Технология проектной деятельности.
методическая разработка по окружающему миру

Римма Ивановна Борисова

Технология проектной деятельности развивает творческое и криативное мышление, культуру речи, способствует развитию у детей и педагогов общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности (метод проектов) в ДОУ

Введение

    Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

  

Технология  проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. 

 “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

 Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

 

 

Цели и задачи

 Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого воображения;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Этапы внедрения технологии

Последовательность действий при организации проектного метода обучения

1.Определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач

проектной деятельности.

2. Выдвижение проектной гипотезы.

 3. Поиск проектных методов исследования (мониторинговые

процедуры, экспериментальные наблюдения, статистические

методы).

4. Обсуждение способов оформления конечных результатов.

 5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.

 6. Подведение итоговых, материальных результатов и их презентация.

 7. Формулирование выводов и выдвижение новых проблем для

исследования.

8.  Распространение педагогического опыта.

Основные этапы педагогической технологии метод проектов:

1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.

2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в

проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.  

3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.

4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.

5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиций.

6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.

Типы проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Типы проектов по Л. В. Киселёвой:

Ролево – игровой.

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)

Творческий.

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)

Информационно – практико – ориентированный.

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)

Исследовательско – творческий.

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст).

Этапы развития проектной деятельности:

I. Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне.

II. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

III. На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Проект – это пять «П»

1 - Проблема

2 - Проектирование (планирование)

3 - Поиск информации

4 - Продукт

5 – Презентация

Шестое «П» проекта- это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.

Советы воспитателю по работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Работа с детьми

       В практике выделяют следующие этапы работы с детьми над проектами:

 I. Подготовительный этап

 II. Организация проектирования     

 III. Проектирование

 IV. Презентация

 Первый этап

   На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

 Второй этап

   На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

 Третий этап

   Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

 Четвертый этап

   Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

    Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

    Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по   инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

   Структура проекта:

 -Тема.

 -Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).

 -Возраст детей.

 -Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

 -Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

 -Цель проекта.

 -Задачи проекта.

-Этапы реализации

Работа с родителями

В современном информационном обществе в соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи метод проектов является особенно актуальным.

Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

При взаимодействии ДОУ и родителей в проектной деятельности следует соблюдать следующие правила:

Правило первое – информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.

Правило второе – добровольность и возможность выбора.

Правило третье – чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.

Формы работы с родителями:

 педагогическая гостиная;

• консультации, беседы;

• развлечения, праздники, презентации семейных проектов;

• открытые занятия;

• дни открытых дверей;

• родительские собрания;

• практикумы;

• прогулки, экскурсии;

• папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;

• обобщение опыта семейного воспитания.

Совместная работа с семьями воспитанников по проектной деятельности  строится на:

- единой поставленной цели проекта, которая достигается, при ознакомлении родителей с основным содержанием проекта;

- последовательности работы на каждом этапе проекта;

- индивидуальном подходе к каждой семье, на основе учёта её интереса;

- поддержание уверенности в собственных педагогических возможностях.

 Условия, которые способствуют достижению оптимальных результатов в проектной деятельности:

–Подготовка информационно – педагогического материала по теме проекта

- Ознакомление родителей с содержанием проекта, с этапами реализации проекта

-Участие родителей: как организаторов развлечения, презентации, состав жюри и т.д.

-Родитель должен помнить, что главная роль в любом проекте отводится ребенку.

Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.

Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.

Формы участия родителей в проектной деятельности:

I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта.

II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).

III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.

IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.

Проектная деятельность является наиболее перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.

Ожидаемые результаты применения технологии проектной деятельности

Дети, участвующие в проектной деятельности:

  • проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
  • самостоятельны в принятии решений;
  • сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
  • осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
  • способны обсуждать в детском коллективе совместный план действий;
  • воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод:

  • проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
  • обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей;
  • осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
  • реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Даже неудачно выполненный проект, способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

  • налаживают тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
  • получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
  • могут реализовать свои творческие способности.

Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Реализованы следующие долгосрочные проекты:

«Мини-музей «Русская изба» - 2017-2018гг

«Прикоснуться к прошлому» - 2017-2018гг

«Путешествие в Австралию» - 2017-2018 гг

«Традиции и быт родного края» - 2016-2017 гг

«Такой разный песок» - 2016-2017 гг

«Деревья и кустарники нашего края» - 2018-2019гг.

В план воспитательно-образовательной работы разновозрастной группы включены краткосрочные проекты согласно комплексному-тематическому планированию МБДОУ № 52 на 2018-2019гг

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

2018-2019 гг

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52»

Месяц

Неделя

Тема проекта

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Сентябрь

1 неделя

Наш детский сад

День знаний в нашем поселке

День знаний в нашем поселке

День знаний в нашем поселке

2 неделя

Наш поселок

Осень в Березняках

Осень в Березняках

Осень в Березняках

3 недели

Сезонные изменения  в природе осенью

Животные и растения осенью

 Растения и их разнообразие.

Сезонные

изменения  осенью

Времена года.

Животные,

растения осенью

4 неделя

Осень

Осень

Осень

Осень

Октябрь

1 неделя

Я и моя семья

Я и моя семья

Я и моя семья

Я и моя семья

2 неделя

Я вырасту здоровым

Я вырасту здоровым

Я вырасту здоровым

Земля-наш общий дом

3 недели

Дары садов и огородов
(овощи, фрукты)

Дары садов и огородов
(овощи, фрукты)

Наша Родина Россия

Наша Родина Россия

4 неделя

родной поселок Березняки

родной поселок Березняки

День народного единства

День народного единства

Ноябрь

1 неделя

Мой дом, мой город

Мой город, моя страна

путешествие в Сергиев Посад

Сергиев Посад и его достопримечательности

2 неделя

Обитатели зимнего сада

Обитатели зимнего сада

Особенности строения и жизни растений

Окружающая среда и здоровье

3 недели

Быт,традиции родного края

Быт,традиции родного края

Быт,традиции родного края

Быт,традиции родного края

4 неделя

птицы

птицы

Мамочка любимая

День матери

Декабрь

1 неделя

Деревья нашего края

Зима в лесу

Правила безопасности дорожного движения

Правила безопасности дорожного движения

2 неделя

русский народный костюм

русский народный костюм

русский народный костюм

Россия и другие государства

3 недели

Транспорт

Профессии

Лес как экосистема

Взаимодействие человека и природы

4 неделя

Новогодний праздник

Новогодний праздник

Новый год

Новый год

Январь

1 неделя

каникулы

каникулы

каникулы

каникулы

2 неделя

Зимующие птицы

Такие разные животные

пруд как экосистема

Солнце и другие планеты

3 недели

Зима

Зима

Зима

Зима

4 неделя

Зима

Зима

Зима

Зима

Февраль

1 неделя

загорская матрешка

Богородская игрушка

народные промыслы московской области

народные промыслы московской области

2 неделя

День защитника отечества

День защитника отечества

День защитника отечества

День защитника отечества

3 недели

День защитника отечества

День защитника отечества

День защитника отечества

День защитника отечества

4 неделя

Комнатные растения

Волшебница вода

День анимации

(мультфиль

мов)

День анимации

(мультфиль

мов)

Март

1 неделя

8 Марта

8 Марта

Международный женский день

Международный женский день

2 неделя

Путешествие по поселку Березняки

русские народные праздники

русские народные праздники

русские народные праздники

3 недели

Знакомство с народной культурой и традициями

Знакомство с народной культурой и традициями

Народная культура и традиции

Народная культура и традиции

4 неделя

Знакомство с народной культурой и традициями

Я в мире – человек. ЗОЖ

Все профессии нужны, все профессии важны.

Все профессии нужны, все профессии важны.

Апрель

1 неделя

Весна

Весна

Весна

Весна

2 неделя

Весна

Весна

Космос

Космос

3 неделя

земляки, прославившие наш край

земляки, прославившие наш край

земляки, прославившие наш край

земляки, прославившие наш край

4 неделя

Труд взрослых

Перелетные птицы

Как человек охраняет природу

степь

Май

1 неделя

Дорожная безопасность

День победы

День победы

День победы

2 неделя

Цветы и травы

Цветы и травы

На лугу

Солнце и другие планеты

3 недели

Труд в цветнике , на огороде

4 неделя

лето

лето

лето

До свиданья детский сад, здравствуй , школа

Работа по обмену опытом по проектной  деятельности в детском саду

1Теоретический этап

Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации проектной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).

2.Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике, педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией проектной деятельности в ДОУ, различными видами проектов.  Разработка календарно-тематического планирования.

3.Проведение консультации для родителей, педагогов о значимости проектной деятельности в детском саду и дома.

4. Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.

5. Публикации в сети Интернет, журналах , выступления на конференциях, форумах, участие в конкурсах.

Выводы

Использование метода проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковой является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Литература

  1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» // Ребенок в детском саду. 2005 № 3. С.34.
  2. Бакина М. Современные дети, //Дошкольное образование. 2005. № 4. С.58.
  3. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. 2005 № 4. С. 14.
  4. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста / О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова. – М. «Издательство Скрипторий 2003», 2005
  5. Мищенко О., Никишкина О., Гоменюк Е., Осипова М. Мы помним героев// Ребенок в детском саду. 2007. № 2. С.36.
  6. Молева И. Познаем окружающий мир через игру// Дошкольное воспитание. 2007. № 7. С.24.
  7. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 2-е изд. Испр – М. Издательство «Гном и Д», 2000 – 96 с.
  8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4 – е  изд. Испр. И доп. – М. АРК-ТИ, 2006 – 112с.
  9. Проектирование развития ДОУ. Методическое пособие / С.В. Кузнецова. И кол. Авт. – М. ТЦ сфера. 2006 – 112 с.
  10. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 № 3. с81.
  11. Растим играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспадова. 2-е изд. – М: Просвещение. 2003 – 93с.
  12. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова – М: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ «Лада». 2005 – 192с.
  13. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы/ Авт. Сост. Белая К.Ю., Сотникова В.М. – М: Линка-Пресс, 2007 – 336с.
  14. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008 – 251с.
  15. Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005 № 4 с33.
  16. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М. : ТЦ Сфера. 2006 – 64с.
  17. Шитова Т. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004 № 6. с.33.
  18.  Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ".

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ...

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»).

  Актуальность:    В ХХI веке образование становится одной из самых значительных сфер человеческой деятельности. В связи с этим возросли требования к технологичности во...

Технология проектной деятельности. (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования....

Проектная деятельность и технологии проектной деятельности

В примерных программах на сегодняшний день прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада. Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые зн...