ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по окружающему миру
Экологическое воспитание является одной из важных составляющих развития каждого ребенка. В период дошкольного возраста формируются основные принципы понимания и ответственности за окружающую среду, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_u_doshkolnikov.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста основано на разностороннем подходе, включающем информационное, эмоциональное и практическое воздействие на ребенка. Целью такого воспитания является развитие экологического мышления, формирование знаний и навыков, способствующих бережному отношению к природе и окружающему миру.
Одним из основных методов экологического воспитания является организация экскурсий и прогулок на природу. Во время таких мероприятий дети не только получают новые знания о разнообразии живых организмов и экосистем, но и учатся ценить их красоту и уникальность. Благодаря посещению парков, лесных массивов, речных берегов и других природных мест, дети учатся ориентироваться в окружающей среде, развивают навыки наблюдения и общения с природой.
Важным аспектом экологического воспитания является обучение детей правилам экологической безопасности. Малыши должны знать, как правильно обращаться с природными ресурсами, чтобы сохранить их для будущих поколений. Они должны понимать, что сортировка отходов, экономное использование электричества и воды, а также соблюдение экологических норм - это не только необходимость, но и ответственность каждого человека за будущее нашей планеты.
Для активизации интереса детей к экологии используются различные игры и практические занятия. В процессе игры ребенок узнает о функции растений и животных, о влиянии погодных условий на природу, а также об экологических проблемах, с которыми человечество сталкивается сегодня. Практические занятия, включающие посадку и уход за растениями, помогают развивать ответственность и умение заботиться о живых существах.
Важно отметить, что экологическое воспитание начинается не только в детском саду, но и дома, где родители играют важную роль в формировании экологического сознания у своих детей. Именно в семье ребенок узнает о значимости сохранения природы и учится применять полученные знания на практике.
Таким образом, экологическое воспитание является неотъемлемой частью развития каждого дошкольника. Оно направлено на формирование экологической культуры, осознание ответственности за окружающую среду и приобщение детей к бережному отношению к природе. Ценность данного процесса заключается в формировании у детей понимания, что сохранение природы и экологической устойчивости - это дело каждого человека и залог благополучного будущего для всех.Примеры экологических игр:
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.
Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.
- заяц, ёж, лиса, шмель;
- дождь, снег, облако, роса;
- роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
- корова, волк, овца, кролик;
- трясогузка, паук, скворец, сорока;
- бабочка, стрекоза, енот, пчела;
- ель, берёза, яблоня, осина;
- лиса, свинья, лось, кабан
- кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
- лес, парк, роща, тайга.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта.
Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников"
Сообщение из опыта работы...
Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»
учить детей различать и называть деревья и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....
Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...
Конспект ООД по экологическому воспитанию старших дошкольников Экологическая акция «Берегите первоцветы!»
Экологическая акция «Берегите первоцветы!»...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...
Экологические акции как эффективная форма работы в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОУ
Современная экологическая обстановка в России становится все более напряженной. Необходимо вырастить новое поколение людей с активной жизненной позицией, способных жить в согласии со своей средой обит...