Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"
материал по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Детство»
городского округа Котельники Московской области
Доклад на тему:
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования
Подготовили:
Воспитатель Зубова Е.Н.
Воспитатель Зарубо А.В.
Г. Котельники, 2021
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения
экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение.
На первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимание общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.
Экологическое сознание ребенка постепенно повышается, если стимулировать его интерес к природе. Занятия побуждают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.
Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников?
Потребность в общении с природой.
Эстетические и этические чувства, которые вызывают общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка.
Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования, представляют, ребенку, возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.
Эксперименты вызывают у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.)
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного показания им окружающего мира. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в тоже время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.
Природа – великий учитель, поэтому необходимо воспитывать в детях четкое понимание того, что не будь всего живого – земли, воды – людям не жить на земле.
Чем богаче мир вокруг, тем будет лучше жить в этом мире взрослым и детям. Чем раньше ребенок познает природу, научится беречь ее, чувствовать взаимосвязь человека с природой, тем богаче, добрее он вырастет. Воспитатель должен заложить в сознание детей понятие о живой и неживой природе.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнивая классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
В рамках экологического проекта «Хочу все знать», мы с детьми проводили опыты и эксперименты, учились бережному отношению к природе.
- Мы с ребятами провели эксперимент и вспомнили, почему нельзя есть снег.
- Также мы закрепили знания о том, что из снега можно лепить. И узнали, что на снегу можно рисовать. Дети с удовольствием раскрашивали снеговиков и сугробы.
- Конечно же всю зиму мы подкармливали птиц, и продолжаем делать это и сейчас.
- Мы изучали свойства воздуха и воды. Дети узнали, что благодаря воздуху и трубочке, можно делать рисунки. Мы провели опыт: опускали трубочку в воду и закрывали пальцем верх трубочки, вода не вытекала, а когда убирали палец, вода вытекала из трубочки.
- С большим интересом и радостью дети делали мыльные пузыри. А также наблюдали, как с помощью воздушного шарика можно управлять струей воды.
- Во время образовательной деятельности ребята познакомились с березой и елью. Они учились находить сходства и различия между деревьями.
- Мы, с ребятами, захотели узнать на ветках, какого дерева быстрее появятся почки. Мы поставили в воду ветки березы, осины и ольхи. Через три дня на березе появились почки, через неделю – листочки. Продолжаем ждать почки на осине и ольхе.
- Мы с детьми проращивали фасоль. Поставили банки с фасолью на подоконник, в теплое темное место и в холодное темное место. Через неделю достали и увидели результат. Фасоль из холодного места даже не раскрылась. А обе другие – проросли.
- Мы с детьми устроили огород на окне. Мы посадили томат, редис, свеклу, укроп, лук, салат и базилик.
- Дети принимали непосредственное участие в посадке семян.
- Ухаживали за растениями, рыхлили землю и поливали.
- За неделю у нас проросли семена редиса, свеклы, укропа, салата, и конечно же пророс лук.
- Также мы учились ухаживать за комнатными растениями, поливать их и протирать листья от пыли.
- Дети участвовали в акции «Добрые крышечки»
Хоть наш проект еще не закончился, но уже сейчас можно сказать, что дети стали добрее и внимательнее. Они перестали отламывать ветки деревьев и кустарников на участке детского сада. Им очень нравится рыхлить почву и поливать растения. И конечно, они очень ждут новых опытов и экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования.
Тема: Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования. (из опыта работы).Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста...
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные ...
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в рамках экологического образования детей дошкольного возраста. Описываются разнообразные ...
Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"
Выступление на пед. совете на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования"...
Презентация на тему "Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе"
Проектно-исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования во 2-ой младшей группе...
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...
«Проектно- исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования»
«Проектно- исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического образования» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремле...