, вспомните слова и словосочетания, в которых «спряталось «добро» (Добродушный, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и т.д.).
Воспитатель: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Она такая добрая, ласковая, приветливая. Я хочу, чтобы вы все подружились с улыбкой.
Динамическая пауза «Если нравится тебе, то делай так»
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: шлеп-шлеп. (по коленям)
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: тук-тук.
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.(2 раза).
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: топ-топ.
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: ай-ай.
(Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки.)
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай- ай.(2 раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так: хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, тук-тук, топ-топ, ай-ай.
«Добрые сказки». Педагог предлагает детям рассмотреть вопрос о добре и зле в русских народных сказках на примере образов героев.
Воспитатель: Сказки помогают нам понять, что такое добро и зло? Издавна фантазией людей были созданы представители зла. Кто это? (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник…). Почему?
- А кого из представителей добрых сил вы знаете? (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница). Какие были они?
Всегда ли нам удается быть добрыми и терпеливыми? (ответы детей)
Познакомить детей с техникой отвлечения от гнева: глубокое дыхание, перестать думать о событие, учиться словами выражать своё настроение, использовать подушку и бумагу…)
Провести игру на формирование навыков альтернативы агрессии: «Обзывалки». Передавая мяч по кругу, предложить детям называть друг друга необидными словами. Это могут быть названия овощей, фруктов, цветов…
Игра–обсуждение проблемной ситуации. Детям предлагается повторить два типа ответов: агрессивный и уверенный человек.
1 ситуация - товарищ забыл вернуть любимую игрушку….
2 ситуация – наступили нечаянно на ногу…
3 ситуация – одному из детей не хватило кубиков для постройки…
Воспитатель: Ребята, помните две дорожки, по которым вы пришли сюда, какую бы из них вы сравнили с дорогою добра и почему? (ответы детей)
Дети, внимательно послушайте стихотворение и скажите, с чем сравнивается доброта? (читают дети)
«Доброта» (Н. Тулупова)
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта то роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: С чем бы еще вы сравнили доброту? (ответы детей). Давайте её нарисуем!
Звучит песня «Иди, мой друг, дорогою добра». (Автор текста Энтин Ю. Композитор Минков М.
Оформляется выставка рисунков.
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого занятия
по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
Довжикова Ольга Альбертовна, воспитатель.
МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» г. Смоленска
Цель: познакомить детей с понятиями «добро». «доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
Данное открытое занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве 18 человек.
Задачи:
- Образовательные: учить анализировать поступки.
- Развивающие: формировать потребность в совершении добрых дел.
- Воспитательные: воспитывать чувство доброты, вежливости, внимания, дружбы.
Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.
При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне, учитывая возрастные особенности. Дети охотно отвечали на вопросы воспитателя, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в выполнении заданий, двигались под музыку.
Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: познакомить детей с понятиями «добро», «доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.
Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки); игровой материал.
В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней.
Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на развитие словесно-логического мышления и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления было музыкальное сопровождение.
Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно продумала расположение детей во время занятия. Но я старалась исправить это по ходу занятия. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "открытого " занятия с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей " Мы разные, но мы вместе"
Актуальность проблемы:Социальная напряженность, межэтнические конфликты.Проблема толерантности, как воспитательная.Проблема культуры общения.Цель:Выявить основные проблемы формирования толерантн...
Открытое занятие c детьми старшего дошкольного возраста тема: «Маленькие компьютерные гении »
Цель: Теоретическая - создать условия для формирования первичного представления об устройстве компьютера, о назначении его составных частейПрактическая - приобретение практичес...
Конспект «открытого» занятия c детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"
Цель: формирование адекватных эмоциональных состояний и проявлений в контактах с окружающим миром.Задачи:1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей.2. Развивать эмп...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Будь здоров»
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Будь здоров»...
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Увлекательные открытия с Фиксиками".
Данное мероприятие было проведено с целью привлечения внимания родителей к исследовательско-экспериментальной деятельности детей. Дети в интересной и увлекательной форме проводят опыты с воздухом, вод...
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Двунадцатый подвижный (переходящий) праздник Входа Господня в Иерусалим»
Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского образования.Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов, обраще...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по духовно- нравственному воспитанию на тему: "Минин и Пожарский - герои земли Нижегородской"
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о истории родного города, о национальных героях: Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском и воспитание уважения к истории нашей Родины и национ...