Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Знакомимся с солью"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Учим работать детей в лаборатории, соблюдать правила безопасности при проведении опытов, закреплять знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelno-issledovatelskoy_deyatelnosti_znakomimsya_s_solyu.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 125 города Калининград
Конспект
организованной познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему: «Знакомимся с солью».
Воспитатель: Миронова Л.В.
2021г
Конспект
организованной познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе на тему: «Знакомимся с солью».
Цель: Формировать представления детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие: Исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создать условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом, творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать любознательность, чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе; воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: посылка с солью в мешочке, оборудование в лаборатории: стаканчики, вода кипяченная, чайные ложечки, лупы, салфетки.
Предварительная работа: Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и ее свойствах», чтение русской народной сказки «Соль», наблюдения за работой с солью в домашних условиях.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в д/с?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в группу я вошла,
Здесь посылочку нашла (показывает посылку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы «Знайки»»
Дети открывают посылку, достают мешочки. Потрогайте, какие на ощупь мешочки. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? А тут еще и письмо есть. Давайте его прочитаем. Дорогие ребята я великий волшебник. Чтобы узнать, что же я там спрятал, нужно отгадать вам загадки. А еще, вам предстоит, стать великими учеными. Для вас в посылке лежат волшебные шапочки. Желаю вам удачи.
Воспитатель: Дети, а вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель: А вы, ребята, хотите стать исследователями и узнать все о соли?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей.
Воспитатель: Итак, исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.
Воспитатель: Верно, существует много способов получения новых знаний. Но с чего мы начнем?
Дети: Прочитать в книге.
Воспитатель: В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: В словаре, энциклопедии.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово «соль».?
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет собой кристаллы с острым характерным вкусом.
Воспитатель: Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Тогда присаживайтесь и внимательно слушайте.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало и вручную, и она была дороже золота. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали её только знатным людям, остальные уходили «не солоно-хлебавши». К соли относились уважительно, отсюда и народная примета – соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Ответы детей:
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Воспитатель: На севере нашей страны расположено красивое и загадочное озеро Баскунчак, в Астраханской области. Оно продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него солёную воду. Вода испаряется, а соль оседает и настолько вода в озере соленая, что человек не сможет утонуть, даже, если не умеет плавать, вода просто его выталкивает. Озеро это называется «Всероссийской солонкой», т.к. соль из этого озера красиво упаковывается и поставляется по всей стране.
Воспитатель: Соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. (Показывает картинку).
Воспитатель: Ребята, виды соли различают по способу их добычи:
1. карьерным или шахтным способом.
2. солеварение путём выпаривания.
3. добыча соли открытым видом.
Соль полезное ископаемое, в молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вашим глазам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по
часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых
глаз)
«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: Продолжим наше исследование. Давайте поиграем.
Игра «Соленый - несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель: А теперь, исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там будем делать?
Дети: Будем делать опыты с солью.
В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
-соблюдать тишину, не мешать другим
-бережно обращаться с оборудованием.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль? Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её. (Без запаха).
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло? Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая).
Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль? (Зернышки, кристаллы, крупинки).
4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Предлагаю вам пододвинуть баночку с водой и насыпать в неё ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью? А Соль исчезла? (Нет ,соль растворилась). Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Попробуйте. (Солёная).
5 опыт: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная?
(Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить? (Да).
Опускаю яйцо стакан с пресной водой, яйцо утонуло. Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, яйцо не тонет. Что мы определили? (Соленая вода выталкивает предметы) В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды). (Воспитатель выставляет на мольберте карточки -схемы «Свойства соли»).
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И задания выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к исследованиям готов!
Воспитатель: Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли.
Дети: Посмотреть в компьютере.
Просмотр картинок «Где используют соль».
Воспитатель: Скажите мне исследователи, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о соли?
Дети: Спросить у взрослых.
Игра «специальный корреспондент»
(Дети в роли корреспондентов берут интервью у взрослых, а взрослые делятся своими знаниями о применении соли).
3. Заключительная часть. (Рефлексивно-коррегирующий этап).
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем волшебнику? (Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями).
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, где ещё применяется соль (Ответы детей)
Соль используют для засолки продуктов на длительное хранение.
Вывод: соль убивает микробы, не дает портиться продуктам.
Целебные свойства соли известны с древности. В наше время эти свойства учитываются при лечении – полоскание горла, прогревании ног в солёной воде, промывании носа, н – р, аквалор (морская вода).
После экспериментов предлагаю слить соленую воду из ваших стаканов в банку, опустим туда веточку и станем наблюдать за ростом кристалла. А что получится, мы с вами узнаем скоро.
А теперь из ученых снова превращаемся в ребят и возвращаемся в наш любимый детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельностью «Волшебница соль» для детей старшей группы
Программное содержание:· Расширять представления о соли её свойствах и качествах.· Формировать способы зрительного и...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта).
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебница- соль» (подарок маме к 8 Марта)....
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-соль»
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-соль»...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....
Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Волшебница-соль" (экспериментирование)...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «Волшебница соль» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Уважаемые работники дошкольного образования, для расширения и уточнения представлений детей о соли и ее свойствах , можно провести занятие по опытно-эксперементальной деятель...